Вводная картника

Заложники рыбы

У Шпицбергена арестованы траулер "Дмитрий Покрамович" и транспортное судно "Капитан Горбачев"

Россия

Упустив мурманский траулер "Электрон", власти Норвегии не теряют надежды заставить российских рыбаков вести промысел в водах Баренцева моря по своим законам. В понедельник, 24 октября, в районе архипелага Шпицберген норвежская береговая охрана арестовала два российских рыбопромысловых судна. Рыбаки считают действия норвежских властей незаконными и ждут дальнейших указаний владельцев. Погасить конфликт без вмешательства политиков едва ли удастся.

Траулер "Дмитрий Покрамович" и транспортное судно "Капитан Горбачев" были задержаны в понедельник утром в районе, который объявлен норвежцами рыбоохранной зоной, но не признается "норвежским" Россией. Как рассказал "Коммерсанту" владелец "Покрамовича" Владимир Загородский, около десяти утра, когда траулер в районе острова Медвежий перегружал улов на транспортное судно "Капитан Горбачев", к ним подошел норвежский корабль береговой охраны W320 Nordkap. Двое норвежских инспекторов рыбоохраны поднялись на борт траулера, проверили трюмы и судовые документы, никаких претензий к грузу не предъявили, но через некоторое время заявили об аресте судна. При этом норвежцы изъяли у капитана промысловый и судовой журналы и предложили проследовать в порт Тромсе.

Капитаны судов отказались. Памятуя о случае с "Электроном", который увез двух инспекторов в территориальные воды России, норвежцы не стали дважды наступать на те же грабли, и в этот раз на суда был высажен более солидный десант. В районе Медвежего появился второй корабль норвежской береговой охраны. С его борта на "Покрамовича" высадились 11 военных и два инспектора. Капитан траулера Владимир Евсеев расценил действия норвежской береговой охраны как захват судна, о чем в радиотелеграмме доложил владельцу - компании "Мурманрыбпром". Так же поступил и капитан "Горбачева".

Кадр телеканала "Россия"

Кадр телеканала "Россия"

Lenta.ru

Хозяева судов объявили действия своих капитанов правильными и заявили о незаконности действий норвежцев. Как объяснили журналистам в представительстве Архангельского тралового флота и "Мурманрыбпроме", по международному законодательству уведомление о перегрузке рыбопродукции необходимо лишь при заходе судна в территориальные воды Норвегии, то есть в трехмильную зону вокруг острова Медвежий. В данном же случае, утверждает российская сторона, задержание судов проходило за ее пределами в международных водах.

Версия норвежцев отличается от российской. Как рассказал "Ведомостям" командующий северной эскадры береговой охраны Норвегии Стив Олсон, в субботу инспекторы береговой охраны проводили обычную проверку двух судов "Капитан Горбачев" и "Дмитрий Покрамович". В это время с траулера "Капитан Горбачев" на транспортный корабль "Дмитрий Покрамович" перегружалась рыба. Инспектора велели капитанам прекратить погрузку, а в понедельник, когда вся рыба была перегружена на борт "Дмитрия Покрамовича", арестовали эти суда за то, что они не уведомили власти о перегрузке.

"Капитан траулера "Капитан Горбачев" признался инспекторам береговой охраны, что знал о необходимости уведомить норвежские власти, но не сделал этого по указанию владельца судна", - говорит Олсон.

"Наши суда никогда до этого не уведомляли норвежцев о начале разгрузки. Это их новоизобретение. Российские суда пользуются в этом районе точно такими же правами, как и норвежские", - говорит директор государственного предприятия "Архангельский траловый флот" Юрий Никулин. Предприятие уже уведомило о произошедшем МИД России и Федеральное агентство по рыболовству и теперь надеется на вмешательство официальных инстанций. Так же поступил президент "Мурманрыбпрома" Павел Виноградов. Он пожаловался на действия норвежских властей сразу в 11 министерств и ведомств - от МИД России до Министерства сельского хозяйства.

Представитель Росрыболовства Константин Макеев еще в понедельник дал понять, что ведомство не видит нарушений в действиях наших рыбаков. Действующие в Норвегии правила противоречат Договору о Шпицбергене от 1920 года, в соответствии с которым наши рыбаки ведут там промысел, говорит руководитель департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства администрации Мурманской области Вячеслав Зиланов.

Гендиректор "Мурманрыбпрома" Владимир Загоровский. Кадр телеканала "Россия"

Гендиректор "Мурманрыбпрома" Владимир Загоровский. Кадр телеканала "Россия"

Lenta.ru

По словам представителя Росрыболовства, которого цитирует РИА "Новости", арест будет законным только в том случае, если российские суда вошли в территориальные воды Норвегии. В этом случае нашим соотечественникам могут инкриминировать пересечение госграницы без предупреждения. Пока ведомство не выяснило точные координаты задержанных норвежцами судов. "Сейчас мы выясняем с судовладельцами координаты - это где-то недалеко от территориальных вод Норвегии", - сказал представитель Росрыболовства. Во второй половине дня во вторник первый секретарь нашей дипмиссии в Норвегии Алексей Шацкий сообщил, что претензии норвежской стороны обоснованы: моряки вели промысел не в нейтральных, а в норвежских территориальных водах. Однако на Смоленской площади пока эту информацию не подтвеждают.

Еще в понедельник временный поверенный в делах Норвегии в Москве был вызван на Смоленскую площадь. Как сообщает "Интерфакс", главе норвежской дипломатической миссии дали понять, что очередное задержание двух российских судов близ Шпицбергена не способствует нормализации отношений между Москвой и Осло. По словам официального представителя МИД РФ Михаила Камынина, на фоне недавнего задержания траулера "Электрон" данный инцидент в очередной раз диктует необходимость "в самые сжатые сроки урегулировать проблему работы в районе Шпицбергена российских рыболовных судов".

Моряки уверены, что конфликт в Баренцевом море не случайно совпал с днем начала работы смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. "Подобные "закидоны" со стороны норвежской стороны начинаются каждый год накануне проведения морской двусторонней комиссии", - говорит Никулин. И действительно, если за весь прошлый год норвежские власти арестовали 10 российских судов, то только за один октябрь этого года задержаны четыре судна.

В МИДе пообещали поднять проблему Шпицбергена в ходе заседания Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, которая в понедельник начала работу в Калининграде. Однако инициатива российского внешнеполитического ведомства, похоже, не вызвала особого энтузиазма у чиновников. В понедельник они так и не нашли время обсудить ситуацию с "Электроном" и новый инцидент с "Покрамовичем" и "Горбачевым".

Упустив "Электрон", власти Норвегии не теряют надежды заставить российских рыбаков вести промысел в водах Баренцева моря по своим законам. Кадр НТВ

Упустив "Электрон", власти Норвегии не теряют надежды заставить российских рыбаков вести промысел в водах Баренцева моря по своим законам. Кадр НТВ

Lenta.ru

Пока чиновники заседают, власти Шпицбергена "шьют" дело российским морякам. Во вторник вице-губернатор Шпицбергена Руне Борд Хансен (Rune Bard Hansen) заявил, что решение о начислении штрафа уже принято, осталось только определить сумму. А на декабрь назначен суд по делу двух задержанных траулеров. По словам Хансена, арест с российских судов может быть снят во второй половине дня в среду, 26 октября. Чиновник также уточнил, что рыбаки будут отпущены только в том случае, если судовладельцы предоставят гарантии выплаты штрафа. Сумма залога определена в 100-200 тысяч долларов.

Пока капитанам удается контролировать ситуацию на судах. Капитан-директор архангельского траулера "Капитан Горбачев" Николай Белоусов отказался подписывать протокол задержания судна, составленный норвежской стороной. Не отстранен от управления и экипаж "Покрамовича", на котором находятся два норвежских инспектора и швартовая команда корабля береговой охраны. "Статус-кво судна как российского остается, но мы не можем быть уверены в сохранении такого положения, пока норвежские моряки находятся рядом с нашими на командном мостике", - говорят владельцы транспортного судна.

По их словам, они пока не получали официального уведомления от норвежских властей. И даже если получат, платить не станут. "Решение о выплате штрафа являлось бы признанием нашей вины, но вины мы не признаем", - заявил гендиректор "Мурманрыбпрома" Владимир Загоровский. А раз так, то капитанам арестованых судов остается либо последовать примеру "Электрона", либо продолжать уповать на помощь сверху. Что они выберут, станет понятно совсем скоро - едва ли российские моряки настолько богаты, чтобы терять по 10 тысяч долларов в день - а именно столько стоит день простоя траулера.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности