Вводная картинка

Модный приговор. Бренды производят тонны вещей по всему миру. Чем это грозит планете?

Среда обитания

Индустрия производства одежды наносит большой вред планете, ежегодно создание новых коллекций приводит к миллиардам тонн вредных выбросов в атмосферу. Главная причина таких показателей — люди, которые не могут остановиться и постоянно пополняют свой гардероб. Излишнее потребление и перепроизводство приводят к появлению сотен тысяч тонн одежды на свалках, в некоторых странах ею даже отапливают города. Красители и синтетические ткани отравляют почву и угрожают жизни животных и людей. Решение проблемы выглядит простым, но выполнить его почти невозможно. Смертельный корсет — в материале «Ленты.ру».

Зашились

Производство одежды оказывает мощный эффект на состояние климата и считается одной из самых загрязняющих планету отраслей. По данным организации «Всемирный экономический форум», индустрия входит в список из восьми отраслей, на которые приходится более 50 процентов вредных выбросов по всему миру. По объемам загрязняющих природу выбросов сфера моды уступает только производству продуктов питания и строительству. Согласно другим источникам, создание одежды — четвертый по величине загрязнитель планеты после жилищного строительства, транспорта и продуктов.

Объемы производства текстильных волокон стабильно растут на протяжении десятилетий. В 1975 году во всем мире было создано более 23,9 тысячи тонн волокон, к 2020 году показатель достиг 108,3 тысячи тонн. Начиная с 2007-го объемы не опускались ниже 67,3 тысячи тонн.

Ситуацию усугубило появление системы фаст-фешена, или быстрой моды, когда крупные розничные производители одежды и аксессуаров, такие как H&M, Zara или Topshop, стали обновлять коллекции не традиционные четыре раза в год, а несколько десятков раз. Главной целью стало производить вещи быстро и недорого. За 2000 год в мире создали 50 миллиардов предметов одежды, а через 20 лет показатель увеличился в два раза.

На индустрию моды приходится существенное количество вредных выбросов. Согласно исследованию международной консалтинговой компании McKinsey & Company, в 2018 году этот сектор выбросил в атмосферу около 2,1 миллиарда тонн парниковых газов — столько же приходится на экономики Франции, Германии и Великобритании вместе взятые. Текстильная промышленность оставляет за собой мощный углеродный след — на нее приходится от 8 до 10 процентов всех выбросов углерода и 20 процентов загрязнений сточных вод. Отходы могут содержать опасные для человеческого организма и природы свинец, ртуть и мышьяк. В одной только Северной Америке фэшн-индустрия ежегодно дает более 12 миллионов тонн отходов.

В 2018 году индустрия моды выбросила в атмосферу около 2,1 миллиарда тонн парниковых газов. Она производит от 8 до 10 процентов всех выбросов углерода и 20 процентов сточных вод

Внушительные объемы вещей требуют масштабной переработки, однако чаще всего ненужная одежда в лучшем случае висит без дела в шкафу, а в худшем — отправляется на свалку или сжигается. Например, в Великобритании каждый год выбрасывают 300 тысяч тонн ненужных вещей. Быстрая мода усугубила ситуацию — люди по всему миру могут в короткие сроки и относительно недорого обновить гардероб, чтобы успеть за быстроменяющимися трендами. По данным компании Weight Watchers, которая помогает людям сбросить лишний вес, в Великобритании среднестатистическая женщина не надевает 55 процентов своего гардероба, у мужчины количество ненужных вещей оценивается в 47 процентов. Однако люди хранят подобную одежду дома и не хотят отдать ее в переработку или подарить.

Проблемой для природы становятся и материалы, из которых шьют одежду. Высокие темпы производства достигаются в том числе за счет некачественных материалов, например, эластана — полиуретановое волокно, изготавливаемое с применением пластика. Иногда в небольшом количестве его добавляют к органическим материалам — эти волокна в составе вещей осложняют их дальнейшую переработку.

Безопасный на первый взгляд хлопок также негативно влияет на окружающую среду. По данным ООН, для создания одной пары джинсов требуется килограмм хлопка. Проблема заключается в особенностях растения — его выращивают в засушливых регионах, где на производство килограмма сырья используется до 10 тысяч литров воды — примерно столько выпивает человек за 10 лет. Хлопковая футболка обойдется в 2,7 тысячи литров — их достаточно человеку на три года. Ущерб природе наносят и красители: процесс окраски дает около 20 процентов объема сточных вод в мире. Вредные вещества попадают в водоемы и делают воду непригодной для питья.

Главные на свалке

Наибольшую ответственность за масштабное производство одежды несет масс-маркет, рассчитанный на среднестатистического покупателя. К сегменту относятся: компания Inditex, которая владеет марками Zara, Oysho, Uterque, Pull & Bear, Bershka; известная сеть H&M Group; японский бренд Uniqlo; испанская компания Mango и другие. Они могут обновлять коллекции более 50 раз в год, каждую неделю поставляя вещи в магазины.

Компании создают поразительное количество предметов гардероба — каждый год H&M производит их около трех миллиардов, доход оценивается в 22 миллиарда долларов. При этом часть вещей остается в магазинах непроданной — в 2019 году на складах сети остались вещи на сумму в 4,1 миллиарда долларов. В 2017 году объем непроданной одежды оказался настолько большим, что вещи использовали в качестве топлива на электростанции в шведском городе Вестерос. Большие объемы производства демонстрирует Zara — каждый год бренд создает около 450 миллионов вещей и 500 новых дизайнов в неделю.

Постепенно массовый сегмент задумывается о влиянии на природу и пытается найти более экологичные способы работы. Одним из первопроходцев в этой области считается американский бренд спортивной одежды для альпинизма и отдыха в горах Patagonia — в 1993 году компания стала первым производителем одежды, которая начала делать флис из переработанного мусора. Со временем владельцы пришли к выводу, что основная проблема текстильной промышленности состоит не в технологиях создания толстовок или штанов, а в том, откуда и каким способом получают материалы для них и как товары доставляют в магазин. Также Patagonia стремится компенсировать выбросы, от которых невозможно отказаться, — компания спонсировала проекты по установке солнечных батарей на фермах в Японии, перевела свои офисы на возобновляемые источники энергии. За один модный сезон Patagonia сократила объем выбросов на 20 тысяч тонн — все равно что на один год убрать с дорог 4,2 тысячи машин.

В 2013 году сеть H&M запустила проект, который сейчас существует под лозунгом «Давайте замкнем круг!» — в магазины компании можно принести ненужную одежду и получить взамен скидочный купон на покупку новых товаров. Благая цель на протяжении нескольких лет резко критиковалась, а проект называли аферой и мошенничеством. Недовольство связано с тем, что на самом деле H&M использует в новой коллекции не так много переработанных вещей — в 2016 году показатель составил 0,7 процента.

Все бренды компании Inditex озаботились количеством используемой воды и взяли на себя обязательство к 2025 году на 25 процентов сократить использование ресурса. Подобно коллегам, в Inditex хотят перейти на экономику замкнутого цикла — перерабатывать вещи, минуя свалки. Похожую инициативу запустили Uniqlo — отслужившие вещи можно принести в магазин и положить в специальную коробку. Одежду распределят: часть отправят на переработку и создадут из нее новые товары, другую — будут использовать в качестве топлива, а качественные вещи отдадут нуждающимся.

Шик, блеск, красота

Особое место в модной индустрии занимает люксовый сегмент одежды — такие марки как Dior, Chanel, Gucci, Prada, Fendi, Givenchy и другие. Традиционно они демонстрируют коллекции на Неделях моды. Самые главные из них называют «Большой четверкой» — они проходят в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже. Модные дома основательно готовятся к такому важному событию. В среднем за полчаса показа модели успевают продемонстрировать до 40 образов, иногда число может доходить до ста.

Самой грязной считается Неделя моды в Нью-Йорке. На нее приходится 37 процентов выбросов

Положение усугубляет транспорт — перелеты и организация мероприятий оставляют мощный углеродный след. За четыре недели от показов и связанных с ними мероприятий в атмосферу выбрасывается 241 тысяча тонн углекислого газа — такого объема будет достаточно, чтобы в течение 58 лет обеспечивать энергией Таймс-сквер. Самой вредной считается Неделя моды в Нью-Йорке — на нее приходится 37 процентов объема выбросов от показов.

Во время Недель моды бренды совершают множество действий, которые могут оказать негативное влияние на состояние природы. Для показов строят массивные декорации, которые потом разбирают и выбрасывают, гостям дарят подарочные пакеты, печатают красочные пригласительные. Один показ обходится в сотни тысяч долларов. Американский модельер, получивший известность после «Проекта Подиум», Кристиан Сириано подсчитал, что только на освещение он может потратить до 40 тысяч долларов (более 4,3 миллиона рублей).

Активисты, выступающие за решение климатического кризиса, пытаются срывать модные показы. В 2021 году участники движения Extinction Rebellion ворвались на показ французского дома моды Louis Vuitton — во время финального прохода всех моделей одна из активисток вышла на подиум с баннером «перепотребление = вымирание». Позже ее задержала охрана. Однако Extinction Rebellion не всегда выступает оппозиционером по отношению к модным брендам. Еще в 2019 году активисты совместно с модельером Стеллой Маккартни придумали коллекцию из переработанных тканей и подготовили в социальных сетях ролики о способах помощи планете.

Традиционно законодатели мод показывают ежегодно несколько коллекций: по две мужские и женские коллекции Ready-to-wear, или Прет-а-порте, на сезоны осень-зима и весна-лето, Pre Fall, коллекции высокой моды, круизные коллекции, а иногда могут отдельно подготовить свадебные образы. В начале года бренды представили весенне-летние образы, будущая переработка которых может быть проблематичной. Ливанский модельер Джордж Хобейка подготовил роскошную коллекцию элегантных костюмов и платьев. Традиционно для дизайнера почти в каждом образе вещи были обильно расшиты стеклярусом, пайетками, бусинами, каменьями, блестками и другим декором. Однотонные образы можно буквально пересчитать по пальцам.

Подобный декор в перспективе опасен для природы, так как блестки и пайетки делают из микропластика — из-за своего небольшого размера элементы могут свободно попадать в канализацию, течь вместе с водой по трубам, а после попадать в мировой океан. В водоемах блестки могут попасть в пищевод живых существ, привести к их смерти, а в будущем и к исчезновению всей пищевой цепочки.

Это вредный производственный процесс, и такие продукты невероятно медленно разлагаются, а покрытую ими одежду можно надеть всего несколько раз. Пайетки могут сохраняться в природе на протяжении нескольких тысяч лет, даже если надеть одежду с ними всего лишь на несколько часов

профессор Университета Святой Марии в Канаде и директор Школы окружающей среды Линда Кэмпбелл

Более гуманное отношение к природе проявили в Chanel — не изменяя традициям, они показали сразу несколько образов из шерстяной ткани — твида, в том числе брючные костюмы, жакеты и платья. В Международной текстильной организации шерсти отметили, что качественные шерстяные вещи способны прослужить до 30 лет, а после их можно легко превратить обратно в пряжу и сшить новый свитер или пиджак. В крайнем случае отслужившая одежда станет наполнителем для матрасов или утеплителем.

Модные компании на данный момент владеют множеством бутиков по всему миру: на февраль 2021 года Chanel принадлежали 310 магазинов, Gucci сегодня располагает более чем 680 бутиками и торговыми точками, у Dior количество бутиков превышает 490. Несмотря на внушительные размеры бизнеса, компании пытаются внедрить экотренд в свою практику. Для определения стратегии они создают этические кодексы с правилами работы корпорации: от рабочих часов до запрета детского труда и домогательств. Окружающей среде и климату чаще всего посвящена отдельная часть. Во французском Christian Dior сосредоточились на менеджменте — поставщики компании должны обеспечить на площадках безопасность для природы, улучшить качество продукции бренда, а также обучить сотрудников, работа которых связана с окружающей средой.

Chanel определил правила своей работы в «Докладе обществу», в котором заявил, что нанимает в компанию экспертов в области климата и экономики замкнутого цикла. Заботе об окружающей среде в многостраничном документе посвящена целая глава — компания обязуется сокращать выбросы углерода, компенсировать выбросы тех вредных веществ, от которых нельзя отказаться, а к 2030 году осуществить переход на зеленую энергетику. Chanel также прилагает усилия для переработки продукции и создания бутиков с учетом экологических сертификатов — правда, основатель британского архитектурного бюро Waugh Thistleton Architects Эндрю Во (Andrew Waugh) посчитал подобные документы бессмысленными. На данный момент сертификат LEED получил 31 бутик марки, 36 магазинов находятся в процессе сертификации.

Принципы работы дорогих брендов в большинстве случаев совпадают — они заявляют о намерении снизить количество вредных выбросов. Французская корпорация Kering, которой принадлежат Balenciaga, Bottega Veneta, Gucci, Alexander McQueen и Yves Saint Laurent, помимо всего прочего поставила перед собой цель заботиться о животных и растениях, не нанося им вред своим производством. Модные марки стремятся создать «дизайнеров завтрашнего дня» — профессионалов для работы в секторе люксовых товаров на основе принципов устойчивого развития бизнеса.

На будущее

Тренд на экологичность и заботу о природе постепенно захватывает все сферы жизни — люди по всему миру активнее сортируют мусор и стремятся перейти на возобновляемые источники энергии. Эксперты в ведении бизнеса прогнозируют, что в будущем тенденция только усилится. Бывший председатель совета директоров североамериканского подразделения компании LVMH Полин Браун считает, что со временем минимальный вред природе станет определяющим фактором, которым будут руководствоваться потребители при выборе товаров.

Мысль о повышении экологичного потребления стала превалировать в сознании покупателей несколько лет назад — в 2017 году американская компания Cone Communications в исследовании социальной ответственности бизнеса выяснила, что 87 процентов покупателей предпочитают приобретать товары, которые положительно влияют на климат. Столько же потребителей позитивнее относятся к производителям, которые участвуют в решении климатических проблем.

Однако радужные прогнозы противоречат реальности — бренды продолжают увеличивать производство. Французская транснациональная компания LVMH, которой принадлежат Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain и другие, продемонстрировала в 2021 году значительный рост показателей — подразделение модной одежды и изделий из кожи выросло на 42 процента, а общий объем продаж корпорации достиг рекордных 64,2 миллиарда евро.

Бренды стремятся к экологичности, однако им необходимо отвечать запросам потребителей, модные аппетиты которых ежегодно растут. Технологи, заботящиеся о природе, не успевают за повышением спроса — по данным компании McKinsey & Company с 2000 по 2014 год производство вещей увеличилось в два раза. В этот же период объем продаж одежды вырос на 60 процентов. Гардероб стал обновляться чаще, а некоторые вещи надевают не больше семи-восьми раз. Индустрии моды дают неутешительные прогнозы — к 2030 году объем выбросов может увеличиться с нынешних 2,1 миллиарда тонн парниковых газов в год до 2,7 миллиарда.

Компании быстрой и высокой моды не сидят без дела, однако спасение планеты требует более серьезных действий. Процесс должен быть двусторонним, в него стоит вовлечь и производителей, и потребителей. Производствам необходимо жестко контролировать весь путь вещей, а также постоянно анализировать данные по выбросам. Покупатели в свою очередь могут повлиять на срок службы изделий и сделать их более долговечными — стирать реже и при низких температурах, не выбрасывать, а находить новое применение. Достичь снижения выбросов можно только при совместных усилиях всех участников рынка — от сборщиков хлопка и дизайнеров до водителей и покупателей. Люксовому сегменту стоит задать всей сфере новый вектор развития и сделать индустрию моды красивой не только снаружи, но и изнутри.

Лента.ру на рабочем столе для быстрого доступа