Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Миллионы тонн мусора грозят уничтожить Байкал. Спасет ли озеро запрет на продажу вокруг него пластиковых пакетов?

Фото: Ilya Naymushin / Reuters

Российские власти хотят запретить продажу одноразовых пластиковых пакетов и посуды возле озера Байкал. Нарушителей будут карать штрафами. Так чиновники надеются снизить степень загрязнения озера пластиком и микропластиком, так как в последние годы она вызывает серьезные опасения у ученых. Инициатива уже принята Госдумой в первом чтении. Однако эксперты уверены — идея требует доработки. Спасительные меры — в материале «Ленты.ру».

Жизнь без полимеров

Инициатива призвана бороться с растущим количеством микропластика в водах озера. Пока запрет распространяется на центральную экологическую зону (ЦЭЗ). К ней относится само озеро и расположенная вокруг него земля общей площадью около 90 тысяч квадратных километров и 12 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), среди которых три заповедника, два национальных парка, семь заказников и водоохранная зона с границей по водоразделу, за исключением крупных рек (Селенга, Верхняя Ангара и Баргузин). Но тут не учитывается то, как именно пластиковые отходы попадают в озеро.

В Фонде «Байкал» объясняют, что туристы и местные жители пакеты в основном покупают в крупных городах — Улан-Удэ и Иркутске, а затем везут их к озеру. «На территории ЦЭЗ расположены маленькие магазинчики, в которых небольшой оборот. Если в Улан-Удэ планируют ввести запрет с 1 марта 2024 года, то в Иркутске введение такого запрета пока не планируется, несмотря на близость к побережью и большой турпоток», — заметили экологи. Кроме того, в законопроекте прямо прописан запрет только на пластиковые пакеты, сумки и мешки одноразового применения, одноразовую посуду.

Однако одноразовый пластик — не основной источник пластикового загрязнения: львиную долю его составляет упаковка от продуктов питания и бутылки. Также в перечень запрещенных к продаже, по мнению экологов, нужно включить ватные палочки, трубочки для напитков и шариков, воздушные шары, искусственные цветы, влажные салфетки и чайные пакетики.

Еще одним камнем преткновения стало то, что законопроект в его нынешнем виде опирается на высокий уровень экологического правосознания населения, а он пока пока не достигнут, констатировали в фонде. В документе прописано, что выбрасывать такой мусор можно исключительно в специально оборудованных местах накопления ТКО. «Однако на практике не все места отдыха на Байкале, особенно за пределами ООПТ, оснащены контейнерами ТКО и обеспечены их своевременным обслуживанием. Отчасти это и невозможно ввиду протяженности береговой линии озера», — объяснили в организации.

В целом законопроект — шаг в правильном направлении, однако есть и еще один недостаток: запрещается только реализация одноразового пластика, но не его ввоз.

Дикие туристы по-прежнему смогут завозить пластик с соседних территорий. В результате выиграют магазины вне экологической зоны, а также серые продавцы в ЦЭЗ, в то время как вести бизнес в ЦЭЗ станет труднее

Анастасия Опанасенкоменеджер проектов по устойчивому развитию Школы управления «Сколково»

Директор ресурсного экологического центра «Зеленая цивилизация» Дмитрий Федоров отмечает, что для соблюдения запрета придется контролировать тысячи точек продаж, а делать это могут только инспекторы Роспотребнадзора. «Но сегодня их количество на прибайкальских территориях не превышает двух десятков человек, и они ограничены запретом на контрольные проверки субъектов малого бизнеса до конца 2023 года», — подытожил эксперт.

Текучее состояние

Загрязнение микропластиком — очень серьезная проблема для Байкала, и с каждым годом ситуация усугубляется. С 2018 по 2022 год среднее количество микропластика в поверхностных водах озера выросло в 1,5 раза, при этом средний показатель присутствия микропластика там составил 42 тысячи единиц на квадратный километр, сообщил старший научный сотрудник кафедры общей экологии и гидробиологии Биофака МГУ Михаил Колобов. Это сопоставимо с водоемами, расположенными рядом с мировыми промышленными мегаполисами, такими как Великие озера в США и Канаде.

О влиянии микропластика на организм человека проведено не так много исследований, поэтому сложно конкретно описать наносимый им вред. Ученые предполагают, что потенциально микропластик может быть опасен из-за химических веществ в его составе. Накапливаясь в живом организме, эти соединения могут способствовать бесплодию, ожирению, воспалению тканей, подрывать иммунитет, провоцировать рак и приводить к задержке развития у детей.

Огромный вред оказывает и количество мусора, который оставляют туристы. Из более чем 3,9 тысячи фрагментов собранного мусора 86,6 процента — это пластик, а 87 процентов — одноразовые пластиковые товары. Больше всего отходов, 17 процентов, пришлось на пластиковые бутылки. Впрочем, мусор — не единственная проблема озера. В его окрестностях ведется практически бесконтрольная застройка турбазами, зачастую владельцы таких комплексов не имеют необходимых очистных сооружений, и сточные воды попадают в Байкал, отравляя его.

Загрязнение озера нечистотами происходит и со стороны местных жителей. В некоторых населенных пунктах, расположенных в непосредственной близости от озера (например, поселки Тура и Листвянка), население частично или полностью не подключено к очистным сооружениям, а на Ольхоне и вовсе отсутствует центральная канализация

Ученые и экоактивисты убеждены, что и без того трудное положение Байкала усугубил принятый в 2020 году проект Минприроды, в котором были пересмотрены виды деятельности, запрещенные в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. В результате старый перечень — более строгий — отменили, и был дан зеленый свет для застройки нетронутых природных территорий, а также водоохранных зон в пределах поселений. Теперь разрешено возводить объекты и в местах обитания и произрастания редких и исчезающих видов животных и растений.

Сложностей с экологией добавляет и наследие закрывшегося в 2013 году Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), проработавшего практически 50 лет. В результате выбросов пыли и газов от его деятельности отмирали верхушки деревьев, высыхали леса, а в атмосферу выделялись ядовитые для живых организмов вещества диоксины. По данным ученых и представителей надзорных органов, за время функционирования БЦБК накопилось 6,5 миллиона тонн твердых и жидких отходов, в том числе образующегося при производстве целлюлозы шлам-лингина. Отходы шлам-лингина никуда не делись и до сих пор хранятся в 14 шламонакопителях в районе города Байкальска. В трех емкостях хранится образующийся после варки целлюлозы черный щелок, представляющий наибольшую опасность для экологии.

Таяние снега и дожди способны переполнить хранилища токсичных веществ, и их содержимое может попасть прямо в Байкал. При этом меры по очистке загрязненных вод и последующем сбросе их в озеро не спасают положение, так как даже в этом случае концентрация вредных веществ в отфильтрованной воде значительно превышает допустимые нормы.

Мы их теряем

Согласно сведениям ученых из Иркутской области и Бурятии, за последние десятилетия температура воды на поверхности Байкала увеличилась более чем на один градус Цельсия. Подобное потепление может значительно повлиять на эндемиков, проживающих в озере преимущественно на небольших глубинах, которые сильнее всего подвержены нагреванию. Причина состоит в том, что эти представители фауны чувствительны к изменению температуры окружающей среды и предпочитают находиться в более холодной воде, в пределах сильно ограниченного диапазона температур. В результате изменения температуры воды повсеместно распространенные виды начинают замещать более редкие, а уникальное биоразнообразие Байкала — уменьшаться.

6,5
млн тонн

твердых и жидких отходов накопилось за время функционирования БЦБК

Кроме того, исследователи отметили, что более глубокие слои воды Байкала, напротив, с изменением климата охлаждаются сильнее. Однако на данный момент они не располагают достаточными сведениями о том, как именно такое колебание температуры отражается на обитателях байкальских глубин.

Ученые пришли к выводу, что при наихудшем сценарии с изменением климата местные экосистемы перестанут нормально функционировать, а отдельные виды редких растений и животных исчезнут

Загрязнение озера особенно негативно отражается на жизни и благополучии животных и растений, которые там обитают. С лица Земли может исчезнуть растение черепоплодник щетинистоватый. По этой же причине, предполагает исследователь из Иркутска Виталий Рябцев, вынужденно сменить привычный ареал обитания может сокол-балобан. Кроме того, под угрозой исчезновения находится краснокнижная рыба таймень.

По словам сотрудника кафедры общей экологии и гидробиологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидата биологических наук Михаила Колобова, за последние десять лет также сильно поредела популяция такого некогда широко распространенного в прибрежной зоне озера эндемика, как байкальская губка (Lubomirskia baikalensis): она начала массово гнить, разрушаться и гибнуть. Особую тревогу добавляет то, что этот живой организм выполняет роль природного фильтра для Байкала и служит естественным местом обитания для большого количества ракообразных и моллюсков, которые начинают гибнуть вслед за своим «домом».

По мнению ученых, предположительной причиной деградации популяции байкальской губки стала резкая потеря способности противостоять негативному воздействию окружающей среды. Более точную причину пока установить не удалось. С другой стороны, численность популяций отдельных видов из-за загрязнения озера, наоборот, растет. Так, попадание в него сточных вод провоцирует бурное развитие различных водорослей, которые впоследствии гниют.

Спасти и сохранить

В настоящее время власти реализуют несколько проектов, направленных на защиту и сохранение Байкала. В их числе — система мониторинга уровня антропогенного воздействия на озеро и близлежащие территории, документ с правилами организации которой в конце февраля 2023 года подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Согласно правилам мониторинга, Росгидромет будет собирать и предоставлять данные о радиационной обстановке, состоянии воздуха, почвы, а также поверхностных вод, Федеральное агентство лесного хозяйства — о лесных пожарах и пожарной опасности, Минприроды — о состоянии флоры и фауны на особо охраняемых природных территориях. Власти Иркутской области, Забайкальского края и Республики Бурятия будут отвечать за информацию о биоразнообразии на территориях.

Кроме него, с начала 2019 по конец 2024 года в стране реализуется федеральный проект, входящий в национальный проект «Экология», в котором участвуют три вышеупомянутых региона. Основными его задачами служит сокращение объема загрязненных стоков, попадающих в озеро и другие водоемы Байкальской природной территории, очистка загрязненных производственных участков и выпуск 753 миллионов молодых омулей и осетров.

«К концу 2024 года с 448,9 гектара до нуля сократится площадь территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро. Одним из сложнейших этапов проекта и вместе с тем самым значимым экомероприятием в регионе остается ликвидация ущерба от работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. На 2021 год запланирована реконструкция двух рыбоводных заводов», — сообщалось на сайте проекта. В результате, предполагают организаторы, состоянии экологии озера должно улучшиться. Однако в связи с тем, что подрядчик не уложился в срок, а из-за санкций цены на материалы резко выросли и заказ части оборудования стал недоступен, окончание работ по обновлению Большереченского завода перенесли на конец лета 2024 года. Реконструкцию второго завода — Селенгинского завода — и вовсе решили отложить на 2026 год. Стоимость работ там оценивают более чем в миллиард рублей.

Кроме того, в 2022 году стало известно, что для спасения Байкала от загрязнения отходами в Бурятии к 2024-2025 годам построят семь мусороперерабатывающих комплексов в Кабанском, Прибайкальском, Северо-Байкальском, Тарбагатайском, Баргузинском, а также Хоринском и Курумканском районах региона. Общая мощность первых пяти комплексов составит более 200 тысяч тонн в год.

В 2021 году исследователи Сибирского отделения РАН выступили за запрет любых, в том числе очищенных сбросов в Байкал, а также фосфатсодержащих моющих средств, и направили главе Минприроды Александру Козлову материалы, доказывающие необходимость этого. Среди других важных мер специалисты выделяют строительство новых очистных сооружений для очистки от токсичного наследия БЦБК, ограничение нерегулируемого отдыха у озера, а также борьбу с опасными для окружающей Байкал территории практиками (выжигание травы, сельхозпалы) для профилактики пожаров.

«Нужно выселить с Ольхона вообще всех и закрыть остров, оставив доступ только ученым», — убежден один из сотрудников заповедника на Байкале. По мнению генерального директора компании по производству воды BAIKALSEA Company Руслана Коковина, стоит заменить подход с «надо спасать Байкал» на «Байкал необходимо сохранять» и разработать соответствующий план. Для того чтобы сберечь озеро в первозданном виде, считает он, не обойтись без долгосрочной стратегии на 30-40 лет, а также обращения к аналогичному опыту других государств. В целом проблема загрязнения пластиком актуальна как для озера Байкал, так и для других регионов России. Внимание к этой проблеме — это уже большой шаг вперед, но в ее решении требуется комплексный подход.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15