Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Пчеловод» с Джейсоном Стэйтемом. Как главный пацан современного кино делает мед и пытает врагов степлером?

Кадр: фильм «Пчеловод»

На Amazon Prime Video вышел фильм «Пчеловод» — новый боевик с Джейсоном Стэйтемом от сценариста «Тренировочного дня» Дэвида Эйра. «Лента.ру» рассказывает, как актер и режиссер встретились, чтобы предложить миру свою версию «Джона Уика» с элементами политического триллера.

Насупленный лысый бородач Адам Клэй (Джейсон Стэйтем) разводит пчел в амбаре, который арендует у пенсионерки Элоизы (Филишия Рашад).

У двоих одиноких людей сложилась дружба, основанная во многом на том, что Элоиза не задает молчаливому Адаму лишних вопросов. Однажды Клэй, придя подарить хозяйке баночку меда, обнаруживает, что она застрелилась. Причина — счета, опустевшие по воле фишинг-аферистов. Поболтав с дочерью покойной (Эмми Рейвер-Лэмпманн), Адам делает пару звонков и приходит к мошенникам в кол-центр с двумя канистрами бензина. Спалив гнездо подонков дотла, Клэй навлекает на себя внимание хозяина фирмы — неприятного мажора Дерека Дафорта (Джош Хатчерсон). Попытки поймать одинокого мстителя оборачиваются кровавыми провалами. Тут-то и выясняется, что Клэй — вышедший на покой представитель тайного ордена Пчеловодов, следящих за порядком в мире. По мнению Адама, мировой улей нуждается в замене пчеломатки, которой является мать Дерека — действующий президент США (Джемма Редгрейв).

Разговор о каждом новом фильме режиссера Дэвида Эйра принято начинать с воспоминаний о его непростом творческом пути. Дело в том, что карьерный пик Эйр пережил в самом начале карьеры — когда написал сценарий «Тренировочного дня», поставленный Антуаном Фукуа. Жесткая картина 2001 года рассказывала о подноготной полиции Лос-Анджелеса, обеспечила второй «Оскар» Дензелу Вашингтону и вывела начинающего сценариста (это был его сольный дебют) в высшую лигу. Эйр оставался верен выбранной эстетике сурового кино об уличных солдатах и в режиссерском дебюте «Крутые времена» с Кристианом Бейлом, и в дальнейших «Королях улиц» и «Патруле». Последний фильм, кстати, запустил голливудскую карьеру для российского оператора Романа Васьянова, с которым Эйр позднее сделал «Ярость» и «Отряд самоубийц». Попытка войти в мир кинокомиксов закончилась сокрушительным провалом как у зрителей, так и у критиков. Эйру такое было не в первой: за несколько лет до этого похожая участь постигла и его экшен-вариацию на тему «Десяти негритят» Агаты Кристи. «Саботаж» тогда не спас даже сыгравший главную роль Арнольд Шварценеггер.

Однако Эйр, всю жизнь писавший и снимавший про суровых мужчин, привык вставать после поражений, так что его путь продолжается. И вот после очередной неудачи с фильмом «Выбивая долги» на экраны вышел «Пчеловод». Фильм уже отбил свой пятидесятимиллионный бюджет и даже собрал недурную критику. Расчет Эйра на сей раз действительно оказался верен. «Пчеловод» метко попадает сразу в несколько трендов. Во-первых, это своеобразное осмысление бешеного успеха франшизы «Джон Уик». Яркие концепты и ремейки — конек сценариста Курта Уиммера, из-под пера которого вышли «Эквилибриум», «Афера Томаса Крауна» и менее удачные переделки «На гребне волны» и «Вспомнить все». На сей раз Уиммер придумал секретную и неподконтрольную никакому правительству организацию, тренирующую суперсолдат. Единственная цель неназванного тайного ордена — поддержание баланса в мире, забота об улье, как формулируют это сами Пчеловоды.

Дело было за малым — найти актера, который идеально впишется в образ немногословного убийцы-крестоносца. Джейсон Стэйтем в данном случае был очевидной и беспроигрышной кандидатурой. Британец умеет обеспечивать экранное присутствие без лишних слов, а боевики с его участием уже выросли в отдельный жанр с преданной фан-базой. Поклонникам Стэйтема вполне достаточно нескольких ярких драк (можно даже с доисторическим мегалодоном, как в суперуспешном «Меге») и пары крупных планов с фирменными насупленными ухмылками. В «Пчеловоде» оба этих стандарта соблюдены в полном объеме и даже с некоторым свойственным Эйру зверским вдохновением. Стэйтем пытает человека степлером, хитроумно в одиночку уничтожает здания из стекла и металла, не дрогнув отрезает пальцы и выбивает зубы, которые эффектно летят зрителю в лицо.

Впрочем, амбиции режиссера и сценариста простираются несколько дальше обслуживания главной звезды. В сюжет «Пчеловода» не слишком искусно, но надежно зашит еще и политический триллер

В какой-то момент на экране появляется женщина-президент, а финальный эпизод разворачивается в правительственной резиденции. На этом уровне «Пчеловод» (жалко все-таки, что исходное The Beekeper не перевели на русский как «Пасечник») напоминает еще и политические триллеры семидесятых вроде «Дня Шакала» — фильмы, в которых развлекательная составляющая идет рука об руку с комментарием на тему внутриполитической (или даже международной) обстановки. В этих обстоятельствах Стэйтем тоже чувствует себя прекрасно. В его экономном артистическом спектре вообще есть это редко используемое ретро-обаяние — неслучайно он уже играл роль в ремейке «Механика» вслед за Чарльзом Бронсоном.

Другое дело, что у «Пчеловода» есть все традиционные проблемы фильмов по сценариям Уиммера (вспомним «Солт» с Анджелиной Джоли среди золотых куполов). Придумав эффектные вводные, сценарист традиционно пренебрегает детализацией, из-за чего интрига ближе к финалу выглядит все более смехотворной. Эйр потрудился выставить на пути героя разнообразных живописных громил, благодаря которым «Пчеловод» довольно быстро начинает напоминать треш-шапито, тем паче что чувство юмора никогда не было сильной стороной постановщика. Месть за обворованную старушку, уроды из кол-центров и непонятно чем занятая президент поданы с совершенно соцреалистической серьезностью.

Ситуацию мог бы как-то разрядить Стэйтем, но у него за весь фильм реплик, кажется, меньше, чем у Шварценеггера в первом «Терминаторе»

Финал фильма указывает на то, что авторы оставили значительную часть козырей при себе — или дали себе время придумать ответы на поставленные вопросы. Учитывая приличные сборы, «Пчеловод» имеет все шансы стать экономной франшизой, которая не помешает ни Эйру, ни Стэйтему. Да и ресурс шуток и каламбуров про Винни-Пуха выглядит более чем перспективно — в «Пчеловоде», как ни удивительно, такая всего одна.

Фильм «Пчеловод» (The Beekeeper) вышел на Amazon Prime Video

Что думаешь? Оцени!
      Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
      Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
      Читайте
      Оценивайте
      Получайте бонусы
      Узнать больше
      Lenta.ru разыгрывает iPhone 15