Вводная картника

«Если хотите сэкономить, готовьтесь к ужасным условиям»

Россияне до сих пор одеваются на рынках. Почему их не смущают наглые продавцы и некачественные вещи?

Ценности

Фото: Александр Неменов / ТАСС

Рынок существует с древних времен — с тех пор, как появилась торговля. Сначала люди продавали или обменивали шкуры животных, затем ткани, а с течением времени на прилавках появилась и одежда. Сегодня все изменилось: покупатели чаще примеряют наряды в комфортных торговых центрах, а не на базаре. Многие и вовсе не выходят из дома, заказывая вещи в интернет-магазинах. Однако вопреки всему рынки продолжают существовать — как в России, так и за границей. «Лента.ру» разбиралась, почему люди продолжают покупать вещи на рынках, несмотря на доступные альтернативы.

Место ценностей

Считается, что самые ранние базары появились в Персии во времена правления династии Сасанидов — с 226 по 651 год. Отсюда произошло и их название: в эту эпоху возникло выражение «баха кхар», что означает «место ценностей». Со временем оно трансформировалось во всем известное слово «базар». Из Персии рынки распространились на Ближний Восток и Европу.

В современной России чаще вместо слова «базар» можно услышать «рынок», а жители юга страны также используют термин «майдан». Так обозначаются торговые площади, ряды, улицы, а также фуд-корты, где покупатели могут не только приобрести продукты, но и отведать приготовленные из них блюда. На этих площадях торгуют сами производители товара: раньше это были крестьяне и ремесленники, сейчас — фермеры и продавцы от фабрик.

Площадки могут располагаться как на открытом воздухе, так и в закрытом помещении — в зависимости от местной культуры и погоды. На Ближнем Востоке, как правило, рынки делают крытыми из-за палящего солнца. В Азии существует другая система: там есть утренние рынки, где продают свежую еду, и ночные — где можно купить продукты длительного хранения и непродовольственные товары.

Больше не помойка

Большой популярностью пользуются так называемые блошиные рынки, где продают старые вещи, чаще всего уже использовавшиеся другими людьми. Обычно это не специально оборудованное место, а стихийные точки продаж. Их в основном посещают путешественники и коллекционеры, чтобы купить антиквариат или уникальные изделия.

Блошиные рынки получили свое название от старой одежды, которая была изъедена молью и покрыта блохами. Отсюда и название — «ле пюс» («блоха»). Культура таких базаров получила широкое распространение в Германии, Франции, России, Турции и Грузии. Одним из первых блошиных рынков считают парижский Сен-Уан.

Он появился в конце XIX века, когда на окраине Парижа мусорщики начали торговать тем, что находили на помойке. В настоящее время размер рынка равен трем московским Красным площадям — это самый большой постоянно действующий рынок во Франции. Многие туристы приезжают сюда не с целью купить винтаж, а чтобы проследить, как менялась мода на одежду и предметы интерьера с течением столетий. Кроме того, блошиные рынки нередко используются уличными музыкантами как площадка для заработка.

В России блошиные рынки менее популярны, чем в Европе, но все же они существуют. Наиболее известный находится около станции Удельная в Санкт-Петербурге: он начал работать еще в 1990-х, никогда не закрывался и не переезжал на другое место. Отличительная деталь петербургского рынка состоит в том, что его двухкилометровые ряды открыты только по выходным.

У соседа лучше

В США вместо блошиных рынков проводят «гаражные распродажи»: жители района организуют торговую точку в гараже или на лужайке около дома, распродавая ненужные вещи.

Американцы уверены: если вещь не нужна хозяевам — это еще не значит, что она не может быть полезной их соседям

Обычно мероприятие устраивают весной, когда делают генеральную уборку перед теплым временем года, избавляясь от хлама. Сейчас американцы могут найти ближайшую к ним распродажу на специальных сайтах.

Гаражные распродажи проводят и в некоторых крупных городах России. Правда, там она обрела другой формат: люди подают заявку на участие и выставляют свои вещи на продажу в специальном месте, которое назначает организатор.

Подземные тайны Черкизона

В России торговля расцвела после указа президента Бориса Ельцина «О свободе торговли» в январе 1992 года. Глава государства позволил гражданам торговать где угодно, не имея для этого специального разрешения. Продавцами стали сотни тысяч людей по всей стране. Торговали везде: вдоль трасс, на площадях и улицах, у остановок, в подземных переходах и перед магазинами.

Первые регулярные рынки появлялись в стране с наступлением тепла. Тогда же открылся и знаменитый московский Черкизон. Он прекратил свое существование в 2009 году, но за десятилетнюю работу принес своему владельцу миллиарды рублей. На полученные деньги Тельман Исмаилов построил пятизвездочный отель Mardan Palace в Турции: его строительство обошлось в 1,4 миллиарда долларов. На территории гостиницы он возвел для себя дворец за 50 миллионов долларов.

Черкизон был не просто рынком — его называли государством в государстве площадью почти 200 гектаров. Внутри него имелась настоящая городская инфраструктура: парикмахерские, рестораны, подпольное производство и обменные пункты. Изначально Черкизовский рынок задумывался как спортивный объект, но до приостановки строительных работ там успели возвести только одну трибуну и подземные сооружения, включая бункер Сталина.

Во времена рынка эти тоннели использовались как жилье для нелегальных рабочих — более 100 тысяч мигрантов из Китая, Азербайджана, Кореи, Узбекистана, Таджикистана, Индии, Вьетнама и Афганистана. Многие нелегалы не имели права выходить за пределы рынка, работая за еду и жилье. Из них официально трудоустроены были всего 14 тысяч человек. Большинство квартир рядом с рынком были раскуплены торговцами.

В тоннелях были открыты публичные дома, где в рабстве держали русских, китайских и вьетнамских девушек. В них существовали и казино для работников рынка, а сама территория делилась между национальными диаспорами. Самая крупная из них — китайская. В то время даже существовали газеты на китайском языке, которые выпускались именно для обитателей рынка

Национальные диаспоры имели неограниченную власть, не подчиняясь ни власти, ни милиции. Рынок часто попадал в сводку криминальных новостей: на нем царила антисанитария, мошенничество (вплоть до подделки документов), рэкет, торговля наркотиками и даже людьми, убийства и грабежи.

На Черкизоне также существовало нелегальное производство и контрафактная продукция: ее привозили в порты Хабаровска на катерах из Китая. При закрытии рынка правоохранительные органы обнаружили тонны контрабандного товара на общую сумму в два миллиарда долларов. Согласно расследованию журналиста Аркадия Мамонтова, многие вещи, которые продавались на рынке, были опасны для здоровья, так как их изготавливали с использованием запрещенных веществ.

Русский «шуб-тур»

Во многих странах базары стали объектами исторического и архитектурного значения, следовательно, их посещает множество туристов. Так, например, приезжающие в Турцию путешественники обязательно направляются на Гранд-базар в Стамбуле, основанный в 1520 году. Ежедневно там бывает около 400 тысяч человек.

Одни туристы любуются расписанными сводами пассажа, которые растянулись на 60 улиц, другие пытаются урвать ковры, кальяны, кожаные и керамические изделия по низкой цене. Никто не уходит с пустыми руками: выбор среди четырех тысяч точек огромен.

В России в каждом регионе рынок имеет свои отличительные товары. На Ставрополье, например, существуют огромные шубные рынки. Несмотря на пропаганду экоактивистов, выступающих за отмену одежды из натурального меха, их ежедневно посещают тысячи туристов

Курортникам предлагаются экскурсии, на которых можно не только выбрать верхнюю одежду из более чем миллиона изделий, но и послушать экскурсовода. Он расскажет интересные факты о производителях меха и подскажет, как выбрать качественную вещь, договорившись с продавцом о снижении цены. Ассортимент при этом представлен множеством фасонов и расцветок от эконом- до премиум-класса.

Многие россияне приезжают на Ставрополье именно в так называемый «шуб-тур». Вместо посещения достопримечательностей они целенаправленно направляются на шубные рынки. Туроператоры организовывают трансфер и экскурсии, размещают приезжих в гостиницах.

Главным плюсом рынков (неважно, «шубных» или вещевых) является низкая цена на продукцию. Несмотря на развитие технологий и рост уровня жизни, условия торговли на базарах оставляют желать лучшего. В беседе с рыночным продавцом и его постоянной покупательницей «Лента.ру» выяснила, почему рынки до сих пор остаются одним из самых популярных мест для шопинга в России.

«Покупателям важен сам факт скидки, а не снижение цены как таковое»

Зоя, продавец на рынке, Пятигорск:

Наша точка находится на пятигорском рынке Лира. Почему мы там работаем? Ну, во-первых, наш рынок — один из крупнейших в России. Соответственно, людей у нас в разы больше, чем в магазинах. В торговых центрах, как правило, покупают одежду местные, к нам же едут из республик.

У нас еще много оптовых клиентов, сами понимаете, они не поедут в магазин в центре города. И аренда дешевле, конечно. Я думаю, что это одна из основных причин, почему многие розничные точки именно на рынке открываются.

К тому же на рынке большой выбор. Человек заходит в торговые ряды и сразу может себе купить полный образ: платье, обувь, сумку, аксессуары, даже нижнее белье с носками. И никуда больше тащиться не нужно. А в магазинах ассортимент ограничен, приходится туда-сюда ездить.

У многих уже есть проверенные точки. Лично у нас постоянных клиентов очень много, все довольны качеством, сервисом и моделями одежды, поэтому и возвращаются. Мы этим гордимся.

И мы же все понимаем, что в магазинах покупатели переплачивают за удобство, красивые полочки и вешалки, но часто не за качество одежды. Все же у нас цены ниже намного, а качество не уступает.

Чаще всего на рынке торгуют товарами собственного производства, но многие и из Китая вещи возят. Мы изготавливаем одежду для нашего бренда сами, поэтому за качество ручаемся.

Из-за хорошего качества у нас и цены не копеечные. Люди часто просят скидку, причем не только непосредственно на рынке, но и на нашей странице в Instagram. Рынок — он и в сети рынок. Мы делаем скидки. Покупателям частенько важен сам факт скидки, а не снижение цены как таковое. Просто психологический момент — будто сэкономил, у человека возникает некое удовлетворение.

Что касается коронавируса — по нам он никак не ударил. Во время пандемии, наоборот, заказов стало в разы больше. Видимо, людям на карантине скучно, вот они и скупают вещи. Отправляли по всей России: по почте, на автобусе, маршрутке, даже на такси пару раз. В общем, грех жаловаться.

«Торгаши — хорошие психологи»

Кристина, покупательница на рынке, Ростов-на-Дону:

Понятное дело, что шопинг сейчас кардинально отличается от того, что было даже пять лет назад. Можно заказать доставку, померить и вернуть все сразу — это, конечно, очень удобно. Но все же люди продолжают ходить на рынки, в том числе и я. И это несмотря на то, что я и в торговых центрах вещи покупаю.

Вообще, я хожу на рынок не за одеждой, а за нижним бельем и обувью, особенно часто покупаю тапочки и босоножки. Все это однозначно гораздо дешевле на рынке, чем в магазинах, — по крайней мере в Ростове. При этом качество не сильно отличается от того же масс-маркета. Если у вас есть цель приобрести что-то дешевое, на один сезон, то есть смысл сходить на рынок.

Конечно, рынок у многих ассоциируется как раз с дешевизной, но это далеко не так. Многие продавцы торгуют вещами хорошего качества, но и продаются они, естественно, уже не по рыночной цене. В последнее время товары там стоят дороже, чем в некоторых магазинах и торговых центрах.

С другой стороны, на рынке всегда можно торговаться. Я бы даже сказала, нужно! Скидку надо всегда выбивать, так как чаще всего цены специально завышены, потому что люди всегда просят скинуть. Никогда не стесняйтесь спорить с продавцами. У меня есть свой лайфхак: просто говорю, что в другом ряду дешевле было, и называю желаемую стоимость. Продавец сразу же снижает цену — это для них своего рода соревнование. Но торгаши и психологи хорошие, они сразу видят, кто и без скидки купит, поэтому будьте настойчивы!

Если вы хотите сэкономить, то сразу готовьтесь к ужасным условиям. На рынке нет никаких консультантов, которые подбегут к вам и предложат помощь. Тут почти всегда всем на вас все равно, даже не поздороваются, не говоря уже о какой-то заинтересованности что-то продать.

У меня такое ощущение, что я должна продавцу спасибо сказать просто за то, что он и его точка существуют. Здесь торгаши считают, что раз клиенту надо что-то, то пусть он и напрягается

Рынки продолжают жить, потому что часть людей думает, что в бутиках и торговых центрах дорого, а на базаре — нет. Отчасти это правда, потому что те же шоурумы часто покупают вещи на рынке и перепродают их с большой наценкой. Но ситуация поменялась, и сейчас на рынках цены не такие уж и маленькие.

Еще существует какое-то стадное чувство или привычка: люди, которые приезжают из области или провинции, всегда целенаправленно едут на рынок. Так же взрослое поколение — мои бабушки, например. Они всю жизнь покупают вещи на рынках и не понимают, что такое «торговый центр». У них на рынке проверенные годами точки и продавцы, которых ни один бренд не заменит.

Я, кстати, и за границей ходила на базары. В Турции, например, россияне скупают кожаные вещи и шубы. Там и вправду можно найти хорошую верхнюю одежду по низкой цене. А в ОАЭ я накупила украшений по дешевке. Понятное дело, что это не драгоценности, но у нас такие же в шоурумах продаются втридорога. Но чаще всего на отдыхе я все же покупаю сувениры, преимущественно на блошиных рынках. Мне показалось, что зарубежные продавцы более дружелюбные, чем наши. К туристам у них особый подход. В конце концов, на путешественниках действительно можно круто навариться и обмануть тоже.

Майя Пономаренко

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности