Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Диагноз: Карабах В Париже Ильхам Алиев и Роберт Кочарян могут впервые встретиться тет-а-тет

Нагорный Карабах был первым местом вооруженного конфликта на территории тогда еще существовавшего, но уже смертельно больного СССР. 40 тысяч погибших и более миллиона беженцев - вот цена почти пятилетнего противостояния Азербайджана и Армении. В 1994 году боевые действия прекратились, однако с тех пор существенных подвижек в вопросе мирного урегулирования конфликта не наблюдалось. Даже встречи президентов двух стран - Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна - ни к чему существенному не привели. Ильхам Алиев, сменивший отца во главе Азербайджана, еще не встречался со своим армянским коллегой один на один. Наверное, поэтому на запланированную на 10 февраля встречу в Париже и возлагаются такие надежды всеми участниками процесса мирного урегулирования.

На прошедшей неделе в Лондоне встречались министры иностранных дел двух стран - Вардан Осканян и Эльмар Мамедьяров. На их переговорах присутствовали также представители Минской группы ОБСЕ (Россия, Франция и США), а также спецпредставитель ОБСЕ от Польши. "Встреча проходила в российском посольстве в закрытом режиме", - проинформировал прессу сотрудник российского диппредставительства в Великобритании. Он уточнил, что российская сторона не планировала никаких заявлений для прессы по итогам встречи. Переговоры продолжались два дня и, несмотря на понятные различия в комментариях их участников, общий итог можно назвать удовлетворительным: стороны признали, что прогресс достигнут, о чем в первую очередь и свидетельствует начало подготовки к рандеву Алиева и Кочаряна.

Комментируя итоги лондонских переговоров, Вардан Осканян оценил их как положительные, отметив, что "трудности все же дают о себе знать". По его словам, стороны в ходе лондонской встречи не рассматривали какое-либо конкретное соглашение, а обсудили "полустраничный рабочий документ, который можно охарактеризовать как пособие по правилам ведения переговоров". "В данном документе описаны принципы разрешения нагорно-карабахского конфликта", - отметил Осканян. В свою очередь глава азербайджанского МИД Эльмар Мамедьяров признал "насыщенную и интенсивную" атмосферу переговоров, но заявил, что они носили "достаточно сложный характер". "Сохраняется принципиальное наличие возможности для обсуждения вопросов, находящихся в центре этого переговорного процесса, в ходе его продолжения", - отметил министр.

20 февраля 1988 года Нагорно-Карабахский областной совет народных депутатов решил ходатайствовать перед Баку и Ереваном о передаче Нагорного Карабаха из состава Азербайджана в состав Армении. В Азербайджане начинаются волнения. 27-29 февраля 1988 года прошли массовые армянские погромы в городе Сумгаите, в результате чего десятки человек были убиты. Баку начал экономическую блокаду мятежного региона. 1 декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР и Национальный Совет НКАО принимают постановление о воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха. Азербайджан отвечает принятием декларации "О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики", после чего начались полномасштабные боевые действия. Вооруженные соединения карабахских армян к 1994 году установили контроль над всей территорией республики и захватили области к западу от нее - в общей сложности 14 процентов от территории Азербайджана. Во время войны 40 тысяч человек погибли, около миллиона стали беженцами. 5 мая 1994 года при посредничестве России в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол о прекращении военных действий с 00 часов 01 минуты 12 мая 1994 года.

По мнению американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Стивена Манна, "переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта достиг такого уровня, что встреча президентов Армении и Азербайджана стала необходимостью". В то же время было бы наивным предполагать, что сторонам удалось сгладить все острые вопросы. Признал это и Манн. "Между сторонами все еще сохраняются определенные разногласия относительно некоторых принципов урегулирования", - заявил представитель США, но углубляться в подробности не стал. Хотя и так понятно, что камнем преткновения на переговорах любого уровня по Карабаху является статус самопровозглашенной республики. Переговоры в Лондоне в очередной раз подтвердили прогнозы, согласно которым сенсаций в урегулировании конфликта на министерском уровне ждать не приходится, но при этом сохраняется "окно возможностей" для прорыва в диалоге на уровне президентов.

По завершении встречи в Лондоне в прессе стали появляться сообщения, что переговоры президентов пройдут в первой декаде феврале в Париже. Как заявил позже сам глава армянского МИД Вардан Осканян, президент Франции Жак Ширак лично пригласил глав Армении и Азербайджана во французскую столицу. "Уже можно зафиксировать, что встреча президентов состоится, так как нам было передано приглашение Жака Ширака, адресованное главам двух стран, с предложением участвовать в очередной встрече во Франции", - сказал Осканян. По его словам, французской стороной уточняются детали, связанные со сроками и местом проведения будущей встречи.

Стоит заметить, что к началу переговоров у сторон появится новый материал для размышления: 1 февраля в парламенте Великобритании будет обнародован доклад группы британских и международных экспертов по Нагорному Карабаху. Об этом сообщили в аппарате одного из депутатов Палаты общин, участвовавшего в подготовке доклада, Энгуса Робертсона. Главной темой доклада станет анализ деятельности международных посредников по разрешению армяно-азербайджанского конфликта. А таких посредников, как известно, было хоть отбавляй - от российских министров до сенаторов США.

Можно ли ждать от встречи Кочарян-Алиев конкретных результатов, выраженных в межгосударственных договоренностях, сказать сложно. В Баку не считают реальным подписание в Париже какого-либо соглашения. "2006 год может стать годом, когда будут предприняты определенные шаги по урегулированию конфликта. Но здесь особую значимость имеет первый шаг, после чего процесс приостановить будет невозможно. Однако препятствием всему этому продолжает оставаться руководство Армении. Вместе с тем я не считаю реальным подписание какого-либо соглашения на первой встрече президентов Азербайджана и Армении в текущем году", - считает заведующим отделом внешних связей Исполнительного аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов. По его мнению, первую скрипку в миротворческом процессе играет именно Ильхам Алиев, а его армянский коллега только мешает урегулированию, как, впрочем, и вся Минская группа ОБСЕ. Но подобный односторонний подход к оценке складывающейся ситуации характерен и для Армении - там тоже всех собак привыкли вешать на азербайджанцев.

Нагорный Карабах. Фотогалерея Юлии Вишневецкой, Lenta.Ru

Нагорный Карабах. Фотогалерея Юлии Вишневецкой, Lenta.Ru

Lenta.ru

В конце прошлого года тон высказываний по карабахской проблеме навевал самые оптимистичные мысли - большинство наблюдателей сходилось во мнении, что 2006 год ознаменуется прорывом в армяно-азербайджанских отношениях. Проектный директор Международной кризисной группы по Кавказу Сабина Фрейзер, комментируя итоги декабрьского визита сопредседателей Минской группы ОБСE в Южно-Кавказский регион, заявила, что Баку и Ереван как никогда близко подошли к мирному урегулированию. Фрейзер выразила согласие с высказываниями сопредседателей Минской группы о том, что в 2006 году стороны не должны упускать благоприятной возможности решить все мирным путем: "Если учитывать, что в 2007 и 2008 годах в регионе планируется проведение выборов, не похоже, что политические элиты захотят идти на сложные компромиссы". По ее словам, Армения уже отказалась от требования определения статуса Нагорного Карабаха до освобождения "оккупированных" территорий. Обе стороны, отметила Фрейзер, соглашаются с тем, что мирный процесс начнется только после вывода вооруженных сил с "оккупированных" территорий, предоставления гарантий безопасности и возвращения временно перемещенных лиц в свои дома.

Есть сближение по позициям. Но вместе с тем есть понимание неприемлемого для той и другой сторон. Поэтому поле поиска вариантов и для сторон, и для нас сузилось. С одной стороны, это облегчает задачу. Но говорить, что договоренность стала вырисовываться, я бы пока не стал.

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков, декабрь 2005 года.

Миротворческая миссия ОБСЕ, в декабре посетившая конфликтный регион, изучала места и условия, где могут расположиться миротворческие силы. Этот вопрос также принимается близко к сердцу и в Баку, и в Ереване, и в Степанакерте (административный центр Нагорного Карабаха). Планируется, что миротворцы должны прибыть в Карабах только после того, как до чего-либо договорятся главы Азербайджана и Армении. Функции и состав миротворческих сил пока не определены: их участие может варьироваться от размещения наблюдателей до проведения широкомасштабной операции с разоружением и демилитаризацией всего региона.

Однако, по мнению одного авторитетного карабахского эксперта, судя по всему, размещение миротворческих сил в зоне конфликта может быть произведено до достижения политического соглашения. "Это самый нежелательный для нас вариант, - отметил эксперт, - поскольку вооруженные до зубов миротворческие силы будут призваны не только предотвращать возможные столкновения между армянской и азербайджанской сторонами, но и, в случае принятия неприемлемых "компромиссов", защищать власти от собственного народа. У людей уже не будет возможности воздействовать на собственные власти".

Похожую точку зрения высказал и депутат парламента Нагорного Карабаха от оппозиционного блока "Дашнакцутюн-Движение 88", генерал-майор Виталий Баласанян. "Я думаю, что народ Карабаха не примет идеи о размещении в зоне конфликта международных миротворческих войск", - полагает парламентарий. Свое мнение он обосновал тем, что решение конфликта, даже при наличии миротворческих войск, невозможно без достижения соглашения о мире: "Посредникам прежде всего необходимо дать оценку прошедшим военным действиям - четко определить статус стороны, начавшей войну, победившей и проигравшей, и только на основе этого садится за стол переговоров. Сейчас никто не может сказать, кто должен вести переговоры и каков должен быть их предмет".

Нагорный Карабах. Фотогалерея Юлии Вишневецкой, Lenta.Ru

Нагорный Карабах. Фотогалерея Юлии Вишневецкой, Lenta.Ru

Lenta.ru

Если припомнить последние высказывания на карабахскую тему главных действующих лиц - Кочаряна и Алиева, то оптимизма относительно перспектив урегулирования убавится. В Баку привыкли заявлять, что готовы хоть сто лет воевать за Карабах, но он все равно должен остаться азербайджанской территорией; в Ереване же не устают повторять, что армянская республика Арцах (историческое название Нагорного Карабаха) никакого отношения к Азербайджану не имеет и нуждается в полной независимости от тамошних деятелей. А вот председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт считает, что надежда на "размораживание" карабахского конфликта существует уже только потому, что Алиев и Кочарян готовы к личной встрече. "Я планирую повидаться с каждым из них. Я думаю, что важен уже сам факт того, что они договорились о встрече", - заметил де Гухт 17 января.

Одним словом, прогнозы на предстоящую встречу, если согласиться с тем, что она все же состоится, можно делать самые разные. Но армянская поговорка утверждает, что "если осталось дело до завтра - считай, что застряло", а азербайджанская гласит: "боль забывается, привычка - нет". Через боль народ Нагорного Карабаха уже прошел, прискорбно, если незавидный статус "непризнанного" войдет у него в привычку.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15