Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Защитники военных, спасители алкоголиков и святые с Яндекс.Маркета. Как россияне делят небесных покровителей?

Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

В 2023 году Русская православная церковь утвердила текст молитвы, которая должна помочь верующим в поиске работы. Короткое сообщение на сайте Московской патриархии вызвало резонанс: о новой молитве написали крупнейшие медиа, в том числе и профильные, посвященные бизнесу и рынку труда. Но это было сенсацией лишь для невоцерковленных людей. Российские верующие и раньше знали, кому и в каких обстоятельствах нужно молиться — многие профессии уже веками имеют своих небесных покровителей, они есть даже у космонавтов. О том, кто из святых «отвечает» за борьбу с наркотиками, кто — за помощь в поиске пропавших вещей и как россияне делили святых, — в материале «Ленты.ру».

***

«Народ толпами спешит к обедне. Толпы стоят вокруг церкви в ожидании крестного хода.

— Образков-то, образков-то, барин, купите, — окрикивает толстая торговка с багрово-красным, облупившимся от солнца лицом. Она ужасно хлопочет; ее со всех сторон окружили покупатели, и она едва успевает наскоро завертывать в бумагу продаваемые образки. — Вам кого?.. Какого угодника?.. От какой болести?.. Митрофана Воронежского? Зосима Савватия? Германа? Тихона Задонского?
— От зубов, матушка, — стонет какая-то старуха, — замучили дочиста, моченьки нет…
— От зубов?.. Извольте, извольте, матушка, Бонифатий святой угодник, 20 копеек.
— Нельзя ли, матушка, пятнадцать?
— Полно, не греши, не торгуйся, бери с Богом. Помолись — как рукой снимет…

Какая-то старуха-богомолка, несмотря на теплый, солнечный день, вся укутанная во всевозможное тряпье, вмешивается в разговор.

— Не верь, голубушка, — наставительно обращается она к покупщице, — Бонифатий не зубной угодник. От зубов помощь дает Антипий праведный, а Бонифатий… Бонифатий — тот совсем по другой части.
Торговка вскипела.
— Как по другой части?! По какой же это части он, по-твоему?.. Слушай ты ее больше, чего еще она тут не наврет… Ишь какая явилась — хуже тебя понимают… У-у, бродяга… А коли хошь знать, кто по зубной части, так я тебе скажу, что лучше Пантелеймона святителя нет никого!»

Эта зарисовка — из 1880 года, она написана исследователем сект, народных верований и истории религиозных гонений в России Александром Пругавиным. Все это он наблюдал в Шлиссельбурге.

На российских маркетплейсах спустя почти 150 лет — примерно такая же бойкая торговля. Лоты содержат не только описание материала, из которого сделана икона, или ее размер, но и конкретное «применение»: «Для избавления от алкогольной зависимости», «При впадении в грех уныния», «Для успешной учебы» и «Для защиты от клеветников». Сегодняшние торговцы иконами уверены, что к святому Вонифатию действительно лучше обращаться не для лечения зубной боли, а чтобы тот помог им или их близким избавиться от алкогольной или наркотической зависимости — старая богомолка из зарисовки Александра Пругавина, вероятно, была права.

Согласно житию, святой мученик Вонифатий жил в III веке нашей эры и был рабом знатной римлянки, с которой состоял в незаконной связи. Помимо блуда, он предавался и другим плотским грехам, в том числе злоупотреблял алкоголем. Когда его госпожа узнала о христианстве, то послала найти для нее мощи святых — на христиан продолжались гонения, и десятки человек отдавали жизнь за веру. Уезжая, Вонифатий сказал хозяйке, что поездка может закончиться тем, что ей привезут его собственные мощи. Так и случилось. Увидев жестокие пытки, которым подвергались верующие, Вонифатий публично объявил себя христианином, отрекся от языческих богов и после длительных истязаний сам стал мучеником.

Из-за того что при жизни Вонифатий был пьющим человеком, но, уверовав, отказался от всего земного и от самой жизни, христиане видят в нем заступника в борьбе с зависимостями, причем не только алкогольными. В 2010 году Вонифатий был признан покровителем тогда еще не расформированной Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Святые для силовиков

Самый известный покровитель российских силовиков — Георгий Победоносец, который наравне с князем Владимиром считается покровителем сотрудников МВД. Несмотря на то что в армии Георгий дослужился до высокой должности — командира личной охраны Гая Аврелия Диоклетиана — остаток своей жизни он провел в тюрьме, так как публично объявил себя христианином.

Будущий покровитель МВД считался у православных крестьян также и защитником от гадов, то есть пресмыкающихся, хотя при жизни поединка с легендарным змеем не вел — этот бой произошел через много лет после принятия Георгием мученичества, в Бейруте, где святой сошел с небес, чтобы уничтожить змея, досаждавшего жителям города.

Покровительствует силовикам (и крестьянам) также Илья Пророк — один из самых грозных святых, живших в период правления распутного израильского царя Ахава — в IX веке до нашей эры. Илья безжалостно обличал пороки властителя, а также собственноручно казнил жрецов Ваала после того, как те были публично посрамлены, не сумев заставить гореть костер под жертвенным быком. Земное существование Ильи окончилось тем, что он был взят живым на небо, куда его доставила огненная колесница, явившаяся в виде вихря.

Вознесение пророка Илии на небо стало значимым для того, чтобы считать его покровителем ВДВ и ВКС. День памяти пророка — как и день ВДВ — празднуется 2 августа.

Вероятно, каждая профессия, связанная с опасностью, успела обзавестись своим святым. У Следственного комитета — Архангел Михаил (как борец с беззаконием и мздоимством), у артиллеристов — великомученица Варвара и так далее.

Переизобретение покровителей

Есть покровитель и у тех, задачей кого было опровергнуть существование Бога — у космонавтов. Они почитают своим святым Иоанна, прозванного Лествичником за разработку духовного напутствия — «Лествицы», то есть лестницы для восхождения на небеса.

И хотя в православии нет официальных реестров святых с указанием профессий, которым они помогают, существуют полуофициальные и неофициальные списки. Как околоправославные ресурсы, так и мирские регулярно публикуют подборки угодников.

А в издательстве при храме Казанской иконы Божией матери вышла не единожды переизданная книга «Святые, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в других нуждах». В ней рассказывается, к кому из святых следует обращаться при храпе, глазных болезнях, строительстве дома, морозе или перед выставкой пчел.

По сути, у работников любых профессий, которых не было во времена Ветхого или Нового заветов, есть способ обрести своего покровителя.

Илья Переседов

Как сообщил «Ленте.ру» богослов Илья Переседов, для этого достаточно изучить жития уже канонизированных святых, которых по состоянию на 2017 год было уже 4993. Как констатировал Переседов, средневековый принцип аналогии при подборе святого используется и по сей день.

В Православии процедура канонизации сейчас организована достаточно сложно, поэтому канонизации происходят нерегулярно. Верующим приходится довольствоваться старыми святыми, изобретая для них новые области применения. В интернете есть даже специальные каталоги по «оживлению» полномочий святых. Там артистам советуют молиться архангелу Гавриилу: вероятно, потому, что он объявил Деве Марии Благую Весть, то есть в каком-то смысле устроил представление. А физиков-ядерщиков отправляют за помощью к Серафиму Саровскому, потому что спустя годы большевики на месте Саровского монастыря построили закрытый ядерный объект Арзамас-16

Илья Переседовбогослов

Покровители маргиналов

Традиционно одними из самых верующих людей в России считаются заключенные. При этом четко обозначенного покровителя среди святых у преступников, по словам Переседова, быть не может, и дело здесь не только в том, что те нарушают закон. Теолог отмечает, что для появления покровителя у любого сообщества нужно, чтобы у его представителей была общая структурированная религиозность. «У преступного сообщества такого нет и быть не может, оно всегда является отражением той местности и той среды, в которой существует», — считает он.

При этом Переседов добавляет, что российские и европейские преступники могут чувствовать над собой опеку самого Иисуса Христа. В качестве примера он приводит эпизод из фильма «Горько», в котором два брата спорят, кто из них будет свидетелем на свадьбе.

Один из них говорит своему сопернику: «Ты же сидел!» На что моментально слышит в ответ: «А тех, кто сидел, к Боженьке без доклада пускают!» Не знаю, понимают ли причину и происхождение этой фразы зрители фильма. Не исключено, что даже сценаристы просто позаимствовали ее из криминальной среды. В этот момент герой-сиделец завуалированно цитирует Евангелие

Илья Переседовбогослов

Теолог напоминает, что по этому евангельскому сюжету Иисус был распят между двумя разбойниками.

«Один из них просит Спасителя: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем", после чего слышит: "Ныне же будешь со мною в раю". То есть по букве евангельской истории, первый человек, спасенный Христом и вошедший за ним в рай напрямую, "без доклада", был разбойник. Душегуб, который перед этим свидетельствовал, что его казнят справедливо. И именно такой человек, по признанию Иисуса, попадает в рай без мытарств, без встречи с архангелом Михаилом, который по средневековым верованиям взвешивал грехи человека прежде чем впустить на небо».

В криминальной среде, уверен Переседов, это поверье хранится веками: популярность татуировок с крестами у уголовников связана именно с этим библейским сюжетом.

Как появилась традиция почитания святых покровителями?

Переседов отмечает, что упоминания святых и пророков встречаются уже в древнееврейских текстах, на часть из которых — включенных в Ветхий Завет — опирается и православная традиция.

«В священных текстах евреев царь Давид называет Единого Бога Богом Авраама, Исаака и Иакова. Пророк Исайя видит ангелов и праведников, предстоящих пред Богом. Это считается свидетельством соучастия святых в жизни мира, — сообщает богослов. — В Новом Завете Иисус показывает себя ученикам в небесном свете на горе Фавор в окружении древних еврейских пророков».

Переседов добавляет, что собрание всех святых — известных, из прошлого, и еще не известных христианам, из будущего — видит Иоанн Богослов. И поскольку христианство имеет опору на еврейские тексты, то имеет и основание для почитания святых.

«Другое дело, что сама практика почитания святых оформились только к четвертому веку нашей эры, — отмечает собеседник "Ленты.ру". — Первые столетия церковь страдала от гонений и в тоже время с минуты на минуту ожидала Второго Пришествия Христа. В таких условиях ей было не до оформления культа святых, тем более что первыми святыми были мученики: ведь шансов прожить долгую, благочестивую жизнь тогда у христиан было немного».

Лишь после того, как Христианство стало официальной религией Римской империи в IV веке нашей эры, у Церкви появилась возможность упорядочить детали своего вероучения. В качестве примера такого уточнения богослов приводит Лаодикийский собор — собрание иерархов Церкви, среди прочего запретившее обращать молитвы исключительно к ангелам, забывая о Боге.

По словам богослова, примерно в это же время появляется церковная служба «Собор всех Святых», во время которой повторяются слова «Все святые, молите Бога о нас», а в финальной молитве есть обращение к святым как к помощникам и посредникам перед Богом.

«Так столетие за столетием складывалась практика почитания святых внутри христианства», — подытожил богослов.

Святые посредники

Согласно христианскому вероучению, конечным адресатом любой молитвы может быть только Бог, так как лишь он является источником благодати и только он может решить судьбу молящегося.

При этом, как отмечает богослов Переседов, в истории христианства был период, когда верующие не решались общаться с Богом напрямую, поэтому в Средневековье они часто находили посредника.

Люди боялись напрямую обращаться к Богу, потому что он как бы большой, могущественный, абсолютный в своем величии, и люди обращались к святым как к посредникам, которые доносят молитвы обычных верующих к Престолу Божьему. Ну и, конечно, первый такой поручительницей и просительницей за мир и за каждого отдельного христианина была Дева Мария, Богородица

Илья Переседовбогослов

И хотя спустя несколько веков страх перед Богом немного отступает, посредничество святых в общении с ним сохраняется. Теперь оно играет другую роль — считается, что если верующий помолится святому, а тот в свою очередь обратится к Богу, то вероятность благоприятного исхода для просителя будет выше. Объединение усилий святого заступника и верующего богослов Переседов называет «синергией любви».

По его словам, святые покровители готовы соучаствовать в этом молитвенном диалоге, так как и на небе сохранили воспоминания о своих земных тяготах.

«Это хорошо видно на уровне культов местночтимных святых. То есть [верующие считают, что] если в нашей области был человек, который занимался примерно тем же, что и мы, который жил в тех условиях, что и мы, мы сохраняем память о его предпочтениях, и он этот опыт любви забирает с собой на небо и продолжает в этом соучаствовать по нашим молитвам», — объясняет теолог.

Официальных списков профессий и «соответствующих» им покровителей не существует, напомнил собеседник «Ленты.ру». Московская патриархия никогда не публиковала подобных кодексов и реестров.

Переседов уточняет, что подобные списки могут существовать лишь в политеистических религиях, где «у каждой травинки может быть свое божество». Более того, отмечает он, Церковь сама никогда не предписывает, кому и в каких случаях молиться, она лишь закрепляет уже существующую практику. То есть верующие видели параллели между своими жизнями и житием святого или даже с графическим изображением святого, и лишь после этого начиналось почитание.

«Почитание святого и ассоциации его с теми или иными сферами жизни предшествуют тому моменту, когда это как-то вслух объявляется», — объясняет теолог и добавляет, что в официальных церковных документах не будет перечисления занятий и проблем, которыми «заведует» святой.

В качестве примера он приводит свой недавний опыт посещения службы во францисканском монастыре, где праздновалась память святого Антония Падуанского.

Если посмотреть текст службы, он касается именно официальной и публичной деятельности этого святого. Но в храмовой проповеди священник не забыл упомянуть, что святой Антоний Падуанский очень хорошо помогает находить пропавшие вещи: если вы не можете найти что-то у себя дома или, например, денег на хорошее дело, молитесь святому Антонию, и, скорее всего, ваша проблема быстро решится

Илья Переседовбогослов
Что думаешь? Оцени!
      Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
      Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
      Читайте
      Оценивайте
      Получайте бонусы
      Узнать больше
      Lenta.ru разыгрывает iPhone 15