Вводная картинка

«Искренность подкупает и поражает» О гастролях артистов из Донецкой народной республики в российских регионах

Культура

В рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Минкультуры России в российских городах выступили творческие коллективы из ДНР. По программам «Большие гастроли» и «Мы — Россия» донецкие артисты впервые за долгое время смогли поделиться своими достижениями с российскими зрителями. О том, как проходили эти уникальные широкомасштабные гастроли и как мастеров сцены из ДНР принимала публика в российских городах, — на «Ленте.ру»

Заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс»

Ансамбль, созданный в 1937 году, в разные годы своей истории успешно гастролировал по всему миру, становился лауреатом международных фестивалей в США, Бразилии, Корее, Испании и Китае; имеет множество премий и наград. Это крупнейший профессиональный художественный коллектив Донецкой народной республики и единственный, награжденный Почетным знаком «Шахтерская слава» I-й степени. Сейчас в его репертуаре более 300 хореографических, инструментальных и вокальных произведений.

За три последних месяца, несмотря на сложную политическую ситуацию, Заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс» в рамках федеральной программы «Мы — Россия» уже дал 37 концертов в 37 российских городах четырех федеральных округов — Южного, Приволжского, Уральского и Сибирского. Первый из них состоялся 15 марта в Ростовском государственном музыкальном театре Ростова-на-Дону, где прошло торжественное открытие масштабных гастролей четырех творческих коллективов ДНР. Затем были выступления в ЦКЗ Краснодара, в Городском театре Новороссийска, на сцене большого зала Дворца культуры, искусства и досуга Геленджика, в Зимнем театре в Сочи, в Городском театре Анапы, в Концертном зале «Нальмэс» в Майкопе, на сцене Городского Дворца культуры Армавира.

Концерты коллектива также прошли в Ставропольском Дворце культуры и спорта, в Северо-Осетинском государственном академическом театре имени Тхапсаева во Владикавказе, во Дворце культуры Черкесска, в Северо-Кавказской государственной филармонии имени Сафонова в Кисловодске, на сцене Музыкального театра в Нальчике, на сцене Дворца культуры города Беслан, в Осетинском театре Владикавказа, в Русском драматическом театре имени Горького в Махачкале, в Лезгинском музыкально-драматическом театре имени Сулеймана Стальского в Дербенте. С 5 по 7 апреля ансамбль выступил на сцене Астраханского театра оперы и балета, потом в калмыцкой филармонии в Элисте, в залах Волгоградского областного центра народного творчества и доме культуры «Текстильщик» Камышина.

В день космонавтики, 12 апреля, коллектив ансамбля «Донбасс» стал главным участником масштабного гала-концерта в областной филармонии имени Шнитке в Саратове, затем артисты выступили в Центре культуры и искусств города Нижний Ломов Пензенской области, в Республиканском дворце культуры и в Мордовской государственной филармонии в Саранске. Потом прошли два концерта в Чувашской Республике, один — в Чувашской государственной филармонии в Чебоксарах, второй — в доме культуры «Химик» Новочебоксарска. А 18 апреля артисты стали специальными гостями благотворительного концерта «Кайсыгызның кулы җылы» в Татарской государственной филармонии в Казани.

После этого артисты выступили в Набережных Челнах в ДК «Камаз», на сцене ГКЗ «Башкортостан» в Уфе, в концертном зале имени Прокофьева Челябинской государственной филармонии, на сцене Концертного зала имени Лаврова в Екатеринбурге, в доме культуры «Нефтяник» в Тюмени, в доме культуры города Ростовки Омской области, в концертном зале Омска, в ДК имени Куйбышева города Куйбышева Новосибирской области, на сцене концертного зала «Евразия» в Новосибирске, в областной филармонии в Кемерове. 8 и 9 мая артисты ансамбля «Донбасс» приняли участие в праздничных торжествах, посвященных Дню Победы, в Красноярске.

В соцсетях городов, в которых проходили концерты заслуженного коллектива, очень много восторженных отзывов о его выступлениях. Зрители делятся сильными впечатлениями, а многие вспоминают, что слушали «Молитву о Донбассе» стоя и не могли скрыть слез.

«У нас еще ни разу не было даже полупустых залов, всегда битком, а зрители — в восторге. Весь тур аншлаговый, все зовут еще раз приехать», — рассказала «Ленте.ру» руководитель ансамбля «Донбасс» Ольга Горячева.

Она очень впечатлена тем, что у коллектива еще не было столь масштабных гастролей и что все концерты были благотворительными. А коллектив ансамбля, по ее словам, благодарит «Росконцерт» и российских зрителей всех 37 городов, где состоялись концерты, за горячую поддержку. В настоящее время коллектив продолжает свои выступления по городам России в рамках федеральной программы «Мы — Россия».

Донецкий республиканский академический молодежный театр

Основанный в 1971 году Донецкий молодежный театр в рамках зарубежного направления «Больших гастролей» «Росконцерта» выступил с 20 марта по 28 апреля в 13 российских городах, показав 26 спектаклей. Спектакли «Человек из Подольска» и «Как боги», с которыми коллектив приехал на эти гастроли, первыми смогли посмотреть жители Новочеркасска на сцене Донского театра драмы и комедии имени Комиссаржевской.

Затем спектакли прошли в Драматическом театре РАМС в Россоши, на сцене Белгородского института искусств и культуры, в Курском драматическом театре, во Дворце культуры «БМЗ» в Брянске, в Смоленском камерном театре, в Великолукском драматическом театре, в Псковском академическом театре драмы имени Пушкина. Артисты выступили также на сценах Академического театра драмы имени Достоевского в Великом Новгороде, Тверского ТЮЗа, Калужского ТЮЗа, Орловского театра для детей и молодежи «Свободное пространство», Воронежского ТЮЗа. Гастрольный маршрут труппы составил около 4500 километров.

Спектакль «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова — премьерный в этом непростом театральном сезоне. На родной сцене артисты успели сыграть его только два раза. Но это не помешало российским зрителям по достоинству оценить масштабно поставленную историю про абсурдный участок полиции, где задержанного расспрашивают про его жизнь, про историю родного города, про любовь к родине.

Так, например, блогер Робустова из Воронежа пишет: «Донецкий молодежный театр вывернул мне душу "Человеком из Подольска" и через весь этот сюр сформулировал такую боль… Как много людей живут на автомате. По навязанной схеме. Как легко ведутся на навязанные идеалы. Как часто не видят красоты вокруг, в каждом моменте, а живут в ожидании светлого будущего когда-нибудь потом и точно не здесь».

Премьера второго гастрольного спектакля «Как боги» по пьесе писателя и драматурга Юрия Полякова состоялась в 2018 году. Это очень современная история о страсти, измене, предательстве, корыстолюбии и о той цене, которую человек платит за успех. Режиссер постановки Евгений Романенко сыграл в ней и главную роль.

Зрители российских городов, посмотревшие спектакль, делятся своими незабываемыми впечатлениями в соцсетях. Так, Светлана Володько из Твери пишет, что во время просмотра «Как боги» испытала «невероятные ощущение полного присутствия в «гуще» событий, происходящих на сцене». А ее землячка Катюша Осипова уверена, что «после спектакля "Как боги" вы влюбитесь в эту труппу». Она вспоминает, как на этом спектакле сидела рядом с девушкой из Донецка и как они в конце вместе плакали.

Эти гастроли, по словам руководителя коллектива Владислава Слухаенко, стали «самыми масштабными и объемными за всю историю театра». Он отмечает, что два их гастрольных спектакля очень разные, поэтому дают возможность оценить как актерский, так и в целом художественный потенциал труппы.

Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени Соловьяненко

Этот театр, который еще называют «Донбасс Опера», за свою девяностолетнюю историю вписал много ярких страниц в летопись театрального искусства, став неотъемлемой частью культуры Донбасса. Здесь поставили более 300 спектаклей — опер, балетов, оперетт, музыкальных комедий, детских музыкальных сказок по произведениям отечественных и зарубежных композиторов. В театре работают выпускники донецких творческих вузов, солисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова.

В рамках зарубежного направления программы «Большие гастроли» Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени Соловьяненко выступил в пяти городах России. Гастроли прошли на сценах Ростовского государственного музыкального театра в Ростове-на-Дону, Краснодарского Музыкального театра, Зимнего театра Сочи, Ставропольского академического театра драмы имени Лермонтова и Царицынской оперы в Волгограде.

Всего состоялось десять показов двух гастрольных спектаклей. Первый — шедевр классического балетного искусства — балет «Тысяча и одна ночь» композитора Фикрета Амирова, в основе которого — популярный «Рассказ о царе Шахрияре». А второй — балет-феерия для всей семьи «Малыш и Карлсон» на музыку Генри Манчини, Чарли Чаплина, Поля Дюка, Келвина Джонса и других в авторской постановке художественного руководителя театра народного артиста Украины Вадима Писарева. И хотя эти два балетных произведения совершенно разноплановые, в них есть сказочный сюжет с хорошей концовкой, который помогает верить в победу добра над злом. Спектакли, которые посмотрели тысячи россиян, проходили в сопровождении симфонического оркестра театра под управлением главного дирижера, лауреата международного конкурса Юрия Парамоненко.

Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени Соловьяненко участвует в «Больших гастролях» уже в третий раз начиная с 2016 года, и везде зрители принимают оперные и балетные спектакли театра очень тепло, восхищаясь мастерством донецких артистов. Так, сетевое издание волгоградского телеканала МТВ, сделавшее опрос зрителей после спектаклей, приводит их благодарные отзывы. По словам одной из них, Инги Ивановой, «артисты работают очень искренне, и эта искренность подкупает и поражает». А Ирина Лошакова из Краснодара уже ждет новые гастроли коллектива, она до сих пор пересматривает фрагменты балета «Тысяча и одна ночь» и рада, «что попали всей семьей на этот прекрасный балет».

Заместитель директора театра Игорь Иванов поделился своими впечатлениями от прошедших гастролей с «Лентой.ру»: «Принимали везде со слезами на глазах, приглашали приехать еще, не верили, что в таких тяжелых условиях сохранились труппа и репертуар». По его словам, состоявшиеся гастроли стали очень важными для коллектива, так как театр давно никуда не выезжал, а для артистов выступление перед новой публикой необходимо, как воздух.

Донецкий академический областной театр кукол

За годы работы Донецкий театр кукол поставил более 200 спектаклей, десятки из которых стали обладателями престижных дипломов и наград различных фестивалей и конкурсов.

В рамках зарубежного направления программы «Большие гастроли» этот коллектив с 14 марта по 9 апреля показал 27 спектаклей в 10 российских городах, которые посмотрели более 6000 юных зрителей. Артисты выступили в Ростовском государственном театре кукол имени Былкова, в Морском культурном центре в Новороссийске, в городском Дворце культуры Туапсе, в Краснодарском краевом театре кукол, в Севастопольском ТЮЗе, на сцене Крымскотатарского музыкально-драматического театра в Симферополе, в Большом зале Государственной филармонии Республики Адыгея.

Гастрольный репертуар коллектива составили два спектакля — «Таинственный гиппопотам» и «Дорога в Вифлеем», рассчитанных на максимально широкую аудиторию. Первый — это яркая и красочная история для юных зрителей от трех лет о необыкновенном путешествии Львенка и Бегемотика, о том, что в дружбе самое главное — искренность и верность. А «Дорога в Вифлеем» имеет возрастное ограничение 6+ и затрагивает более философские вопросы. Это библейская притча, сказка о маленьком ослике, жизнь которого полностью изменилась после встречи со звездой. Здесь юные зрители в ненавязчивой форме узнают об основах православной религии.

Руководитель театра София Романенко-Куренная сообщила в разговоре с корреспондентом «Ленты.ру», что это первый масштабный тур Донецкого театра кукол за последнее время, и это очень ценно и важно для всего коллектива, «море впечатлений и эмоций». Она рассказала, что во всех российских городах публика прекрасно принимала донецких артистов. Так как спектакли, по ее словам, разные и по настроению, и по эмоциональному фону, и по возрастной категории, спектр эмоций зрителей не сравним ни с чем.

София Романенко-Куренная отметила, что такая поддержка необходима и артистам для профессионального роста, и всему коллективу театра. «В каждом городе свой колорит, особенное чувство юмора, поэтому тонкости в спектаклях подмечают по-разному и реагируют по-разному. Но если говорить о человеческих качествах, то доброта, дружба, отзывчивость везде одинаковы, а именно на них мы и акцентируем внимание в наших спектаклях», — поделилась впечатлениями руководитель Донецкого академического областного театра кукол.

Как мы видим, выступления четырех донецких творческих коллективов, посетить которые можно было и по «Пушкинской карте», зрители в российских городах принимали с открытым сердцем и с бурными овациями, о чем свидетельствуют соцсети, наполненные прекрасными отзывами. А артистам из ДНР сейчас как никогда необходима духовная поддержка, связь с русской культурой. Всероссийский гастрольно-концертный план Минкультуры России помогает эту связь наладить, открывая пути для самых разных форм профессионального сотрудничества.

Лента.ру на рабочем столе для быстрого доступа