Вводная картинка

«Я взлетел в суровом краю вечной зимы» Как российский летчик совершил первый арктический полет в мировой истории

69-я параллель

Специалисты Русского географического общества (РГО) и военные исследователи реконструировали маршрут полетов первого полярного летчика России Яна Нагурского, который в 1914 году искал пропавшие экспедиции Георгия Седова и других полярников в районе Новой Земли. Два вертолета Ми-8 с участниками реконструкции пролетели мимо мыса Борисова, полуострова Адмиралтейства, Архангельской губы и острова Панкратьева. 107 лет назад именно этот маршрут на французском биплане Farman MF.11 впервые преодолел поручик Нагурский, который стал пионером арктических полетов. Историю легендарного летчика вспомнила «Лента.ру».

1955 год. Известный польский путешественник и автор книг о полярных исследованиях Чеслав Центкевич читает лекцию в переполненном зале — и в какой-то момент начинает говорить о героях Арктики. Среди прочего, Центкевич упоминает русского летчика Яна Нагурского, «забытого пионера авиации, погибшего в 1917 году». В этот момент в зале поднимается немолодой мужчина, который говорит: «Ну, во-первых, я не совсем русский, а во-вторых, я вовсе не умер». Лектор потерял дар речи, а публика с изумлением уставилась на мужчину, которым действительно был Ян Нагурский — пионер арктических полетов.

***

Ян Нагурский родился 8 февраля 1888 года в городе Влоцлавек Варшавской губернии Царства Польского, которое в конце XIX века было частью Российской империи. Его отцом был простой мельник, и средств в небогатой семье едва хватило на то, чтобы мальчик окончил шесть классов гимназии.

В 17 лет Нагурский сдал экзамен и стал учителем в сельской школе, а через год его приняли в Одесское юнкерское пехотное училище. Окончив его в 1909 году, молодой человек отправился служить в 23-й Сибирский стрелковый полк в Хабаровске. После года службы Ян решил продолжить образование, подал документы в Санкт-Петербургское Высшее морское инженерное училище и поступил туда.

В 1911 году Нагурский стал курсантом Императорского Всероссийского аэроклуба, где познакомился с Петром Нестеровым, основоположником высшего пилотажа. Вскоре Яна как способного пилота взяли в Гатчинскую офицерскую воздухоплавательную школу: в 1913 году он получил звание военного летчика, параллельно защитив диплом морского инженера.

Год спустя поручика Нагурского вызвал к себе глава Главного гидрографического управления Михаил Жданко. В то время управление по команде от Морского министерства должно было начать поиски трех полярных русских экспедиций, от которых не было вестей, — Владимира Русанова, Георгия Седова и Георгия Брусилова. Жданко поставил перед Нагурским задачу выяснить, можно ли использовать аэропланы для ведения поисков в Арктике.

Использование самолетов в полярных условиях, скорее всего, возможно

ответ Яна Нагурского Михаилу Жданко

Дорога за полярный круг

Между тем офицер Нагурский понимал, что проверить свои слова ему предстоит лично, но российской техники для выполнения полетов в Арктике в то время просто не было. Поэтому поручика отправили во Францию, на завод Фармана для покупки биплана Farman MF.11. Самолет с поплавками для взлета с воды и посадки на нее был способен нести груз в 300 килограммов и развивать скорость до 100 километров в час.

Запаса топлива на борту Farman MF.11 хватало на пять-шесть часов полета

Нагурский хотел выписать из Франции и местного механика. Но французские специалисты, узнав о том, что поручик собирается летать в Арктику, ответили отказом. Проведя около 20 испытательных полетов на Farman MF.11, Нагурский увез упакованный в ящики самолет в Россию.

1 августа 1914 года на судне «Эклипс» Нагурский вместе с техникой прибыл в Александровск-на-Мурмане (ныне город Полярный). Там самолет перегрузили на пароход «Печора», а к Яну присоединился авиатехник — матрос из Севастополя Евгений Кузнецов, ранее работавший с аэропланами. Руководил экспедицией капитан 1-го ранга Исхак Ислямов.

Он поставил перед Нагурским задачу обследовать с воздуха район побережья Новой Земли от Крестовой губы до полуострова Панкратьева

16 августа 1914 года пароход «Печора» достиг Крестовой губы, но двигаться дальше из-за льдов он уже не мог. Тогда Нагурский и авиатехник Кузнецов стали собирать Farman MF.11 при почти нулевой температуре воздуха. В этих суровых условиях сборка самолета заняла двое суток.

«Самолет с трудом поднялся надо льдами»

Утром 21 августа 1914 года Нагурский взлетел впервые, сделал несколько кругов и приводнился: полет прошел успешно. Тогда, чтобы не терять времени, он взял на борт запас продовольствия на десять дней, винтовку и лыжи. В 16:30 поручик вместе с авиатехником Кузнецовым вновь поднялся в воздух и отправился на поиски полярных экспедиций.

Из воспоминаний Яна Нагурского:

«Тяжело груженный самолет с трудом поднялся надо льдами, но затем стал быстро набирать высоту; перед нами открывались все более красивые виды. Направо находился остров с грядами островерхих хребтов и спускавшимися по ним ледниками, налево — белый океан, на котором кое-где виднелись темные пятна открытой воды.

Ледяными верхушками сверкали живописные, фантастических форм айсберги. Они были расположены то ровными рядами, то беспорядочно разбросаны; по форме одни напоминали стройные обелиски или призмы, другие — странного вида коряги

Все они искрились, как бы обсыпанные миллионами бриллиантов, в лучах незаходящего солнца. Сознание, что я первый человек, который взлетел на самолете в этом суровом краю вечной зимы, наполняло радостью и беспокойством, мешало сосредоточиться».

Нагурский и Кузнецов находились в воздухе 4 часа 20 минут: за это время они преодолели расстояние 450 километров. Первый арктический полет в мировой истории завершился успешно.

Мечты о Северном полюсе

Всего за время полярной экспедиции Ян Нагурский совершил пять долгих разведывательных полетов вдоль западного побережья Новой Земли и у Земли Франца-Иосифа. Найти следы исчезнувших полярных экспедиций летчику не удалось.

Но поручик Нагурский выполнил другую, не менее важную задачу: он доказал возможность применения авиации в Арктике. Кроме того, он стал пионером арктической ледовой разведки. В октябре 1914 года Ян Нагурский подготовил доклад об итогах своего участия в экспедиции и дополнил его проектом первого в истории авиаперелета к Северному полюсу.

Николай II по достоинству оценил отчет Нагурского и наградил летчика орденом Святой Анны 3-й степени. Вполне вероятно, что поручик совершил бы еще немало подвигов за полярным кругом, но из-за Первой мировой войны развитие арктической авиации было приостановлено.

В итоге план Нагурского об авиаперелете к Северному полюсу в 1937 году воплотил в жизнь герой Советского Союза Валерий Чкалов. Самолет АНТ-25 под его командованием совершил первый беспосадочный полет через Северный полюс из Москвы в американский Ванкувер.

Жизнь в тайнах

После Арктики Ян Нагурский стал командиром авиационного дивизиона Балтийского флота и продолжил эксперименты в небе. Именно он впервые сумел выполнить так называемую петлю Нестерова на гидросамолете.

Он также отличился в боях на Балтике и был отмечен двумя орденами — но тогда же возник слух и о том, что пионер арктических полетов погиб

Дело в том, что в 1917 году в ходе одного из воздушных боев над Балтийским морем самолет Яна Нагурского подбили, но ему вместе с механиком удалось выпрыгнуть из машины в спасательных жилетах. Они провели в воде два часа, после чего им улыбнулась удача в виде подводной лодки, которая доставила обоих в Ригу.

Но случилось так, что про подбитый самолет Нагурского узнали многие, а вот новость о том, что легендарный летчик спасен, осталась незамеченной. Отсюда и пошел слух о его смерти. Впрочем, в том же 1917 году насчет судьбы Нагурского ходили и другие слухи.

Поговаривали, что летчика вообще не сбивали, а отстранили от полетов из-за подозрений в шпионаже в пользу Германии

Возможно, основанием для таких разговоров стал тот факт, что авиатор несколько месяцев провел в тылу без должности. А в сентябре съезд гидроавиации Балтийского флота по неизвестным причинам потребовал от Нагурского «оставить службу в Морской авиации». Но большевики оценили опыт и знания летчика: в декабре 1917 года он получил работу в испытательном отделе Управления морской авиации.

С небес на землю

На новом месте Нагурский пробыл недолго: в январе 1918 года он оформил двухмесячный отпуск по состоянию здоровья и отправился в Польшу, но обратно уже не вернулся. Много лет спустя Нагурский утверждал, что просто не смог добраться до Петрограда.

Впрочем, по некоторым данным, летчик просто решил для себя, что не будет сотрудничать с большевиками — но не станет и воевать против них.

Поэтому, оказавшись в Польше, Нагурский скрыл свое офицерское звание и опыт военного летчика, благодаря чему смог избежать призыва в армию

Вначале он устроился на сахарный завод, а позже работал в Варшаве, где стал сотрудником конструкторских бюро сахарной и нефтяной промышленности. О том, что легендарный летчик жив, в то время знали единицы. Среди них, к примеру, был знаменитый конструктор Игорь Сикорский: он звал Нагурского к себе в США. А американский летчик Ричард Бэрд в 20-е годы лично приезжал к Нагурскому в Польшу, чтобы узнать секреты полетов в Арктике.

Ян Нагурский сумел пережить немецкую оккупацию, а затем продолжил трудиться в одном из конструкторских бюро уже в социалистической Польше

Он даже не догадывался, что в 1947 году на архипелаге Земля Франца-Иосифа был открыт ледовый аэродром, названный в его честь. И кто знает, как бы сложилась судьба Нагурского в дальнейшем, если бы он не появился на той самой лекции Чеслава Центкевича.

Спустя год после нее Ян Нагурский посетил Советский Союз, где встретился с ветеранами авиации, а по возвращении в Польшу выпустил две книги воспоминаний. За свои заслуги он получил «Орден Возрождения Польши». Легендарный летчик ушел из жизни в 1976 году.

***

Обратная связь с отделом «Общество»:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость, вопросы или идея для материала, напишите на этот адрес: russia@lenta-co.ru