Вводная картника

Зло из телевизора

Куда сбежать от уродующих душу телепередач: обзор Little Nightmares 2

Наука и техника

Little Nightmares 2 — продолжение нашумевшего хоррор-платформера от шведской компании Tarsier Studios, который повествует о приключениях девочки в желтом дождевике по прозвищу Шестая. Она вынуждена выживать в мире, где поселилось зло и нет места, которое можно считать безопасным. Любой встречный может оказаться злодеем, любой темный угол — смертельной ловушкой. Все — как и в первой части, но теперь Шестая наконец не одна. «Лента.ру» рассказывает, чем разработчики решили удивить игроков в этот раз.

Мальчик по имени Моно, одетый в потрепанный плащ, очнулся посреди огромного темного леса. Его путь лежит через чащу, где полно смертельных ловушек, к полуразрушенному Бледному Городу. Оттуда транслируется таинственная Передача, которая искажает тела жителей и прочих живых существ, превращая их в чудовищных монстров. По дороге Моно спасает от зловещего лесного Охотника незнакомую испуганную девочку. Теперь они вдвоем направляются в самый эпицентр зла, ведь, возможно, именно там находится ключ к спасению от всех ужасов.

Двое из леса

Атмосферный хоррор-платформер Little Nightmares 2 от Tarsier Studios расширяет лор первой игры, действие которой происходит на «Чреве» — гигантском судне, больше напоминающем подводный небоскреб. В этот раз игрок пройдет через городские локации, что очень напоминает схожие по стилистике и атмосфере Limbo и Inside от студии Playdead, — те тоже начинаются в лесной местности, сменяющейся затем мрачными урбанистическими пейзажами.

Разработчики не стали делать прямой сиквел, рассказывая о приключениях Шестой. В какой-то степени Little Nightmares 2 — самостоятельная игра, которую можно проходить, не зная о событиях первой. Единственное, что связывает игру с первой частью, — это рисунок нома (маленького существа, похожего на гриб), нарисованный Шестой в заключении, и пасхалка, связанная с главной злодейкой прошлой игры. Возможно, отсылок на самом деле больше, но разработчики хорошо их припрятали.

Вторая игра посвящена не жажде чревоугодия или какому-то другому смертному греху, а больше раскрывает тему взаимовыручки, предательства и мести. Но Шестая продолжает проявлять садистские наклонности: она то ожесточенно разбивает голову фарфоровому ребенку, то с удовольствием ломает пальцы манекену, то греет руки у огня в крематории, где сгорает очередной враг. Моно это совершенно не беспокоит — у него есть собственный секрет, связывающий его с телевизорами, транслирующими жуткую Передачу. Кроме того, разработчики чуть ли не в буквальном смысле развесили по всей игре едва заметные и малопонятные пасхалки, намекающие на финальный твист.

Страшные истории

Как и предыдущая часть, Little Nightmares 2 вобрала в себя многие знакомые элементы хорроров из кино, литературы и даже городских легенд. Это по-прежнему сказка, но сказка злая и мрачная, наполненная саспенсом. Тут нет банального хеппи-энда ни для героев, ни тем более для мира, в котором они вынуждены выживать. Даже Гензель и Гретель из известной сказки не сталкивались с такими ужасами, как Моно и Шестая. Лесной охотник с ружьем и мешком на голове страшен, но гораздо страшнее Школа, где учатся пустоголовые фарфоровые школьники, а их поведение контролирует кошмарная Учительница, способная вытягивать шею до невероятной длины. В заброшенной больнице «лечатся» люди-манекены, боящиеся света, и бродит сумасшедший Доктор, следящий за здоровьем подопечных с потолка.

Есть у игры и главный злодей. Если в первой части это была Хозяйка, или Леди, напоминающая японскую гейшу и сочетающая в себе черты ведьмы и призрака из азиатских фильмов ужасов, то в Little Nightmares 2 есть Худой Человек в шляпе — смесь Слендермена, Фредди Крюгера и городской легенды о людях в черном, тайно контролирующих жизнь обычных людей. По-видимому, именно он управляет Передачей, превращающей город и его окрестности в сюрреалистическое, искривленное во времени и пространстве полотно.

С Худым Человеком связаны особенно пугающие и напряженные моменты игры. Время от времени он начинает преследовать игрока, вынуждая его быстро преодолевать препятствия. Любая заминка может стоить главному герою жизни — кажется, что злодей перемещается медленно, но не отстает. Как будто нарочно игра в такие моменты выхватывает управление из рук игрока, заставляя Моно мешкать перед наступающей угрозой. Кроме того, разработчики в этот раз дали жирный намек на происхождение и личность антагониста. В первой игре о прошлом Хозяйки приходилось только догадываться.

Впрочем, Little Nightmares 2 остается верна знаковой фишке серии: игроку придется самому выстраивать историю и логику мира по намекам, которые оставили разработчики. Здесь нет записок, проливающих свет на события игры, нет предыстории главного героя и нет пояснений. Авторы требуют от игрока внимательности и даже, возможно, некоторого культурного бэкграунда — впрочем, игра того стоит. Если же нет желания разбираться в запутанном сюжете, можно будет обойтись чтением фанатских теорий и интерпретаций на форумах и тематических сайтах.

Прыжки над бездной

Геймплей во второй части основан на взаимодействии Моно и Шестой. К счастью, девочка, управляемая искусственным интеллектом, не путается под ногами, а помогает успешно решать головоломки и обходить ловушки. Разработчики делает все для того, чтобы игрокам полюбилась спутница в желтом дождевике и они начали доверять ей. Девочку даже можно взять за руку и бежать вместе с ней. Такая мелочь придает игре особый шарм. По сюжету иногда Моно вынужден в одиночку преодолевать препятствия и сражаться с врагами, и без спутницы становится очень неуютно.

В каждой локации игрока поджидают монстры, отличающиеся друг от друга игровыми механиками. От одних нужно прятаться, с другими сражаться. По сравнению с первой частью немного меняется и сам стиль прохождения — игрок управляет Моно, способным дать отпор врагам, а смекалистая Шестая помогает ему открывать двери, карабкаться на высокие поверхности или ловит мальчика в прыжке.

Главный герой способен таскать оружие, разбивать им двери, доски и головы злых фарфоровых детей, которые в Школе прыгают на героя с разных сторон. Моно в силу возраста не может долго держать увесистые предметы, поэтому топоры и молотки ограничены определенными локациями, и за дыру в двери их вынести не получится. В большинстве случаев от врагов придется убегать, особенно когда за Моно начинает гнаться целая толпа монстров — таких зрелищных и напряженных погонь здесь несколько.

Разработчики разнообразили геймплей не только топорами, но еще фонариком и даже телевизионным пультом. Причем фонарик служит не только для освещения темных углов, но и своеобразным оружием против Пациентов — переделанных людей, которые больше напоминают манекенов. Они проворны в темноте, но в луче света перестают двигаться. Сначала такие монстры встречаются по одному, но затем атакуют группами, и игра в каком-то смысле превращается в аркаду. Придется быстро светить фонариком в разные стороны и одновременно бежать, и, к сожалению, играть на клавиатуре с мышкой в такие моменты становится особенно сложно — создатели честно предупреждают, что игра рассчитана на управление с геймпада.

На уровне с телевизорами в руки Моно попадает пульт. Стоит выключить телевизор, и стоящий рядом с ним загипнотизированный монстр начнет искать другой. Правда, иногда это может сыграть злую шутку, когда враги, которые не нашли замены телевизору, начинают охотиться на Моно — и убежать от них трудно. Чтобы не провалить головоломку, нужно соблюсти правильный порядок действий.

Впрочем, испытания интуитивно просты и иногда даже снабжены подсказками (например, в виде фотографии на стене), разработчики не стали усложнять игровой процесс, поэтому надолго застревать в одном месте не придется. Оно и не нужно: сюжет игры увлекает так, что хочется быстрее узнать, что будет дальше, а не корпеть над очередной загадкой. Из-за этого раздражают головоломки, которые решаются методом подбора и из-за этого становятся слишком долгими, хотя принцип решения понятен сразу же. Если их убрать — игра только выиграет.

***

Несмотря на схожесть с другими играми жанра, Tarsier Studios совершенно не хочется обвинять в заимствованиях: игра удивляет драматическим наполнением и по-настоящему живыми персонажами, обладающими собственными характерами и интересной судьбой. А душераздирающий финал заставит игрока в шоке сидеть перед финальными титрами, что ставит серию Little Nightmares на уровень выше предшественников. По сути, она развивает жанр хоррор-платформеров, который, к сожалению, очень редко радует новыми проектами.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности