Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Случилось странное "Южный поток" не укладывается в турецкие воды

"Южный поток" - гигантский газопровод по дну Черного моря - должен стать одним из основных энергетических и геополитических проектов России. Москва, настырно проталкивавшая данный проект в ЕС, все последние годы твердила о незыблемости своих планов начать и завершить строительство трубы в более или менее разумные сроки. После стольких лет усилий любые заявления о том, что "Южный поток" может быть заброшен за ненадобностью, звучат как покушение на основы российской энергополитики. Особенно когда подобные планы озвучивает российский же вице-премьер по энергетике.

Споры с Украиной, через которую в ЕС идет около 80 процентов российского газа, вынуждали "Газпром" дважды с 2006 года перекрывать трубу в ЕС. В результате Москва решила построить две трубы - "Северный поток" и "Южный поток" - в обход транзитных стран. Если поставки по "Северному потоку" планируется начать осенью 2011 года, то "Южный поток" застрял в "бумажной" стадии. Газопровод, участниками проекта строительства которого выступают "Газпром" и итальянская Eni (также должна присоединиться французская EDF), предназначен для ежегодных поставок до 63 миллиардов кубометров российского газа в Европу. "Газпром" обещает запустить "Южный поток" к концу 2015 года, но, похоже, не укладывается в срок.

Проблем много. Россия, пообещавшая понастроить целый ряд ответвлений от данной трубы, все еще не может решить, где именно "Южный поток" будет выныривать в ЕС (рассматриваются Румыния и Болгария). Со своей стороны, Еврокомиссия, одержимая желанием диверсифицировать поставки газа и запустить трубопровод Nabucco, также тормозила многомиллиардный российский проект, чем неоднократно вызывала раздражение Москвы. Но основным препятствием на пути "Южного потока" в последнее время стала Турция, которую Россия уговаривает принять участие в проекте последние полтора года.

"Южный поток" должен пройти в турецких территориальных водах, но Анкара не спешит дать добро Москве на прокладку трубы. Турки тянут даже несмотря на то, что Москва очень настойчиво педалирует российско-турецкий энергетический союз. Россия, в частности, согласилась построить первую АЭС в Турции, а также принять участие в проекте строительства нефтепровода Самсун-Джейхан, за счет которого Турция хочет разгрузить Босфор. Тем не менее, колебания турецкой стороны не прекратились.

Не удивительно, что "Южный поток" вновь всплыл в марте 2011 года, когда в Москву прибыл турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган. С турецким премьером злополучную трубу, в частности, обсуждал президент России Дмитрий Медведев. Но эти переговоры, видимо, оказались настолько непродуктивными, что Москва решила довольно неуклюже подтолкнуть Анкару в нужную сторону.

Вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в правительстве РФ энергетику, неожиданно заявил газете "Коммерсантъ", что "Газпром" и чиновники изучают различные возможности доставки газа в ЕС, включая строительство завода сжиженного природного газа на Черном море, который может стать как дополнением, так и альтернативой "Южному потоку". Сечин также отметил, что турецкие власти должны были одобрить строительство "потока" еще в прошлом году, но все затягивают с решением. В Москве, добавил чиновник, не понимают, в чем проблема.

Комментарии Сечина последовали за не менее неожиданными заявлениями, которыми Владимир Путин и министр энергетики Сергей Шматко обменялись в ходе рабочей встречи, предшествовавшей визиту Эрдогана. Шматко, в частности, сообщил Путину, что в апреле в Брюсселе должна состояться презентация проекта "Южный поток" с участием представителей Еврокомиссии. Он также добавил, что Еврокомиссия сделала свою презентацию альтернатив по прокладке "Южного потока", в том числе - за счет создания производства сжиженного природного газа (позднее представители ЕС сообщили Bloomberg, что в Брюсселе с РФ такие перспективы не обсуждали).

Премьер, выслушав Шматко, поручил рассмотреть вопрос строительства на Черном море подобного завода в рамках проекта "Южный поток". Кроме того, премьер рекомендовал Минэнерго изучить возможность поставок в Европу газа с Ямала, где завод по сжижению газа собирается строить крупнейший независимый производитель газа в России "Новатэк", а также просчитать эффективность экспорта газа по трубопроводам и в форме СПГ.

Всего годом ранее премьер безапелляционно утверждал, что поставлять газ в Европу по трубе всегда дешевле, но на встрече со Шматко Путин заявил, что транзит СПГ на расстояние более 2,5 тысячи километров становится дешевле, чем транзит газа на аналогичное расстояние по трубам. Речь, уточним, шла в контексте разговора о возможных поставках в ЕС с заводов на Ямале. Если же применить подобную формулу (минимально рентабельное расстояние поставок СПГ в танкерах - 2500 километров) на транспортировку газа с российского берега Черного моря, то получается, что единственная возможность для российских танкеров преодолеть такое расстояние - пройти через Босфор, который контролирует Турция.

Похоже, в правительстве сами пока не поняли, чего именно хотят. После того как Сечин заявил о заводе СПГ как альтернативе "Южному потоку", министр энергетики Шматко фактически опроверг слова коллеги. "Мы так принципиально вопрос не ставим", - сказал он, пояснив, что со странами-партнерами в Европе уже заключены соответствующие соглашения по "Южному потоку". "Можно говорить лишь об альтернативе прокладки морской части трубопровода", - заявил министр энергетики.

Длина морской части газопровода "Южный поток" составит около 900 километров, а на территории РФ будет дополнительно построено еще 2300 километров трубопроводов. Стоимость "Южного потока" оценивается в 10-15,5 миллиарда евро.

Короче говоря, Москва, если следовать заявлениям Шматко, лишь пытается обойти Турцию, рассматривая в качестве альтернативы морской части "Южного потока" возможность гонять газ танкерами, в которые будет закачан сжиженный газ. Подробностей того, как будет функционировать данная схема, чиновники не раскрыли. Но можно, к примеру, представить, что Россия будет возить газ в танкерах до терминалов в ЕС, где он будет опять перегоняться в трубопроводы.

Подобная замена трубы выглядит странно, ведь объемы, которыми завод СПГ сможет заполнять танкеры, значительно уступают запланированным мощностям "Южного потока" - примерно в 5-6 раз. Так что в качестве замены морской части проекта эти проекты не выглядят равноценными. Вариант, при котором Москва построит сразу завод и трубу, вообще звучит дико. В бассейне Черного моря такое количество СПГ будет некому сбыть, а через перегруженный Босфор танкеры не пройдут. В январе Анкара заявила, что чрезмерный трафик энергоресурсов через проливы и так уже угрожает безопасности 12-миллионного Стамбула.

Неясно и то, откуда Россия возьмет дополнительные ресурсы для загрузки завода, если до сих пор не известно, где Москва планирует брать газ для трубы. Разработка месторождения Ямала постоянно отстает от графика, а торговля сырьем с Туркменией практически прекратилась в 2009 году.

На самом деле сейчас единственная, более того, вполне функционирующая альтернатива "Южному потоку" - украинская ГТС, желательно модернизированная. Но признать это для Москвы - значит вновь поставить себя в зависимость от внутриполитических раскладов на Украине. Поэтому Россия, скорее всего, будет давить на Турцию и далее.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15