Владимир Зеленский

«Кризис наступит к весне» Зеленский избавляется от политических конкурентов. Почему это не поможет ему удержать власть?

Бывший СССР

Президент Украины Владимир Зеленский продолжает зачищать политическое поле, пресекая любую критику в свой адрес. На этот раз он решил избавиться от спикера Верховной Рады Дмитрия Разумкова — вопрос об отставке неугодного однопартийца президента парламент рассмотрит уже сегодня, 7 октября. Внутриполитическую ситуацию дополнительно осложняет энергетический кризис, возникший на фоне запуска «Северного потока-2». Он не только угрожает срывом отопительного сезона, но и ставит под вопрос выживание целых отраслей украинской экономики. И, наконец, неприятным сюрпризом стало журналистское расследование «досье Пандоры», вскрывшее офшорные схемы Зеленского и его окружения. Насколько уязвим сейчас президент Украины и как он будет выпутываться из офшорного скандала? В чем состоит его план сохранения власти и на что он готов пойти, чтобы провести переговоры с президентом России Владимиром Путиным? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики (УИМП) Руслан Бортник.

Контрольная зачистка

«Лента.ру»: Что в реальности стоит за конфликтом Зеленского и Разумкова и к каким последствиям он может привести?

Руслан Бортник: У этого конфликта есть и стратегические, и тактические мотивы. Если говорить о стратегических мотивах — это вопрос конкуренции за второй срок Зеленского. Видимо, Разумков мог бы стать потенциальным «новым Зеленским» или как минимум расколоть нынешнюю команду уже в период новых президентских выборов в 2024 году, а, возможно, даже раньше.

Именно Разумков по своим рейтингам, по своему положению в политической системе — второй человек внутри партии власти. И с учетом того, что Зеленский понабрал «политических токсинов», а его антирейтинги за несколько лет выросли в четыре раза, Разумков мог бы стать кандидатом номер один для «Слуги народа» уже на следующих президентских выборах. Поэтому стратегические проблемы — это переизбрание Зеленского на второй срок и проблема Разумкова, которую необходимо решать.

В чем состоит тактическая проблема?

Осенью через Верховную Раду должны пройти ключевые для власти инициативы: тарифные вопросы на фоне мирового роста цен на энергоносители; пакет законопроектов Международного валютного фонда (МВФ); сложнейший бюджетный процесс; новая конституционная реформа; продление Минских соглашений; так называемый антиолигархический пакет. Можно долго перечислять эти важнейшие вещи.

И если Разумков будет занимать какую-то особую позицию, то их рассмотрение по регламенту растянется на длительное время и может стать источником политического кризиса. Поэтому Зеленскому необходим не спикер, а «секретарь» парламента, который с игнорированием норм регламента будет быстро прогонять через Верховную Раду нужные офису президента решения.

В последнее время на эту ситуацию наложились еще личные отношения — президент и спикер не общаются между собой. Разумков на протяжении последнего года подводил офис президента к этому кризису — он системно не поддерживал решения Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) и выступал со своими инициативами по ключевым законопроектам: о Конституционном суде Украины, земельной реформе, незаконном обогащении, деолигархизации.

Всюду у Разумкова были своя позиция и предложения, и часто именно они проходили через парламент, а не те, которые хотел принять Зеленский. Разумков фактически вел свою избирательную кампанию, ездил по областям. Ему даже пытались запретить посещать зону проведения операции Объединенных сил в Донбассе. В итоге отношения между спикером Верховный Рады и президентом оказались испорчены.

Зеленский считает, что он сам и есть власть, он и есть команда, а все остальные — лишь его помощники. Все это вылилось в масштабный кризис

Происходящее сейчас — это реальный раскол «Слуги народа»? Хватит ли у Зеленского сторонников в правящей партии, которые проголосуют за снятие Разумкова с поста спикера?

Внутри партии не найдется достаточно голосов за отставку Разумкова. Все же он пользуется там существенным авторитетом, у него есть своя микрогруппа влияния. Более того, многие члены «Слуги народа» рассматривают его снятие с должности как шаг к дальнейшему игнорированию их пожеланий. Они понимают, что их голоса внутри партии важны пока есть конкуренты и динамика. Если их не станет, им начнут просто говорить, что делать, но не будут спрашивать, что они хотят за это.

Мне кажется, это не до конца понимают некоторые другие группы и фракции в парламенте. Например, «Доверие» и «За будущее».

Они собираются голосовать за отставку Разумкова, но не осознают, что после того, как в Верховной Раде не станет конкуренции, не станут нужны и их услуги. Любую оппозицию начнут додавливать силовиками

Потенциально фракция «Слуга народа» может максимально рассчитывать на 190-200 голосов, а остальные будут добирать за счет «Доверия», «За будущее» и внефракционных депутатов. Голосов должно хватать. Конечно, если те депутаты, которые поставили подпись за процедуру отставки спикера, не одумаются. Тогда в Верховной Раде может случиться неожиданность. Хотя ее вероятность невысока.

Если голосование в Верховной Раде будет провальным, оно может стать причиной серьезного политического кризиса для Зеленского и его команды. И даже толчком к разрушению той модели власти, которую они выстраивали последние годы.

А что вы скажете о возможности проведения досрочных президентских выборов на Украине? Зеленскому они выгодны?

Сейчас они ему невыгодны и не нужны. Но дело в том, что в 2023 году на Украине должны пройти парламентские выборы. Сегодня рейтинг партии «Слуга народа» находится где-то в районе 20-25 процентов. Это уже не 43 процента, как на выборах 2019-го.

Более того, избирательная система в стране поменялась — теперь она будет пропорциональной с открытыми списками, а мажоритарки не будет. Но ведь именно за счет нее и победили «слуги народа»: больше половины фракции у них избрано по мажоритарным округам, а не по спискам. Конечно, в этих условиях даже 30 процентов — это будет очень и очень хороший результат.

Справка «Ленты.ру»: изменение избирательного законодательства на Украине

При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов. Как правило, в мажоритарных округах избиратели голосуют за кандидатов, пользующихся доверием. Однако на парламентских выборах в 2019 году «мажоритарная» составляющая команды Зеленского не выглядела перспективной — это были малоизвестные люди. Потому их победа стала для многих большим сюрпризом. Фактически избиратели отдали свои голоса не за конкретного человека, а за кандидата от партии Зеленского.

В итоге малая известность партии «Слуга народа» стала их сильной стороной: избиратели проголосовали за надежду на перемены. Но вскоре после победы на выборах и получения контроля над парламентом Зеленский выступил с предложением отменить «мажоритарку», поскольку на будущих выборах она вряд ли принесет такой впечатляющий успех партии. В июле 2020 года Верховная Рада внесла поправки в избирательное законодательство.

Депутаты решили, что после проведения административной реформы и укрупнения районов, в общинах, где проживает более 10 тысяч избирателей, выборы будут проходить исключительно по пропорциональной системе и с открытыми партийными списками. Кандидаты-мажоритарщики будут отныне баллотироваться только в населенных пунктах, где проживает меньшее число жителей. Ранее подобная модель применялась для крупных населенных пунктов, где проживало 90 тысяч и более избирателей.

Высока при этом вероятность, что может сформироваться антипрезидентская коалиция в преддверии выборов 2024 года. Поэтому я не исключаю, что Зеленский может пойти на досрочные президентские выборы в 2023-м, до парламентских выборов или во время них. Пока это единственная мотивация, которую я сегодня вижу. Потому что, проиграв парламентские выборы, будет очень тяжело выиграть президентские.

Следующий за спикером Верховной Рады — мэр Киева Виталий Кличко? Ходят слухи об их возможном объединении и создании единой оппозиционной команды…

За Кличко уже давно пришли. Нет практически ни дня, чтобы правоохранители не обыскивали какие-то структуры и компании, связанные с Кличко и его окружением. Борьба идет постоянная и рутинная. Тут вопрос стратегический — переизбрание Зеленского на второй срок.

Как скандал с офшорами, связанный с публикацией «досье Пандоры», ударит по шансам Зеленского на переизбрание?

Эффект будет политическим и отложенным. Его глубина зависит от информационной раскрутки и действий западных партнеров. Основное последствие — рост и укрепление антирейтингов президента из-за привязки Зеленского к крайне нелюбимым украинцами офшорам. Ведь нежелание платить налоги в стране, где ты президент, сложно объяснить. Так же, как и недоверие к национальной правоохранительной и судебной системам — для этого создаются офшоры.

В то же время на Западе усилится убежденность в наличии токсичных связей между президентом и олигархом Игорем Коломойским. Продолжит формироваться убежденность в коррумпированности Зеленского и его окружения, что приведет к углублению международной изоляции. Как итог — серьезное ухудшение шансов на переизбрание на второй срок.

«Досье Пандоры» для Зеленского сыграет такую же роль, как и «Панамское досье» для Порошенко — к импичменту не приведет, но дорогу к переизбранию серьезно усложнит

И, конечно, это грубая ошибка юридических и политических советников президента. Ведь что мешало Зеленскому и его окружению закрыть эти компании или перерегистрировать их на Украине за это время? Само расследование длилось более года. Все об этом знали.

Чем власть будет гасить скандал?

Выбор вариантов, на самом деле, у власти очень широк. Начиная с оправданий наличия самих офшоров, мол, это нормально и было давно. Заканчивая переключением фокуса внимания населения на проблему с Разумковым, антиолигархический вопрос, возможную эскалацию конфликта в Донбассе.

Скорее всего, официально власть не будет подогревать тему, станет замалчивать ее. А неофициально через своих лидеров общественного мнения и политических экспертов будет дискредитировать скандал.

Борьба с олигархами?

Кстати, о законах против олигархов. Деолигархизация — это еще один этап закручивания гаек? Что это дает Зеленскому?

Процесс закручивания гаек начался с политических оппонентов, продолжился запретом наиболее оппозиционных СМИ, ударом по теневым экономическим элитам, разного рода контрабандистам, ворам в законе. Потом он продолжился зачисткой внутренней конкуренции — например, об этом говорит уход с поста министра внутренних дел Арсена Авакова.

Параллельно созданы кризисы для практически всех ключевых оппонентов власти — Юлии Тимошенко, Петра Порошенко, Виталия Кличко. Уже молчу про партию «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктора Медведчука, а также Анатолия Шария.

У всех без исключения конкурентов Зеленского есть проблемы с властью или правоохранительными органами. И эта история продолжается попыткой получить влияние на украинские СМИ и крупные капиталы посредством применения так называемых «антиолигархических законов», которые не заслуживают этого названия

На ваш взгляд, закон о деолигархизации — реальный инструмент для подчинения олигархов? Как он будет использоваться?

В нем нет инструментов деолигархизации. В нем нет инструментов по изменению монопольного положения олигархов на рынках или по введению прогрессивной экономической шкалы, по антитрастовому законодательству. Там нет ничего этого. Там есть инструменты, которые позволят репутационно влиять на крупный бизнес, на его медиа-активы с целью подмять под себя политическую деятельность бизнесменов. И команда Зеленского как минимум попытается убедить их не финансировать оппозиционные или независимые от власти структуры и СМИ.

Кстати, не находите ли вы странным, что покушение на помощника президента Сергея Шефира случилось буквально накануне голосования депутатов за законопроект о деолигархизации? Какие версии кажутся вам наиболее правдоподобными?

Инцидент действительно случился очень кстати для голосования по законопроекту. Хотя не думаю, что это была инсценировка. Почему я так думаю? Слишком много свидетелей. Даже я их знаю. К тому же обстрел автомобиля — очень сложный и рискованный способ инсценировки. Полагаю, что это какой-то элемент закулисного противостояния с учетом того, что именно Шефир отвечает за многие «интимные» задания президента, является его крайне доверенным в экономической части лицом. Поэтому покушение на него я связываю с закулисными процессами, невыполненными обещаниями или конкуренцией внутри команды.

Как вообще в украинском обществе сейчас воспринимается закон о деолигархизации? Находит ли он поддержку среди украинцев и, скажем, людей, приближенных к политическому истеблишменту? Почему, например, в одном ток-шоу журналист Дмитрий Гордон раскритиковал закон об олигархах, а Михаил Саакашвили, наоборот, назвал его историческим?

Те политики из власти, которые пытаются манипулировать на волне популизма (расшифрую так слово «хайпануть»), пытаются хвалить инициативы Зеленского, как-то их обосновывать. Но общество расколото в этой части. Половина населения поддерживает их, другая половина — не поддерживает. В итоге оказывается, что значительная часть общества осознает, что на самом деле реформа направлена не против олигархов.

Как ни удивительно, 90 процентов представителей политической элиты, не связанных с властью, выступают против закона о деолигархизации. Это опытные и рациональные люди, и они понимают, к чему приведет его применение. Поддержки действий Зеленского в политических элитах нет.

Команда власти, безусловно, поддерживает и пытается увлечь этим хайпом население за собой — наименее рационально мыслящую и бедную часть общества, которой навязывают мысль, что олигархи сопротивляются. И это сопротивление подается как признак того, что олигархам будет плохо.

Хотя я не олигарх, но понимаю, что инициатива Зеленского — покушение на мою свободу слова, на наличие свободных СМИ, на контроль над финансовыми потоками

По большому счету это покушение на политическую конкуренцию в нашем обществе. Поэтому рациональная и более образованная часть общества это не поддерживает. Менее политизированная, популистская и бедная часть общества и сторонники президента поддерживают.

Возвращение на родину

Раз уж мы вспомнили о Саакашвили. Почему он решил вернуться в Грузию? Его политическая карьера на Украине достигла своего пика?

На Украине он себя по большому счету исчерпал. Каких-либо карьерных перспектив у Саакашвили там не было. Уровень доверия, с которым он приехал в страну — а он находился в районе 30 процентов, — абсолютно иссяк. Саакашвили — одно из ключевых разочарований украинского общества вместе с десантами иностранцев. И здесь для него не было уже какой-то персональной, лидерской карьеры. В лучшем случае — роль помощника в чьих-то политических проектах.

В этой части Саакашвили у меня вызывает уважение как тот тип политика, который готов рисковать не только общим, но и личным: свободой, здоровьем, временем. И единственным шансом для Саакашвили оставаться политическим лидером было возвращение в Грузию. И он пошел на это

Но мне кажется, что его план провалился. Саакашвили пошел в атаку и попал в плен. Он не рассчитал политическую ситуацию в грузинском обществе. Расчет был на то, что его возвращение приведет к политическому кризису, к победе его партии, досрочным парламентским выборам. Но этого всего не случилось. Хотя атака Саакашвили была в какой-то мере даже симпатичная, с точки зрения смелости.

Вы говорите, что уровень доверия к Саакашвили упал в обществе. Говорит ли это о том, что Украина упустила возможность использовать его ресурс?

Саакашвили на поверку оказался очень скандальным, радикальным в высказываниях и не очень чистым в действиях политиком. То есть он — яркий популист, но неэффективный политик, не способный реально достигнуть результатов, обещанных обществу. Более того, Саакашвили — популист, которого подозревают в махинациях и грязных закулисных играх...

Будет ли за него вступаться Украина? Станем ли мы свидетелями межгосударственного конфликта?

Вполне возможно, что вступаться будет. Тем более что у Саакашвили есть еще какие-то связи в западных странах. И именно через Украину они могут попытаться защищать его. Поскольку номинально он является гражданином Украины. Поэтому забывать его не станут, украинские политики и дипломаты будут постоянно что-то делать по Саакашвили, понимая, что это как минимум инструмент влияния на Грузию и на грузинскую политику.

Можем ли мы быть уверенными в том, что Саакашвили посадят? Прошло уже немало времени, прежние договоренности могут быть пересмотрены, судебное разбирательство будет длиться долго...

Сложно сказать, не берусь прогнозировать. Сидящий в тюрьме Саакашвили — это, конечно, в какой-то мере очень нехороший знак для Запада и прозападных элит во многих странах. Конечно, это не афганцы, летящие на шасси самолета, но все равно история, которая показывает, что те элиты, которые сделали ставку на сотрудничество с западными странами, часто оказываются брошенными, а их карьера заканчивается не очень хорошо.

Думаю, что западные страны будут прилагать усилия для освобождения Саакашвили. Но для нынешнего грузинского руководства выпустить его из тюрьмы непросто. Поскольку это будет означать отказ от обвинений, которые против него выдвигались и по которым он был осужден.

Тяжелые отношения

И все же основной проблемой для Украины на международной арене является энергетический кризис. Как на страну повлияет взрывной рост цен на газ на европейских рынках?

Повлияет негативно, но не столь критично, как об этом пишут многие российские обозреватели, которые пытаются экстраполировать европейские цены на украинский рынок. Что касается частных домохозяйств Украины, то 80 процентов из них имеют годичные контракты на отопительный сезон. И цена в контрактах — приблизительно по 300 долларов (около 22 тысяч рублей) за тысячу кубометров газа. Да, пятая часть хозяйств имеет другие контракты, но им сложно будет протестовать в силу того, что это либо должники, либо это их упущение. То есть основная часть общества имеет контракты по 300 долларов до окончания этого отопительного сезона.

Энергетический кризис повлияет на бизнес, который не имеет длительных контрактов, но это небольшая часть предприятий. Он будет влиять на сферу ЖКХ и отопление бюджетных организаций. Буквально недавно разговаривал с одним из мэров небольших городов. Он говорил, что они получают газ приблизительно по цене в 700-800 долларов... Но все же цена на газ — вопрос бюджета. И если государственный бюджет перераспределяет субвенции на компенсацию этой разницы, то в целом и эта проблема может быть преодолена.

Что ждет страну уже этой зимой?

Украине потенциально газа может хватить на весь сезон, если он будет мягким. Если зима будет холодной, то нехватка газа может начать ощущаться в феврале-марте.

При этом, как бы парадоксально это ни звучало, в Киеве с нетерпением ждут запуска «Северного потока-2». Дело в том, что с запуском газопровода связывают дальнейшее снижение цен на газ на европейском рынке. И тогда Украина докупит газ, если весной ей будет его не хватать

Поэтому высокие цены на энергоносители вызывают тревогу у части бизнеса и усиливают нагрузку на бюджет, но все же не критически. Ожидать какого-то блэкаута или тарифных протестов на Украине не стоит, потому что власть делает всевозможные шаги, чтобы удержать тарифы и избежать такого сценария. Возможно, более кризисный период будет в феврале-марте.

История с «Северным потоком-2» для Украины закончена? Во сколько оцениваются убытки бюджета?

Украина, естественно, продолжит декларировать, что выступает против запуска «Северного потока-2». Но я надеюсь, что параллельно власти начнут работать по механизмам компенсаций, которые предложены тем же немецко-американским меморандумом.

Запуск и убытки для бюджета понятны. Они составляют 2-4 миллиарда долларов ежегодно до 2024 года, то есть года, до которого у Украины действует существующий контракт с «Газпромом». И даже если «Газпром» не будет продолжать транзит, то он вынужден будет оплачивать транзит по принципу take or pay («бери или плати»). Поэтому кризис может наступить после 2024 года и коснуться уже следующего президента. Не зря этот контракт был подписан на пять лет...

Что может быть после 2024 года, и не лишится ли Украина вообще российских энергоресурсов?

Думаю, что примерно в 2023-2024 году Украину ожидает очень жесткий торг с Россией с невыгодных позиций. Киеву будет сложно чем-то Москву шантажировать, он сможет только что-то предлагать и просить в этой ситуации. Или придется полностью перейти на европейский реверс и отказаться от газотранспортной системы (ГТС) как компонента экономики, который будет развален и исчезнет.

Не исключаю, однако, что стороны могут договориться, и транзит в каких-то объемах сохранится. При этом «Газпром» может появиться напрямую на украинском рынке, тем более, что подобная формулировка является частью существующего договора. Но торги будут очень сложными и со слабой для Украины позиции.

Совсем недавно Венгрия подписала контракт с «Газпромом» о поставках топлива в обход Украины. Пойдут ли другие европейские страны по этому пути?

Если мы говорим о Южной Европе, то да, они идут по этому сценарию. Если о странах Центральной и Западной Европы, то они все же будут делать видимость того, что пытаются защищать украинские интересы и суверенитет.

Способна ли Украина в нынешней ситуации сыграть на повышение ставок и активировать, например, опцию военной операции в Донбассе?

Думаю, это маловероятный сценарий в силу того, что есть опыт Саакашвили. Все понимают, что активизация боевых действий в Донбассе прекратится как минимум отсутствием победы, а как максимум — военным поражением, которое приведет к очередному внутреннему политическому кризису...

Почему Зеленский на этом фоне вновь заговорил о подготовке встречи с Путиным? Как вы считаете, она реальна?

Эта тема время от времени возникает в украинской политике в силу того, что общество требует какого-то решения по урегулированию кризиса в Донбассе. Но поскольку Зеленский не может предложить его, то он выдвигает разного рода инициативы и имитирует якобы идущий переговорный процесс. Это такой эрзац-ответ на вопросы: «Что же мы будет делать по Донбассу?» и «Когда закончится война?» Вот украинские власти и готовят встречу с Путиным.

Впрочем, полностью исключать переговоры невозможно. Особенно, если это будет, например, последняя просьба уходящей с поста канцлера Германии Ангелы Меркель. Однако сегодня я не вижу в переговорах рационального зерна и целесообразности. Во-первых, очень мало вопросов, по которым обе стороны готовы говорить. Во-вторых, есть масса вопросов, по которым одна сторона хочет говорить, а вторая — нет. И, в-третьих, что самое важное, очень мало вопросов, по которым возможно договориться.

Как только в повестке появятся рациональные вопросы, которые можно будет решить на этой встрече, переговоры состоятся. Если же встреча будет изначально позиционироваться Украиной как попытка поиграть в дебаты, в которых в свое время Зеленский выиграл у Порошенко на стадионе, то такая встреча абсолютно не нужна России. Россия просто будет ждать — время, похоже, сегодня играет ей на руку.