Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Непредсказуемая судьба абхазских политиков ЦИК назначил перевыборы в Гальском районе. Сергей Багапш - почти президент

Вот как интересно иногда поворачивается судьба. Еще несколько дней назад премьер-министр Абхазии Рауль Хаджимба сидел, наверное, в своем кабинете и праздновал с коллегами свою, казавшуюся тогда неизбежной, победу на выборах президента непризнанной республики. А спустя всего полтора дня после этого он уже казался настоящим оппозиционером, безуспешно пытавшимся оспорить сфальсифицированные кем-то другим результаты голосования. Теперь же, когда ЦИК Абхазии официально назначил повторные выборы в Гальском округе (что почти наверняка приведет к победе Сергея Багапша), Рауль Хаджимба вообще превратился чуть ли не в опального политика. Ясно, что такие перипетии в жизни абхазского премьера не могли произойти без участия Москвы.

Сейчас очевидно, что президентские выборы в непризнанной республике Абхазия ознаменовались неожиданным провалом чьего-то заранее разработанного сценария. Такой вывод можно сделать исходя из количества раз, когда ЦИК, кандидаты в президенты, нынешний президент и российское телевидение кардинальным образом меняли свое мнение по поводу их результатов и будущего развития событий. Уже несколько раз за прошедшие дни у наблюдателей возникало ощущение, что только что некие действующие лица договорились, наконец, о некой окончательной позиции. До сих пор это ощущение всякий раз оказывалось ложным.

В воскресенье, когда, собственно, происходили сами выборы, казалось, что итог их был уже предрешен. Уже вечером телеканал "Россия", как ни в чем не бывало, сообщил о предварительных результатах, согласно которым нынешний премьер-министр Рауль Хаджимба, считавшийся ставленником Москвы, должен был неминуемо набрать около 56 процентов голосов и стать президентом после первого тура. Конечно, уже в этот день было известно о многочисленных жалобах, якобы поступивших в ЦИК от других кандидатов, указывавших на нарушения, допущенные при составлении избирательных списков (якобы власти Абхазии внесли в списки несколько десятков тысяч "мертвых душ"). Однако наблюдатели, уверенные в том, что Россия, с одной стороны, поддерживает Хаджимбу, а с другой - полностью контролирует ситуацию в республике, предполагали, что жалобы эти останутся безответными.

СЕРГЕЙ БАГАПШ, кадр НТВ

СЕРГЕЙ БАГАПШ, кадр НТВ

Lenta.ru

Однако в понедельник ситуация в корне изменилась. Оппозиционное движение "Айтайра", поддержавшее на выборах главного соперника Хаджимбы - Сергея Багапша, опубликовало результаты собственного подсчета голосов, согласно которому именно Багапш стал победителем, набрав 51,1 процентов голосов избирателей. Эти данные совпадали с результатами exit polls, проведенных штабом Багапша. И не совпадали с результатами аналогичных опросов на выходе из избирательных участков, проведенных симпатизировавшей Хаджимбе организацией.

Однако любопытным было не это расхождение результатов (в конце концов, публиковать официальные данные имеет право только ЦИК), а молчание самой избирательной комиссии, которая в понедельник не смогла сообщить собственные выводы. Если кто уже забыл, именно так ведут себя ЦИКи в ситуациях, когда политическое решение о том, кто должен стать будущим президентом той или иной республики, еще не принято. В 14:00 понедельника ЦИК смог огласить только предварительные результаты по Сухумскому и Гагрскому районам, согласно которым на выборах с небольшим отрывом лидировал Рауль Хаджимба.

Еще более интересно повело себя российское телевидение. Логично было бы предположить, что оно продолжит говорить о победе "пророссийского" Хаджимбы как о наиболее вероятном исходе дела, а жалующихся оппозиционеров представит разбойниками, бузотерами или невменяемыми людьми. Вместо этого федеральные телеканалы начали очень подробно рассказывать о том, в каких нарушениях Багапш обвинил избиркомы, и постепенно приучать людей к мысли, что исход выборов еще далеко не предрешен. В этот момент показалось, что в ночь с воскресенья на понедельник в Кремле было принято решение повернуться спиной к "своему" кандидату и поддержать Багапша (который, кстати, имеет в Абхазии недобрую, хотя никакими фактами и не подтвержденную, славу прогрузинского лидера).

В этом свете достаточно логично выглядело выступление самого Хаджимбы. Вечером в понедельник, когда премьер-министр все еще официально считался лидером выборов, он вдруг заявил, что голосование было "нечестным и несправедливым", что на избирательных участках в некоторых районах (особенно - в Гальском, способном похвастаться значительным грузинским населением) на голосовавших оказывалось давление и что он будет добиваться аннулирования результатов выборов. Такое поведение Хаджимбы можно было понять двояко - то ли он узнал, что ЦИК собирался объявить о его проигрыше, и решил заранее подготовить наступление, то ли решил сыграть в игру "Выборы сфальсифицированы!" раньше, чем это сделает оппозиция. Последнее, правда, могло произойти только в том случае, если Хаджимба был уверен в способности абхазского народа устроить "революцию роз" по первому свистку Багапша.

РАУЛЬ ХАДЖИМБА, кадр НТВ

РАУЛЬ ХАДЖИМБА, кадр НТВ

Lenta.ru

Сам абхазский народ в количестве 100 человек в это время собрался у здания ЦИК и начал требовать немедленного объявления результатов президентских выборов. Требовали этого сторонники Багапша, уверенные, как и сам этот кандидат, в его безоговорочной победе. Что касается нарушений, якобы замеченных в Гальском районе (в котором, ясное дело, ожидалась победа Багапша), то и сам кандидат от оппозиции, и лига "За честные выборы!", и корреспондент газеты "Коммерсант" утверждали и утверждают, что никаких особых нарушений там зарегистрировано не было. Даже отключение света, о котором говорил Хаджимба, не прервало процесс подсчета голосов.

Это не помешало Хаджимбе, к которому к этому дню присоединились и другие кандидаты (все, кроме Багапша), настаивать на аннулировании результатов выборов и требовать проведения повторного голосования. Их ажиотаж усилился после того, как вечером во вторник, 5 октября, ЦИК вновь обнародовал предварительные данные по всем районам, кроме Гальского. Тут и выяснилось, что лидером стал уже не Хаджимба, а как раз Багапш. Правда, так как ЦИК не учитывал голоса жителей Гальского района, Багапш не смог набрать более пятидесяти процентов голосов. Это значило, что ЦИК не мог засчитать его победу и должен был, согласно абхазскому законодательству, назначить второй тур.

.title Досье VIP.LENTA.RU
Усмирение грузинских окраин

К этому моменту Рауль Хаджимба, окончательно потерявший надежду на то, что его буквально на днях провозгласят президентом Абхазии, уже требовал второго тура. По всей видимости, прямое сражение с Сергеем Багапшем казалось ему последней возможностью все-таки занять президентское кресло. Багапш, со своей стороны, о втором туре слышать ничего не хотел и настаивал на признании результатов по Гальскому району. Число его сторонников на площади у ЦИКа к этому моменту возросло до 300 человек. Люди эти продолжали требовать немедленного оглашения результатов.

Утром в среду, 6 октября, президент Абхазии Владислав Ардзинба встретился с обоими кандидатами и руководителем ЦИК Сергеем Смыром. Кандидаты комментировать встречу отказались. А вскоре после этого оппозиция в лице Багапша согласилась на повторное голосование в спорном Гальском районе. А около 14 часов по московскому времени ЦИК Абхазии официально заявил, что такие перевыборы действительно состоятся 17 октября. Таким образом, до этой даты вопрос о будущем президенте республики остался открытым.
Однако, если политическая ситуация не изменится, то президентом, скорее всего, станет Багапш. Согласно данным по уже подсчитанным участкам, за него проголосовали 35092 человека, а за Рауля Хаджимба - 30120 человек. При условии адекватного проведения выборов в пробагапшевском Гальском районе, абхазский кандидат от оппозиции очень скоро превратится в президента.

Очень трудно не обратить внимания на тот факт, что ЦИК Абхазии сначала удивительно быстро сменил свое мнение относительно превосходства одного из кандидатов по уже подсчитанным участкам, а потом удивительно легко принял решение, играющее на руку Сергею Багапшу. Странным это кажется потому, что Рауль Хаджимба до начала выборов уверенно позиционировался как "кандидат Кремля". Можно, конечно, предположить, что избирком и Кремль сдались под натиском оппозиции, однако никаких серьезных революционных беспорядков в Абхазии не наблюдалось. Остается согласиться с мыслью, что Кремль внезапно решил поддержать "не своего" кандидата.

Причины такого крутого поворота российской политики в отношении Абхазии могут лежать в любой области - от деловых интересов до личных симпатий. В принципе, нам, простым гражданам, думать об этом не следует. Удивляет только тот факт, что Сергею Багапшу очень симпатизирует Грузия. Получается, что, если Москва действительно приложила руку к его будущему восхождению на президентское кресло, она решила защитить в Абхазии интересы Тбилиси.

Елена Любарская

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15