Вводная картника

«Трансформация в пандемию пошла на пользу»

Как изменилась логистическая отрасль

Экономика

Логистическая отрасль — одна из наиболее подверженных трансформации в период пандемии. За последний год на рынке грузоперевозок произошло большое количество изменений, на фоне которых «Лента.ру» решила пообщаться с Еленой Сергеевой — генеральным директором Ural Logistic, одного из крупнейших игроков отрасли.

Расскажите, как логистическая отрасль и ваша компания пережили пандемию COVID-19, какие изменения и новации появились в логистической отрасли в прошлом году?

Пандемия внесла изменения не только в экономику практически всех стран мира, но и привела к значительному сокращению производственных мощностей. В результате нарушились привычные связи между производителями и потребителями, что привело к серьезным изменениям в бизнесе логистических компаний. Большая часть убытков транспортного сектора пришлась на авиационный сегмент, железнодорожных операторов, стивидоров. Появился и новый общий тренд — смещение грузопотоков в отдельные спецсегменты.

Основная номенклатура грузов на сети железных дорог и экспорт — существенно снизились. Изменились направления маршрутов. Все грузовладельцы пришли с понижением ставок, просили отсрочку по платежам. С апреля и по июнь у НПЗ снизились продажи, что приводило к возникновению нервозности на рынке. Но наша компания старалась настраивать клиентов на позитив.

Еще одно изменение 2020 года — практически полная адаптация компаний к работе в условиях удаленного доступа. Когда всех отправили на дистанционку, рабочий день начинался в 6 утра и заканчивался в 10-11 вечера. Редко когда удавалось найти время для выходного. Но у сотрудников оказались потрясающая эффективность и желание работать, а основными инструментами стали Zoom и Skype. Информационные технологии сделали рабочие процессы непрерывными. Это позволило своевременно принимать оперативные решения. Удаленная работа помогла частично сократить затраты на аренду офисных площадей.

Как сейчас изменился бизнес компании, как прошлый год повлиял на прибыль, взаимоотношения с контрагентами, объем поставок?

Так получилось, что на пандемию COVID-19 пришелся период нашего роста. Только по объему выручки в 2020 году наша компания выросла в два раза, а финансовый результат в минувшем году превысил 600 миллионов рублей. Показатели прибыли и объем перевезенных грузов оказались выше, чем в 2019 году.

Мы стали одной из немногих компаний в отрасли, кто остро нуждался в большом количестве вагонов, поэтому активно пополняли парк новой техникой с рынка. В 2020 году было приобретено 1200 новых вагонов-цистерн, арендованный парк вырос более чем на 4 000 единиц.

Из-за того, что в условиях пандемии многие контрагенты начали испытывать финансовые трудности, остро встал вопрос своевременной оплаты оказанных услуг. Прямым следствием этого стало расширение числа наших контрагентов финансовых институтов.

Какие социальные инициативы реализует компания? Есть ли какие-то интересные кейсы, связанные с социальной и корпоративной ответственностью?

Основные признаки социально ответственной компании: соблюдение всех законодательно предусмотренных правил и обязательств, входящих в минимальный набор признаков корпоративной социальной ответственности. Мы относим себя именно к такой. Среди главных наших целей в части социальной политики: обеспечение регулярной выплаты достойной заработной платы, материальных поощрений, обеспечение социального пакета и социального обеспечения, а также развитие персонала. У нас есть несколько программ для сотрудников по материальному стимулированию, повышению их мотивации.

Поэтому для специалистов, работающих удаленно, были созданы комфортные условия работы и отдыха. Заботиться о своем здоровье они могут с помощью проекта «Телемедицина» от Сбербанка, в рамках которого работники компании получают помощь с использованием средств видеосвязи. Это избавляет их от необходимости личного присутствия в медицинских учреждениях.

Во время пандемии наша компания поддержала несколько благотворительных проектов, в том числе со Сбербанком. Придумали способ, как поддержать людей в регионах: передавали сертификаты на дистанционные приемы у квалифицированных врачей, которые также, как и наших сотрудников, консультировали россиян дистанционно.

В последние годы на повестке достаточно остро стоит вопрос экологии. Какое внимание в вашей компании вы ему уделяете, какие шаги предпринимаются по уменьшению негативного влияния на экологию?

Хотя наша компания, в принципе, никакие выбросы не создает, данному вопросу уделяется значительное внимание. Основные ресурсы, которые мы тратим: электроэнергия для офиса и бумага. Первая тратится в гораздо меньших объемах: половина сотрудников так и продолжает работать на удаленке. Кроме того, сейчас все большую популярность набирает электронный документооборот. Это настоящий тренд будущего, когда все документы начнут оформлять в электронном виде с ЭЦП. Часть банков уже практически отказалась от бумажных носителей. Например, Сбербанк и МСП Банк, мы тоже не отстаем. Стараемся как можно бережнее к природе относиться.

В Политике нашей компании обозначены основные цели в области экологии, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. В первую очередь, это рациональное использование всех видов ресурсов при транспортно-логистической деятельности. Это позволяет уменьшать вредное воздействие на окружающую среду и предотвращать ее загрязнение, а также заботиться о здоровье работников. Второй важный пункт: соблюдение законодательных и других требований в области экологии, охраны здоровья и обеспечения комфортного труда.

Елена, вы уже много лет работаете в логистической отрасли. Какие новые интересные вызовы встали перед вами в Ural Logistic?

Непосредственно в операторском бизнесе я работаю с января 2020 года, когда была сделана первая запись в трудовой книжке. Однако, история с железнодорожным бизнесом для меня совсем не новая. Долгое время, более 15 лет, на разных позициях я была с другой стороны «баррикады», со стороны банков, лизинговых компаний, когда операторы приходили к нам за финансированием. Поэтому приходилось очень досконально разбираться со всем, что у них происходило.

В «ТрансФин-М» мы в период кризиса 2013-2016 годов создали компанию «ТФМ-Оператор», которая управляла парком из 30 тысяч полувагонов. И, надо сказать, очень успешно управляла. Вокруг меня собралась очень профессиональна команда, и не приходилось все делать одной. И сейчас наша компания именно так работает.

Какова ваша миссия в компании, какие у вас дальнейшие планы и видение компании и себя в ней?

Самое главное — продолжать развитие. Сейчас у рынка много интересных возможностей, он будет трансформироваться. Например, часть грузов переедет из вагона в контейнер, станут по-другому выстраиваться логистика перевозок и меняться подходы к железнодорожным перевозкам.

Мы должны быть готовы к этому. Поэтому уже планируем определенную диверсификацию бизнеса: изучаем наши возможности в мультимодальных перевозках и расширение комплекса оказываемых услуг. Чтобы не просто предоставлять вагон под перевозку груза из точки А в точку Б, но и обеспечивать более широкий уровень сервиса грузовладельцам. Дать им возможность выбора: как удобнее, быстрее и надежнее доставить груз клиенту.

Сегодня Ural Logistic представлена в нескольких ключевых регионах страны, а в числе партнеров и клиентов – крупнейшие частные и государственные корпорации. Каково ваше видение дальнейшего развития компании на рынке логистики?

В этом году у нас планы по постройке новых 4 000 вагонов. И мы просто обязаны обеспечить этот парк грузовой базой.

Впереди — участие в тендерах, конкурсы по перевозке по другим площадкам. Большой проект у нас по фитинговым платформам. Но, помимо стратегического планирования, иногда жизнь просто сама отдает в руки новые возможности, нужно только увидеть это. В 2020 году мы вошли в TOP-30 компаний операторов. Хотим в TOP-10. Будем стараться, считаю, что все в наших руках.

Недавно «Ъ» выпустил заметку по «делу Зотова» и о компании ТФМ. Вы упоминаетесь в ней как один из его помощников. Правда ли это?

В компании ТрансФин-М я являлась заместителем директора по работе с железнодорожной отраслью, то есть подчиненной Зотова. На протяжении многих лет я добросовестно выполняла свои обязанности — благодаря в том числе моей работе стоимость компании выросла во много раз. Неоднократно была награждена за трудовые успехи. И конечно ни в какой противоправной деятельности я не участвовала. Сначала я была свидетелем по этому делу, что знала о сделке — следствию рассказала. Потом, как гром среди ясного неба, мне предъявили обвинение, суть его мне не понятна до сих пор. Подробности об этом может рассказать мой адвокат Дмитрий Савочкин.

Подробности обвинений в отношении Елены Сергеевой «Ленте.ру» прокомментировал ее адвокат Дмитрий Савочкин.

Уголовное дело началось со служебного расследования, где Елена Сергеева упоминается лишь дважды. Первый: одна из сотрудниц «ТрансФин-М» говорит, что менеджером по сделке с вагонами ее назначила Сергеева. Это не преступление, тем более что тогда удалось перевести вагоны с убыточного оператора на прибыльного. Причинение ущерба следствие видит в другом — в дальнейшем выкупе вагонов. Второй раз Сергеева упоминается в письме с согласием на выкуп вагонов — там стоит подпись от ее имени. У нас же есть два экспертных заключения, в том числе из учреждения при Минюсте, что подпись эта не ее. К остальным фальсификациям, по заключению служебного расследования, Елена Михайловна отношения не имеет.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности