Работа россиянки Дианы Маркосян «Кубанита» победила в категории «Проблемы современности» международного конкурса фотожурналистов World Press Photo. Об этом сообщается на сайте премии.
На снимке запечатлена 15-летняя девушка по имени Пура. Она едет на автомобиле в розовом платье по одному из районов Гаваны, а жители готовятся отметить ее день рождения. Пятнадцатилетие в латинской культуре — особый праздник, который символизирует превращение девочки в женщину.
Фото: Brent Stirton / World Press Photo 2019
Номинант на звание «Фотография года». Петронелла Чигумбура, женщина из «Акашинга» («Храбрецы») — боевого отряда, защищающего Зимбабве от браконьеров, истребляющих слонов и носорогов. Отряд сформирован из женщин, по разным причинам отвергнутых зимбабвийским обществом. В батальоне состоят девушки, подвергшиеся сексуальному насилию, брошенные мужем или лишенные родительских прав. Теперь они занимаются защитой природы с автоматом в руках.
Фото: Chris McGrath / World Press Photo 2019
Еще одна фотография, претендующая стать снимком года по версии жюри World Press Photo. Крис МакГрат из Getty Images запечатлел столпотворение журналистов у стен генерального консульства Саудовской Аравии в Стамбуле. В начале октября 2018 года там погиб колумнист Washington Post Джамаль Хашкуджи. Его подвергли пыткам и убили связанные с властями Саудовской Аравии силовики, прибывшие в Стамбул отдельным лайнером. Тело журналиста не найдено до сих пор. По одной из версий, его растворили в кислоте, по другой — расчленили и вывезли за пределы города.
Фото: Алена Кочеткова / World Press Photo 2019
Россиянке Алене Кочетковой может достаться победа в номинации «Портрет». «Когда я была больна» — автопортрет Кочетковой, который она сделала после операции и курса химиотерапии. У девушки диагностировали рак. Несмотря на то что это слово у всех на слуху, мало кто представляет, что переживают больные раком. Кочеткова показала свой путь от страха и отчаяния до надежды на выздоровление.
Фото: Sarah Blesener / World Press Photo 2019
В номинации «Долгосрочные проекты» на победу рассчитывает американский фотограф Сара Блеснер. Она продемонстрировала, как в России и в США детей учат любить родину. Блеснер побывала в военно-патриотических лагерях обеих стран и показала их изнутри.
Подобные клубы распространены по всей Америке. В России их поддерживает государство. Программа «Патриотическое воспитание граждан России в 2016-2020 годах» предусматривает рост патриотизма среди молодежи на восемь процентов, а также повышение числа призывников в вооруженные силы на десять процентов, отмечает автор проекта.
Фото: Mohammed Badra / World Press Photo 2019
Жертвы предполагаемой газовой атаки в Восточной Гуте получают медицинскую помощь. Врачи помогают мужчине и ребенку после предполагаемой атаки 25 февраля 2018 года в городе Аль-Шифуние. Снимок также претендует на статус «Фото года».
Фото: Marco Gualazzini / Contrasto / World Press Photo 2019
Мальчик-сирота у стены, на которой изображена атака противотанковых гранатометов в городе Бол в Чаде. Номинация «Окружающая среда».
Фото: Diana Markosian / Magnum Photos / World Press Photo 2019
Работа россиянки Дианы Маркосян «Кубанита» номинирована на победу в категории «Проблемы современности». Это не просто снимок, на нем запечатлена целая история. 15-летняя девушка по имени Пура рассекает по одному из районов Гаваны в розовом платье на розовом кабриолете. Жители района готовятся праздновать ее день рождения. Дело в том, что 15 лет в латинской культуре — особый возраст. Он символизирует превращение девочки в женщину и указывает на ее готовность вступить в брак. После ритуала окружающих ждет пышное празднование. Для Пуры этот день особенный еще и потому, что несколько лет назад у нее обнаружили опухоль, заверив, что она не доживет и до 13 лет.
Фото: Nadia Shira Cohen / World Press Photo 2019
Группа пчеловодов ухаживает за ульями в маленьком мексиканском поселке Тинуне. Местные пчеловоды жалуются на фермеров, выращивающих сою на полуострове Юкатан. Агрохимикаты, которые они используют, загрязняют сельскохозяйственные культуры и снижают рыночную стоимость меда, угрожая его органическому происхождению. Номинант в категории «Окружающая среда».
Фото: Luisa Dörr / World Press Photo 2019
Платья участниц фестиваля Фальяс в Валенсии вдохновлены одеждой, которую испанские женщины веками надевали для работы на рисовых полях. Сейчас они представляют собой изысканные творения, а их стоимость может превышать тысячу евро. Номинант в категориях «Портреты».
Фото: Catalina Martin-Chico / Panos / World Press Photo 2019
Йорладис — участница колумбийского повстанческого движения ФАРК. Она беременна в шестой раз. Во время участия в сопротивлении членам ФАРК было запрещено рожать. Лидеры движения считали, что беременность и повстанческая жизнь несовместимы. Девушки были вынуждены прерывать беременность, а тем, кто не хотел избавляться от ребенка, приходилось скрывать свое положение, а после родов отдавать детей родственникам. Йорладис удалось до шестого месяца скрывать от своего командира пять беременностей с помощью свободной одежды. После подписания мирного соглашения между радикалами и правительством Колумбии в 2016 году в рядах бывших активистов ФАРК разразился беби-бум. Снимок номинирован в категории «Фото года» и «Современные проблемы».
Фото: Olivia Harris / World Press Photo 2019
Ирландская активистка Меган Скотт борется за отмену законов против абортов в костюме покровительницы Ирландии — святой Бригитты. Начиная с 1983 года в ирландской конституции был закреплен запрет на аборты. Прерывать беременность не разрешалось, даже если она произошла в результате изнасилования или инцеста. В 2018 году Ирландия подавляющим большинством голосов проголосовала за отмену этого положения конституции. Номинант в категории «Современные проблемы».
Фото: Pieter Ten Hoopen / Agence Vu / Civilian Act / World Press Photo 2019
«Караван мигрантов» — это сообщество беженцев, которые объединяются, чтобы вместе достичь желанного места назначения — Соединенных Штатов Америки. Жители Гондураса, координируясь в соцсетях, двинулись по направлению к США, привлекая по дороге людей из Никарагуа, Сальвадора и Гватемалы. Это граждане, которые на родине столкнулись с политическими репрессиями и насилием, и просто те, кто бежал от суровых экономических условий в надежде на лучшую жизнь. «Караван мигрантов» претендует на победу в номинации «История года».
Фото: Enayat Asadi / World Press Photo 2019
Тему беженцев продолжает иранский фотограф Энайат Асади, который начиная с 2011 года пристально следит за Афганистаном. Внимание фотографа сосредоточено на общественных проблемах, нарушениях прав человека, бедности, несправедливости и социальной дискриминации. В 2017 году начал исследовать тему миграции.
Подавляющее большинство беженцев направляется из Афганистана в Иран, чтобы оттуда проникнуть в Турцию и Грецию. По оценкам, в настоящее время в Иране находятся 1,5 миллиона афганцев без документов. Фотограф отмечает, что несмотря на желание мигрантов обрести благополучие, часть из них попадут в рабство, а некоторые по прибытии в Европу вольются в ряды секс-работников.
На фото один беженец утешает своего измотанного собрата. Номинант в категории «Современные проблемы».
Фото: Lorenzo Tugnoli / Contrasto / The Washington Post / World Press Photo 2019
Фрагмент репортажа фотографа The Washington Post Лоренцо Тугноли из Йемена, «Йеменский кризис». За последний год в стране активизировалась теневая война между местными йеменскими боевиками и «Аль-Каидой», из-за чего страдает мирное население. Номинант в категории «Истории».
Фото: Philip Montgomery / The New Yorker / World Press Photo 2019
По данным Национального института по борьбе со злоупотреблением наркотиками, в США более 130 человек в день умирают после передозировки опиоидами. Президент Дональд Трамп заявил об опиоидной эпидемии в стране. Своими корнями она уходит в 1990-е годы, когда фармацевтические компании заверили врачей, что опиоидные болеутоляющие средства не вызывают привыкания. Увеличение назначения таких опиоидов, как оксиконтин, подстегнуло наркоманию. Некоторые люди перешли на более дешевый героин, а затем подсели на синтетические опиоиды, которые еще сильнее и чаще приводят к смертельной передозировке. «Лица Эпидемии», номинант в категории «Современные проблемы».
Фото: Alejandro Cegarra / World Press Photo 2019
«Состояние распада» — так фотограф Алехандро Чегарра, документирующий жизнь в Венесуэле, охарактеризовал ее нынешнее положение. При Уго Чавесе страна пережила небывалый экономический подъем в истории. При его преемнике Николасе Мадуро государство находится в небывалом упадке. Гиперинфляция усугубилась санкциями со стороны США. Из-за растущей нехватки продовольствия, лекарств и предметов первой необходимости обострилась политическая напряженность, которая вылилась в уличные протесты. Фотограф наблюдает за тем, как меняется Венесуэла после смерти Чавеса в 2013 году. Его работа номинирована в категории «Долгосрочные проекты».
Фото: Finbarr O’Reilly / World Press Photo 2019
Любопытные жители и уличный торговец наблюдают за тем, как три модели на улице Дакара позируют в нарядах сенегальского дизайнера. Номинация «Одиночные портреты».
Фото: Bence Máté / World Press Photo 2019
Лягушкам отрубили лапки на продажу и выбросили их останки обратно к детенышам, где их выловили. Некоторым лягушкам отрывают лапы, пока они еще живы, и они пытаются выбраться на поверхность. Снимок сделан в Румынии и номинирован в категории «Природа».
Фото: Terrell Groggins / World Press Photo 2019
Олимпийская чемпионка Кларесса Шилдс (справа) встречается с Ханной Габриэльс в боксерском поединке в Масонском храме в Детройте, штат Мичиган. Шилдс пострадала от Габриэльс во втором раунде поединка (первого в ее карьере), но единогласным решением выиграла матч. Она была первой американской женщиной, которая выиграла олимпийскую золотую медаль в боксе, а затем стала первой и на следующей Олимпиаде. Она потерпела лишь одно поражение в карьере: в 2012 году проиграла Саванне Маршал.
Фото: John Wessels / Agence France-Presse / World Press Photo 2019
Медработник ожидает нового пациента в недавно отстроенном центре лечения Эболы в Демократической Республике Конго.
Город Бени на северо-востоке республики на протяжении 25 лет страдает от местных конфликтов. По разным оценкам, в регионе действует более ста вооруженных групп. В 2018 году к бедам Бени прибавилась еще и вспышка Эболы, которую врачи признали второй по величине в мире.
Фото: John Moore / World Press Photo 2019
Американские пограничники обыскивают мать Янелы, вместе с дочкой она прибыла из Гондураса. Янела с матерью стали частью «каравана мигрантов», который пытался пробраться в США по реке Рио-Гранде. Девочке тогда не было и двух лет.
По распоряжению властей нелегальных мигрантов разлучали с детьми. Хоть Янела с матерью не были разлучены, считается, что этот снимок изменил положение вещей. Вскоре после его публикации президент США Дональд Трамп прекратил практику разделения семей.
Фото: Mary Calvert / World Press Photo 2019
Бывший американский морской пехотинец Итан Хэнсон из Миннесоты вспоминает о сексуальной травме, полученной в учебном лагере. Ему и другим новобранцам приказали идти через общий душ, прижимаясь друг к другу. Хэнсон донес об этом инциденте, за что подвергся насилию со стороны его участников. Позже кошмары и приступы паники заставили его уйти в отставку. Недавние данные Министерства обороны указывают на то, что число сексуальных посягательств в армии растет. В большей степени это касается мужчин, чем военнослужащих женщин.
Фото: Heba Khamis / World Press Photo 2019
71-летний Йохен и 21-летний Мохамед (имя изменено) познакомились, когда молодой человек работал проституткой. Йохен влюбился, после чего мужчины начали встречаться.
В Германии проституция легализована. В последние годы ряды секс-работников пополнились мигрантами. Пока беженцы ждут своих документов, им не разрешается работать на законных основаниях или посещать школу. Некоторые подрабатывают проститутками.
Тиргартен, большой парк в центре Берлина, является популярным местом встреч для секс-работников мужского пола с пожилыми клиентами. Работа «Черные Птицы» претендует на победу в категории «Портреты».
Среди призеров конкурса еще один фотограф из России. Третье место в категории «Портреты» заняла Алена Кочеткова с автопортретом «Когда я болела». Ее серия посвящена периоду восстановления после рака, который ей пришлось пережить.
Фото: Алена Кочеткова
К сожалению, у меня не осталось фотографий, где я в самом начале болезни, когда еще не выпали волосы после химиотерапии. У меня украли ноутбук с жестким диском, где был фотоархив: прямо возле онкологического центра, где я проходила лечение, разбили стекло в машине и все вытащили. Кроме первой серии проекта, пропали все съемки за последние три года. Для меня это был удар. Тогда я постоянно думала, как бы не сломаться, как бы не опустить руки. Какое-то время я даже не фотографировала.
Фото: Алена Кочеткова
Я выстраивала свою фотоисторию не в хронологическом порядке и не в виде отчета: вот «химия», потом операция, потом еще что-то... Снимки выстроены по внутренним ощущениям. Там есть своя логика: от тревожной темноты возле окна в начале к оживляющему все свету возле того же самого окна.
Таковы и снимки с красными вспышками, которые я делала с помощью своей настольной лампы. Они показывают, как моменты успокоения сменяют моменты напряжения. Лечение от рака не стоит понимать только как планомерную борьбу с болезнью до полной победы, а потом ты здоров и про все можно забыть.
Фото: Алена Кочеткова
Когда серия получила внимание, мне иногда приходили и негативные отзывы, причем от людей, не сталкивавшихся лично с онкологическими заболеваниями. Говорили: «Зачем это показывать? И так в жизни негатива хватает, а вы еще добавляете красок». Думаю, причина в том, что человек не хочет видеть проблем вокруг себя, а хочет жить в своем придуманном позитивном мире. Либо он не видит других, не готов сопереживать тому, кто рядом.
У меня не было цели свалить на зрителя весь этот мрак. Я могла бы снять и физиологически более отталкивающие вещи. Моя задача — передать внутреннее состояние тех, кому поставили страшный диагноз.
Фото: Алена Кочеткова
Поддержка других — это очень важно в борьбе с болезнью. К счастью, мне повезло, что муж, родители, друзья — все были рядом, никто не отвернулся. Кто-то советовал мне ехать за границу, но я решила лечиться в Москве, в федеральном онкологическом центре им.Н.Н.Блохина. Онкологические заболевания на самом деле очень разнообразны по возможности лечения, проявлениям, но по моему профилю там действуют в соответствии с европейскими протоколами.
С врачами тоже повезло. Они не разговаривали со мной как с обреченным человеком — наоборот, говорили: «Вылечитесь — надо будет вам сделать это и то». Всегда давали понять, что жизнь будет продолжаться. И это очень придавало сил.
Фото: Алена Кочеткова
Мне было важно максимально правдиво передать свои ощущения. После первого курса химиотерапии появилась ломота в костях. Для меня это было необычно. Чтобы дать зрителю понять, мне нужно было найти какой-то визуальный образ. Сразу возникла ассоциация с гаснущим костром — когда угли догорают и сверкают. Муж купил мне лазерную указку, с которой я стала экспериментировать.
Фото: Алена Кочеткова
Я давно хотела попробовать себя в жанре автопортрета. Не думала, конечно, что это получится таким образом. Потеря волос — это маркер. Мне не нравится эта лысая женщина, для меня это некрасиво. Но, с другой стороны, мне было интересно себя исследовать в таком состоянии и внешнем, и внутреннем. Мне было интересно с помощью этих автопортретов посмотреть на себя по-другому, попытаться выяснить, что составляет суть человека.
Фото: Алена Кочеткова
На протяжении всей битвы с болезнью напряжение не стихает. Сомнения и беспокойство периодически всплывают и в стадии ремиссии.
Фото: Алена Кочеткова
Есть много подчеркнуто оптимистичных фотоисторий: лысые женщины улыбаются, светятся от оптимизма. Хорошо, что есть такие сессии, они поддерживает болеющих. Однако тем, кто «снаружи», непонятно, что происходит. Ведь если ты изо всех сил демонстрируешь, что все прекрасно и замечательно, зачем тебя поддерживать, помогать?
Фото: Алена Кочеткова
Красный цвет появился неслучайно — это еще и образ химиотерапии. Пациенты между собой называют ее «красненькой» — из-за характерного цвета препарата в капельнице.
Фото: Алена Кочеткова
После подтверждения диагноза я вдруг с удивлением обнаружила, что вокруг меня множество людей, столкнувшихся с онкологией. Я раньше даже не подозревала, что они болели. Возможно, дело в том, что рак у нас в обществе стигматизирован: многие скрывают свой диагноз, потому что боятся неадекватных реакций. Вокруг этой болезни много мифов: некоторые думают, что она заразна. В результате онкобольной воспринимается как прокаженный. На своем личном опыте, к радости, я с таким не сталкивалась, но общаюсь с другими пациентами и знаю, что так бывает даже внутри семьи.
Фото: Алена Кочеткова
Одна из задач фотографии — говорить о проблемах, учить их осмыслению, а не игнорированию, побуждать зрителя не к жалости, а именно к сочувствию.
Было много отзывов и от онкологических больных. То, что эта серия снимков занимает призовые места, их вдохновляет. Они ведь тоже испытывают такие чувства, но не все могут выразить. Такие признания мне очень ценны.
Фото: Алена Кочеткова
Я начала снимать, когда уже началось лечение. Я тогда и не думала, что это выльется в какой-то проект, получится что-то или нет. Просто чувствовала растерянность. Состояние было странное. В какой-то момент взяла фотоаппарат в руки и стала фотографировать. В некоторой степени для меня это стало арт-терапией. О том, что арт-терапия многих поддерживает в подобных ситуациях, я узнала уже позже, во время лечения.
Когда фотограф снимает своего героя, он может ему сочувствовать, сопереживать. Так или иначе на снимках будут переданы некие ощущения фотографа. А тут получилось, что я выступаю в двух качествах — и фотограф, и герой.
Главный приз завоевал американский фотограф Джон Мур. Он снял, как пограничники США обыскивают женщину из Гондураса на глазах у ее маленькой дочери. Обе пытались пробраться в страну в составе «каравана мигрантов».
Более подробно узнать о финалистах World Press Photo, а также посмотреть их работы и пояснения к каждому снимку можно в галерее «Ленты.ру».