Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

"Розовый этюд" Саакашвили Грузинский президент дал возможность аджарской оппозиции разыграть тот же сценарий, с помощью которого сам пришел к власти

В конце апреля - начале мая ситуация вокруг и внутри мятежной грузинской автономной республики Аджария подошла к "красной черте", за которой ее ожидали либо гражданская война, либо полное подчинение Тбилиси. Президент Грузии Михаил Саакашвили еще в середине месяца окончательно и бесповоротно решил, что более не намерен терпеть у себя под боком еще один неподконтрольный регион плюс к тем двум (Абхазия и Южная Осетия), которые он получил в наследство от Эдуарда Шеварднадзе. За полтора месяца, которые прошли со дня переговоров между аджарским лидером Асланом Абашидзе и президентом Грузии, положение в стране, которое тогда казалось сложным и противоречивым, стало просто критическим. Саакашвили, который, казалось, демонстрировал политическое безволие и неспособность справиться с очередными сепаратистами, в конце апреля неожиданно повел себя как грамотный и дальновидный политик, загнав "аджарского льва" в безвыходное положение. Теперь, что бы ни предпринял Абашидзе, все может обернуться против него.

После переговоров, которые Саакашвили провел 18 марта в Батуми, перемирие между Грузией и вышедшей из-под контроля автономией продолжалось всего несколько дней. Тогда (как и теперь) ключевым вопросом для Саакашвили были так называемые аджарские незаконные вооруженные формирования, которые не только мешали грузинским войскам навести порядок в Аджарии, но даже угрожали безопасности самой метрополии. Эти силы, заведомо более слабые, чем грузинская армия, на самом деле были (и остаются) достаточно сильны, чтобы превратить полицейскую операцию по наведению порядка в гражданскую войну, которую впоследствии было бы весьма тяжело прекратить, учитывая, что в регионе пересекаются интересы не только Саакашвили и Абашидзе, но и США и России, каждая из которых поддерживает одну из сторон в этом конфликте.

Вообще-то сведения о вооруженных формированиях Аджарии и их преданности Абашидзе остаются пока достаточно противоречивыми. О том, сколько именно военнослужащих готовы взяться за оружие и сложить голову за своего лидера, доподлинно знает, наверное, лишь сам аджарский президент. Саакашвили сразу же после переговоров называл цифру в полторы тысячи человек. Но уже после этого в ряды защитников Аджарии влились 25-я мотострелковая бригада Министерства обороны Грузии во главе с генералом Думбадзе, а также сотрудники аджарского Управления внутренних дел страны. Однако и эти данные нуждаются в корректировке - во-первых, многие военнослужащие 25-й бригады (почти все офицеры) вернулись в стан Саакашвили, а во-вторых, как показала практика, некоторые верные Абашидзе формирования отказываются выполнять его приказы, в частности - о разгоне митингующих оппозиционеров.

Но все-таки, как ни крути, на вооружении сторонников Абашидзе есть не только традиционные пулеметы и автоматы Калашникова, но также и бронетехника, в том числе танки. Нельзя сбрасывать со счетов и особенности региона. Заниматься прогнозированием развития конфликта при совершенно непредсказуемом кавказском темпераменте его участников - дело неблагодарное.

Генеральная репетиция

Так что общевойсковые учения грузинской армии с применением авиации и военно-морских сил, с которых началось нынешнее обострение конфликта, можно назвать совершенно логичным шагом Тбилиси, который решил заранее напугать Батуми. Масштаб учений, учитывая силы вероятного противника, впечатлял: более тысячи военнослужащих, 30 единиц тяжелой техники - танков, бронетранспортеров, артиллерийских установок, а также свыше полутора десятков боевых кораблей и катеров. Учения прошли с 30 апреля по 2 мая. Их тема более чем прозрачно намекала на один из вариантов решения аджарской проблемы: отработка механизмов эвакуации населения из кризисного района. Кризисных регионов у Грузии три. Учения происходили у административной границы Аджарии. Выводы напрашиваются сами собой.

За несколько дней до начала маневров Саакашвили заявил, что решит проблему быстро, но мирно. "Местному руководителю не нравится, что у него нет поддержки местного населения, но это - его проблема. В Аджарии все будет решено в короткие сроки и мирно", - сказал он 28 апреля. Возможно, грузинский президент тогда имел в виду, что противник не успеет начать войну, как тут же ее проиграет. Вообще представители Тбилиси столь часто в последнее время угрожали разрешить конфликт силой, одновременно ссылаясь на свое намерение держаться "мирных способов", что окончательно всех запутали. А если судить об их замыслах по конкректным шагам, то получается, что войны не избежать. Лучше всех это понимают сторонники Абашидзе, некоторые из которых даже стали перебегать на сторону Саакашвили, как это сделали двое личных телохранителей президента Аджарии братья Роин и Иакоб Махарадзе.

Впрочем, и Абашидзе не стал сидеть сложа руки. Еще до начала грузинских маневров он объявил в автономии тотальную мобилизацию, одновременно подписав указ о создании районных управлений Министерства госбезопасности Аджарии и советов безопасности, которым предложил не допустить создания незаконных вооруженных формирований (sic! на этот раз незаконных с точки зрения автономии) и беспорядков. О результатах мобилизации ничего не сообщается, но сам факт ее объявления еще больше спутал расчеты относительно потенциальной численности аджарской армии. 24 апреля парламент республики принял решение о повторном вводе на территории автономии чрезвычайного положения и комендантского часа. "У нас есть сведения, что центральные власти активно формируют вооруженные отряды, в том числе на основе регулярных армейских соединений, для вторжения в Аджарию", - заявил спикер парламента Георгий Цинцикладзе.

Пятая колонна

После того как в Батуми объявили о введении чрезвычайного положения, Саакашвили объявил решения аджарского парламента незаконными и призвал население Аджарии не подчиняться им. При этом президент традиционно отметил: "Ни о каком вторжении в Аджарию речи нет, и местное население само справится с несколькими выжившими из ума личностями". Население, конечно, само ни с кем бороться не может - для этого его надо организовать. На этот случай в демократических или псевдодемократических странах и существует оппозиция.

Если в начале апреля Грузия находилась в довольно щекотливом положении, так формально большинство аджарцев на выборах поддержали Абашидзе, а права на самоопределение у аджарского народа никто не отнимал, то уже в конце месяца Саакашвили сумел разыграть карту недовольных правлением мятежного лидера граждан свободной Грузии. Это позволило Тбилиси всерьез заговорить о нелигитимности правления Абашидзе. Уже 24 апреля Саакашвили заявил, что "в ближайшее время на повестку дня может встать вопрос о проведении досрочных выборов аджарских властей".

Так Саакашвили плавно перевел политическое противостояние с Асланом Абашидзе в несколько иную плоскость. До последнего времени Саакашвили называл президента автономии своей главной проблемой и чуть ли не личным врагом. Теперь перед мировым сообществом предстал не политический оппонент, с которым пытаются разобраться при помощи танков и авиации, а узурпатор и угнетатель аджарского народа. Второй Саддам, короче.

Вскоре появились и факты, способные убедить в этом мировую общественность. 30 апреля на митинг протеста у здания городского суда Батуми собрались примерно 200 человек. Они скандировали: "Миша, Миша", поддерживая таким образом Михаила Саакашвили, и призывали к отставке аджарского лидера. Отряд спецназа Аджарии и отряд быстрого реагирования разогнали представителей аджарской оппозиции, поранив пятерых участников митинга.

2 мая в Батуми был задержан представитель оппозиционного движения "Демократическая Аджария" Роман Киркитадзе. Нашлись свидетели, которые утверждали, что во время задержания ему подбросили в карман гранату и сильно избили.

Еще через два дня, 4 мая, в демонстрации в центре Батуми участвовали уже 500 человек, которые протестовали против политики Абашидзе. Власти предложили участникам митинга разойтись, те отказались, и после этого "полицейские были вынуждены применить к ним силу" (деревянные дубинки, брандспойт). В результате пострадали около 50 человек.

В тот же день в Батуми у здания университета начался еще один митинг. Вечером в нем участвовало уже около пяти тысяч человек. Среди них были представители оппозиции, в том числе прибывшие из близлежащих районов автономии, студенты и преподаватели университета. На этот раз власти решили никого не разгонять, опасаясь, как объяснили полицейские, провокаций. На следующий день в демонстрации участвовали уже 15 тысяч человек.

По словам одного из лидеров аджарской оппозиции, главы "Республиканской партии Грузии" и члена парламента страны Давида Бердзенишвили, в Аджарии происходит демократическая революция. "Абашидзе не подчиняются почти все имеющиеся в автономии силовые структуры, и глава Аджарии располагает лишь несколькими десятками человек, у которых нет иного выбора", - заявил Бердзенишвили. Ситуация и впрямь стала напоминать хорошо знакомую тбилисскую историю, которая, как известно, закончилась переворотом.

Лев в западне

Однако сегодня все намного сложнее. Шеварднадзе, несмотря на весь свой многолетний опыт политической борьбы, не сумел удержать власть - да и мог ли он это сделать, когда против него выступала хорошо организованная и финансируемая оппозиция, за которой стояло большинство населения центральной Грузии? У Абашидзе за плечами нет подобного опыта, но зато у него есть решительность и готовность идти до конца. Возможно, это объясняется тем, что он не успел подготовить ходы к отступлению. "Аджарского льва" загнали в угол, и теперь он начинает готовиться к самому худшему.

По решению руководства Аджарии в воскресенье утром были взорваны два автомобильных моста, которые ведут в автономию. Один из них проложен через реку Чолоки на административной границе с Грузией. Мосты в понедельник начали восстанавливать, но признаки того, что мятежный лидер находится в крайне нервозном состоянии и судорожно пытается организовать оборону, которая перестает ему подчиняться, появились в самых разных местах. В аджарских городах Кобулети и Цихисдзири было разобрано железнодорожное полотно, соединяющее Батуми с Грузией. В районе Чолоки заняли оборону около тысячи сторонников Абашидзе и несколько единиц тяжелой военной техники. В ночь на вторник глава Аджарии объявил, что намерен максимально ужесточить режим чрезвычайного положения. В Кедском районе Аджарии вооруженные лица, которых тут же назвали сторонниками Абашидзе, обстреляли автобус, в котором находились местные жители, направлявшиеся на митинг в Батуми. В результате обстрела были ранены два человека.

Между тем стороннники Абашидзе стали покидать его в массовом порядке. После того как от 25-й дивизии, которая перешла было на его сторону, осталась одна только бронетехника без личного состава, от него ушли еще 25 военнослужащих отряда быстрого реагирования, дислоцированного у административной границы Аджарии в Какути, а также четверо депутатов аджарского парламента.

Все это происходило на фоне обращенных к Тбилиси заявлений, почти просьб мятежного лидера дать ему еще немного времена. Он оправдывался что, не может разоружить вооруженные формирования, напоминал о пацифистских прокламациях самого Саакашвили, но тот остался глух к словам своего противника.

Триумф до победы

Аджарский кризис, скорее всего, завершится в ближайшие несколько дней или часов. Даже если Абашидзе не свергнут сами аджарцы (чего так хочет Саакашвили), переворот произойдет под дулами грузинских танков. 4 мая в Совете национальной безопасности Грузии проходило совещание с участием президента, на котором обсуждалась ситуация в Аджарии. Совет рассматривал в качестве одного из вариантов арест Аслана Абашидзе и его ближайшего окружения как людей, причастных к тяжелым преступлениям.

После заседания Саакашвили обратился к аджарцам с речью, призвав их свергнуть своего президента. "Я обращаюсь к дислоцированным на территории Аджарии военным структурам и правоохранительным структурам. Я приказываю вам не подчиняться преступным указаниям Аслана Абашидзе... Всей Грузии нужна максимальная выдержка и мобилизация. Я не оставлю вас в беде. Я сделаю все, чтобы перевернуть эту позорную страницу в истории Грузии раз и навсегда", - сказал грузинский лидер.

Мировому сообществу уже продемонстрировали кадры разгона митингов в Батуми. Парламент Грузии уже поддержал президентское решение о проведении досрочных выборов в Аджарии. 2 мая Саакашвили выдвинул Абашидзе ультиматум - в течение 10 дней разоружить незаконные формирования, а когда тот заявил о невыполнимости подобных условий, то сократил срок до трех часов. И, наконец, по истечении этого времени, Саакашвили объявил о том, что в Аджарской автономии вводится прямое президентское правление из центра. Похоже, в Тбилиси уже готовят шампанское...

Российское присутствие

В качестве послесловия стоит отметить, то до сих пор в этом конфликте не прозвучал еще один голос. Голос самой главной военной силы, присутствие которой до сих пор оказывало серьезное влияние на развитие конфликта - 12-й российской военной базы. Формально она подчиняется российскому Минобороны, но служат в составе дислоцированных там частей в основном аджарцы, имеющие двойное гражданство. Как сообщалось ранее, Абашидзе всерьез рассчитывает на то, что российские (аджарские) военные не останутся безучастными в случае конфликта с Грузией, и если бы все пошло именно по такому сценарию, то итоги спецоперации по наведению порядка в автономии предсказать было бы очень и очень сложно.

Но пока что сведений об активности на базе нет. Обошла ее стороной и мобилизация, которую объявил Абашидзе. Возможно, российские военные учли аргумент Саакашвили, который заявил, что "когда обсуждается с Россией вопрос, чтобы террористы не переходили из Грузии на российскую территорию, то и от России мы требуем того же".

Получается, что Россия, которая почти не предприняла никаких шагов для спасения батумского режима, соблюла нейтралитет во имя своих кавказских интересов. Однако в связи с последними событиями возникает другой вопрос. Каков реальный статус российских военнослужащих на Кавказе? Действительно ли они являются инструментом внешней политики Москвы в этом регионе? По крайней мере, в Аджарии они были похожи скорее на заложников кризиса и инструмент влияния на Россию. Однако это уже совсем другая история...

P.S.

По поступившему в ночь со среды на четверг сообщению премьер-министра Грузии Зураба Жвании, глава Аджарии Аслан Абашидзе ушел в отставку и вместе с сыном Георгием, который является мэром Батуми, вылетел в Москву. Михаил Саакашвили, выступая в прямом эфире грузинского телевидения, поздравил Грузию с отставкой главы Аджарии Аслана Абашидзе.

Павел Аксенов

Предыдущие материалы по теме:

Аджарский тупик [22.04.2004] Чем занимались Грузия и Аджария в течение месяца, прошедшего со дня встречи Саакашвили и Абашидзе

Грузины договорились [18.03.2004]Переговоры между Асланом Абашидзе и Михаилом Саакашвили завершились к общей выгоде

"Если завтра война..." [15.03.2004]...что собой представляют ВС Грузии и Аджарии

"Я хочу предупредить Аслана Абашидзе" [15.03.2004]Полный текст обращения к нации грузинского президента Михаила Саакашвили

Битва за Аджарию [30.01.2004]США и Грузия против России и Аджарии

Аджарский лев зарычал [25.11.2003]Но пока не очень громко

Досье Vip.Lenta.Ru
Мирная грузинская революция

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15