Вводная картника

Фатальная ошибка

Cyberpunk 2077 стала главной игрой года. Почему в нее невозможно играть?

Наука и техника

Игру Cyberpunk 2077 от польской студии CD Project RED ждали долго, а ее создатели подогревали интерес мощной промокампанией. Даже неоднократные переносы и рассказы об ужасных условиях, в которых находились разработчики, не сбили градус ожидания и веру в лучшее. Но итоговый результат оказался не таким впечатляющим, особенно если пытаться запустить игру на консолях уже прошлого поколения. «Лента.ру» поиграла в Cyberpunk 2077 и рассказывает о впечатлениях от игры.

…Родители слышат, как из комнаты маленького сына доносятся дикие вопли: «Хочу! Хочу!» Решают посмотреть, что происходит, и заглядывают в детскую. На столе стоит проигрыватель пластинок, который заело, и он постоянно проигрывает одну и ту же фразу: «Дружок, хочешь я расскажу тебе сказку? Дружок, хочешь я расскажу тебе сказку?»

Примерно как в этом старом анекдоте выглядит сейчас игровой процесс игры Cyberpunk 2077 от создателей «Ведьмака», польской студии CD Project RED. Оценивая не просто действительно хорошую игру, а практически икону, какой она стала еще до своего выхода, игру, вокруг которой был поднят настоящий хайп, игру с Киану Ривзом и мощнейшей рекламной кампанией, не хочется говорить о технических моментах. В самом деле, какая разница, баги выведут, глюки починят, графику рано или поздно докрутят! Но надо.

Cyberpunk 2077 ждали, и каждый перенос даты выпуска воспринимался болезненно. Ее давали для обзора только избранным и только в версии для ПК, запрещая публиковать собственные материалы до релиза. Когда наконец удалось поиграть в версию для приставок на PlayStation 4 Pro, то стало понятно, зачем все это было нужно.

Поэтому, сразу отметив, что Cyberpunk, несмотря на свое нынешнее состояние, выдающаяся и захватывающая игра, к сожалению, начать говорить о ней нельзя ни с чего другого, как с жутких технических проблем. Потому что состояние, в котором она сейчас находится на приставках, напоминает даже не бета-версию, а какую-нибудь серединную альфу. Черт возьми, люди, которые делали предзаказ и покупают ее в первый день, не подписывались на то, чтобы им предоставили ранний доступ к продукту.

И объем проблем потрясает прямо с порога. Мало того, что игра собиралась под консоли прошлого поколения и версии для нового поколения пока нет — на PS5 и Xbox Series X игра идет в режиме обратной совместимости, — эта сборка тормозит, глючит и падает постоянно, на каждом шагу.

По опыту Cyberpunk 2077 может просто «падать» пару-тройку раз в час, и это совершенно нормальное поведение этой игры с установленным патчем первого дня. «Дружок, хочешь, я расскажу тебе сказку?..» Хочется закричать «Хочу!», и тут же все падает, и игру приходится запускать заново, и все это дико бесит и утомляет.

Вылеты — это далеко не все. Тут и там встречаются модели персонажей, которые выглядят как шар Свиборга, обтянутые мутной текстурой, вихляющие на огромной скорости колеса автомобилей, мигающие без всякой причины дырявые тени, зависшие в воздухе объекты, элементы интерфейса, внезапно перегораживающие обзор и зависающие там навсегда так, что их невозможно убрать, NPC, застывшие в позе «Т»…

Перечислять все это можно бесконечно, и на YouTube уже полно роликов, в которых можно посмотреть на это, не запуская игру. То, каким образом это называется релизной версией, почему нельзя было перенести выпуск на консолях хотя бы на пару месяцев, совершенно непонятно. И это на PS4 Pro — говорят, на базовой PS 4 и Xbox One все существенно хуже. Это не нарочитое брюзжание — просто это не единичные глюки, встречающиеся время от времени, геймплей практически из них и состоит.

Все настолько серьезно, что об этом хочется сказать в начале и посоветовать, если вы еще не предзаказали Cyberpunk, подождать несколько месяцев (в особенности для владельцев приставок), когда игра будет находиться не то что в идеальном — хотя бы в удобоваримом состоянии. Если вам, конечно, не хочется быть альфа-тестерами.

С секретом

Эту бочку дегтя на Cyberpunk 2077 вылить просто необходимо, потому что решение о выпуске игры в таком состоянии должно иметь для разработчика хоть какие-то последствия. А теперь о хорошем. На вопрос о том, действительно ли у поляков получилось то, что они обещали, — то тут можно сказать только одно: да. Несмотря на все вышеперечисленное, однажды начав играть в Cyberpunk, оторваться от нее невозможно.

Как и «Ведьмак 3», Cyberpunk не представляет игроку каких-то революционных механик. Это RPG с видом от первого лица, сделанная на основе правил и концепции настольных игр одноименной серии, старт которой был дан в 1988 году. Но, как и в случае с «Ведьмаком», она сделана с любовью, чувством, вниманием к деталям, персонажам и сюжету. Cyberpunk не дает усомниться в том, что выбор игрока значит многое, и позволяет ему решать игровые проблемы так, как тому больше нравится, не наказывая за «неправильное» прохождение.

Night City, антиутопичный мегаполис мрачного кибернетического будущего, впрочем, далеко не такой приветливый, как живописные пейзажи, поля, леса и города «Ведьмака». Он раздражает каждую минуту и не дает расслабиться — циничный, мерзкий, охочий до денег и плотских утех.

В западной прессе еще задолго до выхода игры жаловались, что поляки в игре «дегуманизируют транссексуалов», показывая «девочек с пенисом» как фриков и объект для развлечения. Но дело в том, что в Night City дегуманизированы не только транссексуалы, но и все его жители вообще, и в этом они равны друг перед другом (конечно, если у них нет лишних денег — за деньги тут решается все). На языке крутится дурацкий штамп советской прессы «мир чистогана и наживы», как идеальное описание этого гротескного мира.

А вот и Джонни

Как идеальное представление тезиса о дегуманизации жителей Night City выглядит и редактор главного персонажа по кличке Ви, за которого придется проходить Cyberpunk. Вне зависимости от его гендера, ему можно «пришить» два вида пениса, отрегулировать их длину, оставить с одним видом вагины или вообще без гениталий.

Но настоящий протагонист Cyberpunk — это, пожалуй, не Ви, а Джонни Сильверхенд, рок-музыкант, наркоман, алкоголик и революционер, выступающий против корпоративного гнета. А также мертвец — так как его умертвили после теракта, который он устроил 50 лет назад в штаб-квартире главной корпорации Night City «Арасака индастриз». Его лицо сразу узнается — ведь Сильверхенда играет Киану Ривз. Большее вряд ли стоит говорить, чтобы не заспойлерить прохождение.

Решаем вопросики

Ви по своей натуре, какую бы из трех возможных предысторий для него ни выбрал игрок, наемник-«решала». Его нанимают, чтобы он помог провернуть то или иное не очень законное дельце. И, как обычно бывает, когда-нибудь случается так, что все идет не по плану.

Это вполне стандартный ход, который двигает протагониста и сюжет вперед. Но это не проблема — ведь главное не что, а как. И если говорить о реализации, то Cyberpunk — это одна из самых динамичных, интересных и захватывающих историй этого жанра, которые сейчас есть. Она глубоко личная, но в то же время существующая не в вакууме, а в большой вселенной, которая копошится, живет, в которой постоянно происходит что-то неожиданное и в которую, что самое главное, веришь сразу же.

Не будь в ней еще одного компонента, Cyberpunk 2077 был бы просто историей о том, насколько мерзкими могут быть Homo sapiens. Однако на пути героя встречаются люди, которые живут в этом мире и которым не наплевать друг на друга, которые напоминают о том, что сострадание, любовь к ближнему и просто человеческое отношение друг к другу еще ценится — даже на улицах Night City.

Однако основная сюжетная история — далеко не главное, что Cyberpunk может предложить. Она не пытается быть поучительной, она не решает проблемы эпического масштаба — да и вообще она глубоко личная. Здесь не мир построен вокруг нее, но она вживлена в этот мир, чтобы придать ему достоверности и человечности, обеспечить героя мотивацией на первое время, а потом отпустить в свободное плавание, в котором можно провести сто и больше часов.

Конечно, геймплей Cyberpunk 2077 — это не только сюжет. Битвы, которые можно вести с помощью холодного или огнестрельного оружия, легки и забавны, стелс же, наоборот, требует немалых усилий, но при этом приносит пропорциональный объем удовольствия, зачастую помогая решить задачу оптимальным образом. Инструменты взлома интересны и добавляют к формуле разнообразия.

Стреляй-взламывай

Карта города и окрестностей, испещренная множеством значков, иногда нагроможденных друг над другом, сначала обескураживает. Все это мириады разноцветных маркеров: какие-то задания, события, активности, точки интереса, перемещения, кафе, магазины — вообще, все, что только может быть. Мир Cyberpunk 2077 огромен — по-хорошему огромен, не в том смысле, как игры в открытом мире от Ubisoft, которая штампует их по небольшой пачке каждый год.

Хотя активности и построены на вполне стандартных механиках, важно то, как они сделаны. Важно, что каждую из них проходишь, не задумываясь о том, что, мол, ага, вот тут можно этих перестрелять, этих завалить, а всякие скучные разговоры мы пропустим. Дизайнеры квестов CDPR каким-то магическим образом заставляют почувствовать даже самое второстепенное задание именно работой или приключением для Ви, а не очередной зачисткой точки на карте.

По сути, существуют три механики прохождения тех или иных заданий, так или иначе связанных с экшеном, — это стрельба, стелс и взлом. И стрелять во все вокруг — последнее дело, даже если ты можешь мгновенно зачистить территорию (да и, честно говоря, огнестрельное оружие — далеко не самое сильное место в Cyberpunk 2077). Гораздо интереснее, комбинируя стелс и взлом, скрытно внедряться в ту или иную локацию — душить противников, предварительно взломав их киберглаза, подлавливать их незадачливых коллег и отвлекать их внимание сходящими с ума электрическими приборами.

Важно также отметить, что достать пушку и начать палить направо и налево — зачастую нажить себе лишние проблемы. Например, напугаешь важного информатора стрельбой, и он не захочет делиться после этого сведениями.

Что касается передвижения по городу, то для этого у Ви есть личный автомобиль, а позже — мотоцикл. Другие модели можно будет приобрести по ходу повествования или угнать. Однако не стоит думать, что это GTA, где можно спокойно сесть в любую машину и начать гонять. Cyberpunk — это полноценная RPG, и, чтобы угонять тачки, во-первых, потребуются определенные умения, а во-вторых — готовность столкнуться с серьезными последствиями, без которых жить намного легче. Впрочем, через какое-то время начинаешь просто пользоваться системой быстрого перемещения, открывая все новые точки вызова такси.

В целом же под «капотом» Cyberpunk 2077 находится целая куча игровых механик, каждая из которых вроде бы не блещет новизной, но при этом сделана так, что ее чрезвычайно интересно исследовать и пробовать. Опять же, заметно, что делали Night City в спешке, и если бы у CDPR было бы побольше времени на отшлифовку игрового процесса и сборки всех разноплановых механик воедино, то было бы гораздо лучше. Да и интерфейс, конечно, подкачал — пользоваться им просто мучительно.

Но, хотя ругать огрехи CDPR в плане геймдизайна можно долго, следует понимать, что результат, который получился в итоге, на две головы выше большинства игр в открытом мире, вышедших в последние пару лет. Просто уж если вы метите сразу в легенды, то снисхождения не должно быть никакого.

***

Сейчас полноценно оценить Cyberpunk 2077 сложно. Как минимум потому, что консольную версию удалось получить за несколько часов до релиза игры, тогда как на ПК, где ситуация на порядок лучше, журналисты в нее играли больше недели. Впрочем, возможно оно и к лучшему. В мир Cyberpunk 2077 надо погрузиться с головой, и пока этому мешает огромное количество технических проблем. Поэтому и вернуться к ней, вероятно, стоит тогда, когда они будут устранены, и игроки смогут насладиться ей в полной мере так, как это было задумано разработчиками, не матерясь каждый раз, когда что-то ломается и вываливается.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности