Вводная картинка

Эпичный финал. Съемки блокбастеров уничтожают природу. Что делает Голливуд, чтобы спасти планету?

СюжетПожары в Якутии

Планета с каждым годом все больше погружается в климатический кризис и с трудом выкарабкивается после очередного стихийного бедствия. Влияние на природу оказывают многие индустрии, и производство фильмов не стало исключением. Съемки и даже показ кино и сериалов приводят к выбросам тысяч тонн парниковых газов, что в перспективе приводит к плачевным последствиям. Проблему усугубляет использование пластика и вещей из других неразлагающихся материалов. Некоторые компании заявили о переходе к устойчивому развитию, но часть амбициозных планов пока существует только на бумаге. Фильм-катастрофа — в материале «Ленты.ру».

Затаившаяся опасность

Анализом вреда от кинопроизводства специалисты занимаются не первый год и накопили немало данных. Подсчеты ведут не только экологи, но и профильные организации, такие как Британский институт кино (BFI) и альянс устойчивого кинопроизводства (SPA, Sustainable Production Alliance), в который входят главные игроки рынка — Amazon Studios, Disney, Fox, Netflix, Sony Pictures Entertainment, WarnerMedia.

Проблемы начинаются на стадии съемок: по данным SPA, за один день работы над большим высокобюджетным проектом в атмосферу в среднем выбрасывается около 33 тонн CO2. Общий углеродный след подобного фильма будет превышать 3 тысячи тонн.

Сходные цифры получили и в британском BFI: съемки блокбастера с бюджетом от 70 миллионов долларов в среднем приводят к выбросам 2,8 тысячи тонн углекислого газа — столько за год поглощают почти 1,5 тысячи гектаров леса.

Основная проблема при съемках — использование ископаемого топлива, приводящее почти к половине всех выбросов. Вносят свой вклад и перелеты съемочной группы, и активный расход электроэнергии, и, хотя и в меньшей степени, необходимость размещать всю команду в отелях и иных местах проживания.

Кино напоминает цирковую индустрию. Мы приходим, разбиваем лагерь на некоторое время, а затем уходим. Но для всего этого требуются тонны энергии, транспорта и дизельных генераторов

Эмелли О'Брайенсоздательница агентства Earth Angel, которое консультирует создателей кино по климатическому вопросу

Отдельно подсчитан и углеродный след сериалов. По американским оценкам, для одной часовой серии он составляет 77 тонн углекислого газа. В этом сегменте уровень вреда зависит от типа съемки. На получасовую серию, снятую одной камерой, приходится 26 тонн CO2. Если эпизод в 30 минут снимают несколькими камерами (что, как правило, занимает меньше времени), в атмосферу попадает 18 тонн вредных веществ.

По оценкам проекта albert, связанного с Британской академией кино и телевизионных искусств (BAFTA), производство часа продукции для телевидения приводит к 13 тоннам выбросов. Для понимания масштаба: одной тонны выбросов достаточно для таяния трех квадратных метров морского льда.

Самый существенный вред для климата связан с производством контента, однако с выбросами сопряжен и показ фильмов — уровень зависит от типа вещания. Для телевидения, например, объемы приводятся незначительные. По оценке французской спутниковой компании Eutelsat, в течение одного часа трансляции спутникового телевидения в атмосферу выбрасывается 0,11 грамма углекислого газа — сопоставимо с вредом от поездки на машине на расстояние 0,5 метра. По другим типам телевидения значения несколько выше, но все равно сравнительно невелики.

2,8
тысячи тонн

углекислого газа выбрасывается во время съемок блокбастера с бюджетом от 70 миллионов долларов

Большее беспокойство вызывает потребление контента в интернете, и в особенности популярность потоковых мультимедиа. Так, за просмотром десяти лучших шоу Netflix, включая «Игру в кальмара», «Очень странные дела» и «Бриджертонов», пользователи в общей сложности провели более шести миллиардов часов в первые 28 дней после их появления на сервисе. Из подсчетов организации Carbon Trust следует, что за указанный период в атмосферу выделилось столько же парниковых газов, как во время поездки на машине на расстояние 1,8 миллиарда километров (это сопоставимо с расстоянием между Землей и Сатурном).

Однако оценки вреда от Netflix у разных специалистов разнятся, а подсчеты пересматриваются. Например, в 2019 году организация Shift Project заключила, что 30-минутный просмотр контента на Netflix связан с 1,6 килограмма углекислого газа, выброшенного в атмосферу, — столько же выделяется, если проехать на автомобиле около 6,5 километра. Но через год аналитики повторно изучили данные и исправили цифру на 0,2 килограмма CO2 за получасовой ролик.

Некоторые эксперты, впрочем, принципы таких подсчетов критикуют.
В корректности данных усомнился аналитик Международного энергетического агентства (МЭА) Джордж Камия: он заявил, что объем потребления электроэнергии потоковыми сервисами сильно преувеличивается. По собственным подсчетам специалиста, от просмотра 30-минутного видео на Netflix выбрасывается в среднем столько же углекислого газа, как при поездке на автомобиле протяженностью 100 метров.

Кроме того, подчеркнул Камия, объем выбросов зависит от способов генерации электроэнергии: чем выше доля зеленых источников, тем ниже углеродный след от просмотра сериалов на сервисе. Во Франции, например, он составляет два грамма CO2 за полчаса просмотра. В то же время эксперт предрек, что со временем воздействие потоковых сервисов на окружающую среду будет расти.

Революционеры индустрии

В Netflix не отрицают негативного воздействия на природу и наравне с другими кинокомпаниями на протяжении нескольких лет ищут способы улучшить ситуацию, в первую очередь на стадии производства. Netflix в своей программе Net Zero + Nature пообещал к 2030 году на 45 процентов сократить свои выбросы относительно уровня 2019 года. В компании также стремятся поддерживать проекты по спасению природы, в том числе перечисляя средства на защиту лесов. По данным компании, в 2021 году они предотвратили попадание в атмосферу 14 тысяч тонн углекислого газа. К этому периоду на своих съемочных площадках компания частично перешла на электромобили, а дизельные генераторы были заменены электрическими батареями и водородными установками.

Похожие методы использует медиахолдинг WarnerMedia. Среди прочего во время съемок компания пользуется светодиодными лампами, отключает оборудование в перерывах или выставляет таймеры для работы. Кроме того, конгломерат старается приобретать компостируемые продукты и переработанную бумагу. Наравне с коллегами отказываться от ископаемого топлива при создании фильмов решили The Walt Disney Company, Amazon и Sony Pictures

Разработкой зеленых руководств для индустрии занимаются BAFTA и Гильдия продюсеров Америки (GPA), конкретные меры для стабилизации ситуации также разработал SPA. Среди прочих мер предложено как можно скорее перевести индустрию на электрический транспорт и использовать низкоуглеродное топливо, а также требовать от производителей фильмов и сериалов отчетности.

На некоторых съемочных площадках появляются особые менеджеры, следящие за соблюдением экологических требований. Например, такой специалист контролировал процесс создания фильма «Новый Человек-паук: Высокое напряжение», вышедшего на экраны в 2014 году. Во время съемок собрали более 49 тонн одежды и другого текстиля, которые можно использовать повторно или переработать, пожертвовали в приюты почти шесть тысяч порций еды, посадили деревья в одном из парков Нью-Йорка и использовали минимальное количество пластиковых бутылок. В общей сложности команда фильма не позволила оказаться на свалке половине отходов и сэкономила более 400 тысяч долларов.

На рынке уже работают целые агентства, помогающие минимизировать вред кинопроизводства на разных стадиях, а заодно сократить расходы. Организации Earth Angel за 13 лет работы удалось не только заметно снизить выбросы в индустрии и передать на благотворительность десятки тысяч килограммов различной продукции, но и сэкономить своим клиентам 1,2 миллиона долларов.

Особое место в киноиндустрии занимают премии, которые стали уделять больше внимания климатической повестке. Так, 73-я церемония вручения наград премии BAFTA в 2020 году впервые получила сертификат углеродной нейтральности: в частности, красная ковровая дорожка на мероприятии была сделана из переработанных материалов.

Выразить обеспокоенность состоянием окружающей среды представители киноиндустрии решили и на «Оскаре». Звезды стали появляться в нарядах из переработанных материалов или в одежде, которую уже надевали на другие мероприятия. В 2020 году актер Хоакин Феникс пять раз выходил на красные дорожки в одном и том же смокинге от Stella McCartney. Он побывал в нем на «Золотом глобусе», кинопремии «Выбор критиков», премии Гильдии киноактеров, BAFTA и «Оскаре». Таким образом актер решил внести свой вклад в сохранение планеты и снизить количество отходов. «Этот человек — победитель. Он сделал выбор в пользу будущего планеты и всех живых существ», — написала тогда модельер Стелла Маккартни.

Не все знаменитости оказались готовы последовать примеру Феникса и обеспечили сменяемость образов другими способами. Актриса Сирша Ронан появилась на 92-й церемонии награждения премии «Оскар» в платье модного дома Gucci, верхняя часть которого была сделана из наряда, в котором звезда позировала ранее на красной дорожке BAFTA. Американская модель Белла Хадид выбрала изысканный способ не вредить планете: в 2021 году на Каннском кинофестивале она отказалась от нового образа и предстала в винтажном платье от Jean Paul Gaultier 2002 года.

Многие деятели культуры подходят к заботе об экологии еще серьезнее и даже становятся климатическими активистами. Например, актер Леонардо Ди Каприо основал фонд для помощи планете, регулярно участвует в профильных мероприятиях и реагирует на просьбы жителей тех мест, которые пострадали от стихии. Летом 2021 года к Ди Каприо обратилась жительница Якутии и попросила помочь с тушением масштабных пожаров. Актер пообещал связаться с местными властями, чтобы обсудить ситуацию, однако региональные чиновники заявили, что полностью контролируют ситуацию.

Актер пользуется своим статусом, чтобы привлечь внимание к проблеме и на мировом уровне. Так, в 2021 году во время конференции COP26 в шотландском Глазго он через Twitter обратился к генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и мировым лидерам с просьбой спасти человечество и принять меры для решения климатического вопроса.

В ООН давно предупреждают о страшных последствиях бездействия в климатическом вопросе. На конференции COP27 в Египте Гутерриш заявил, что человечество на полном ходу мчится по шоссе в климатический ад, держа ногу на акселераторе. Ответственность за предотвращение такого развития событий лежит не только на гигантах промышленности, но и на таких сферах, как киноискусство. В противном случае последствия могут быть чрезвычайно опасными: апокалипсис, который часто становится темой современных фильмов, будет существовать не только на экране, он станет реальностью человечества.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности

Лента.ру на рабочем столе для быстрого доступа