Лента добра
Культура

Страна силовиков, оков и кабаков

Озлобленные рэперы, психи с Урала и раздетая Луна — главная музыка месяца
Фото: пресс-служба Face

Начало года оказалось небогатым на студийные альбомы, зато артисты принялись активно делиться синглами к грядущим пластинкам и любопытными клипами на уже вышедшие песни — рэпер Хаски высказался о своем конфликте с властью, певица Луна опять повалялась на полу в неглиже, The Killers объявили, что в Америке все плохо, а Леонид Федоров препарировал «наше все» (Пушкина). «Лента.ру» представляет подборку главных музыкальных релизов января.

Альбомы

«4 Позиции Бруно» — «Веселые старты»

Не покупайтесь на название — релиз у уральских электронщиков вышел совсем невеселый. В своей 34-й пластинке музыканты решили погрузиться в дебри сознания безымянных изгоев и отморозков, описав в красках процесс умерщвления котят, совершение суицида и бред сумасшедшего. В 2014-м они уже сделали что-то похожее в стороннем проекте «Птицу Емъ», так же вводя слушателей в заблуждение названиями релизов вроде «Доброго чувства». Однако сравнивать эти коллективы было бы неправильно хотя бы потому, что в «Чувстве» авторы читали мрачноватый рэп, а в «Стартах» исполняют злобную электронику, упоминая смерть в каждом втором треке (и то лишь потому, что каждый первый — инструментальный).

Лучший трек — «Взаперти»

Future — The WIZRD

Рэпер из Атланты Нейведиус Уилберн (Future) выпустил седьмой студийный альбом в который вошли аж 20 песен — и с таким охватом каждый поклонник хип-хоп исполнителя сможет найти для себя в The WIZRD того Future, которого он полюбил. А стороннему слушателю подобный объем, скорее, помешает — уже к середине пластинки становится тяжело различать его творчество.

За несколько дней до выхода The WIZRD Уилберн признался, что завязал с употреблением аптечных кодеиновых сиропов, однако от упоминания «перпл дрэнка» в текстах, да и от других видов наркотических веществ он отказываться явно не собирается. Как и в предыдущих альбомах, Future сводит к минимуму участие приглашенных артистов (в этот раз их трое — Young Thug, Gunna и Трэвис Скотт). Ну а тем, кому релиза продолжительностью в целый час по какой-то причине окажется недостаточно, рекомендуем посмотреть документальную ленту о Future, вышедшую ранее в январе под тем же названием, что и седьмая пластинка.

Лучший трек — First Off (feat Travis Scott)

Федоров и Крутоголов — «Гимн чуме»

Фронтмен группы «АукцЫон» Леонид Федоров и Игорь Крутоголов, лидер авангардного джаз-рок-коллектива русскоязычных музыкантов из Израиля «Крузенштерн и пароход», поделились с фанатами альбомом-исследованием творчества Александра Пушкина. В пластинку попали 15 стихотворных текстов русского поэта, среди них есть и самые популярные, те что школьники рассказывают перед всем классом на уроке литературы («Памятник», «Пророк»), и так и не публиковавшиеся при жизни поэта наброски («Мне вас не жаль», «Надежда»).

Федоров уже не раз записывал альбомы, используя тексты поэтов прошлых столетий, и в подобных релизах сложно уловить какое-то общее настроение — в каждой композиции авторы изучают не только содержание стихотворения, но и его положение в контексте времени, за которое творчество успевает накопить множество порой кардинально различающихся интерпретаций. Учитывая, сколько романсов уже было записано на стихи Пушкина, Федоров и Крутоголов поставили перед собой задачу тяжелую, но все же сумели избежать повторений чужого творчества, признав, что проникнуться лирической тоской в текстах поэта начала XIX века современному человеку просто невозможно. «То, что для Пушкина было важным, для нас — херня», — резюмировал Федоров в интервью Colta.ru. Но главное, что объединяет песни в «Гимне чуме» — это необходимость слушать его в темной комнате, по возможности с закрытыми глазами.

Лучший трек — «Пророк»

Papa Roach — Who Do You Trust?

Создатели легендарной композиции Last Resort выпустили десятый студийный альбом, озаглавленный Who Do You Trust? К заглавному треку еще в октябре музыканты сняли задорный клип в духе Rage Against The Machine, в котором высмеяли фейковые новости (параллель с RATM напрашивается еще и из-за характерного рэпа и повторяющегося припева). В других же произведениях Papa Roach внезапно скатываются (или же сознательно переходят) в попсу — это прослеживается, к примеру, в песнях Feel Like Home, Elevate, Problems, Top Of The World и Come Around. При прослушивании этих композиций создается стойкое впечатление, что все это уже играло по радио десять лет назад, однако калифорнийским рокерам следует отдать должное за нежелание вариться в своем жанре и тяге исследовать другие — быть может, в следующем релизе они сумеют удивить своих поклонников чем-то совсем уж неожиданным.

Лучший трек — Who Do You Trust?

Джеймс Блейк — Assume Form

Британский певец Джеймс Блейк выпустил альбом-«ново-пассит» под названием Assume Form, настолько спокойный, что прекрасно подойдет для отхода ко сну. Сам автор в своей четвертой студийной пластинке отходит от электро-соула в сторону R’n’B, и примечательны в его релизе именно треки, записанные с другими музыкантами — Barefoot In The Park с испанкой Розалией, Where's The Catch? c André 3000, Mile High с Трэвисом Скоттом и Tell Them с Мозесом Самни (в работе над последними двумя также принял участие битмейкер Metro Boomin, в конце месяца сам опубликовавший клип на песню 10 Freaky Girls при участии 21 Savage, который заслуживает отдельного внимания). Остальные же произведения Блейка на фоне фитов выглядят весьма проходными.

Лучший трек — Tell Them (feat. Moses Sumney, Metro Boomin)

Клипы и синглы

Jeembo & Хаски — «ТОПЬ»

Хаски наконец начал рефлексировать по поводу конфликта с властями в своем творчестве — в середине января он совместно с хип-хоп исполнителем Jeembo выложил в сеть трек «Топь», в котором рэперы выпустили злобу, накопившуюся с прошлогодних отмен концертов и шумихи в прессе. «Страна силовиков, оков и кабаков», — так российскую действительность описывает Jeembo, вскользь упоминая стрельбу в Керчи в 2018-м («Шутеры в универах, шуты на панамере»), а Хаски читает о запахе Гитлера и сообщает, что у него общего с потомком парламентария:

Депутат сказал, что я — дегенерат.
Иного мнения его сын-акселерат.
Мы все такие разные, у нас один,
Один барыга, один кокаин.

Слава КПСС — «Я буду петь свою музыку DISS»

В абсолютно противоположном ключе про конфликт музыкантов с властью высказался рэпер Вячеслав Машнов (Гнойный, он же Слава КПСС и Соня Мармеладова), выпустивший дисс на «хип-хоп сообщество, которое считает, что за слова нельзя отменять концерты, но ******* [бить] людей и ставить на колени за слова — нормально». В своем релизе он обрушился на хип-хоп исполнителя Оксимирона, увидев лицемерие в том, что тот собирал концерт в защиту Хаски и свободы слова, при этом снявшись в фильме Beef рэпера Ромы Жигана, известного сторонника силового решения словесных конфликтов — в 2011 году Жиган с несколькими вооруженными людьми ворвался в квартиру к оскорблявшему его музыканту Schokk'у, которого поставил на колени и заставил извиняться. Оксимирон, находившийся в той же квартире, также попал под раздачу.

Я за отмену 282,
А отмены концертов мне как-то по хер,
Пока за слова дают реальные сроки
И ****** [бьют] зэки у подворотни.

Дисс Гнойного появился через некоторое время после того, как Жиган в Instagram вызвал товарища музыканта, рэпера Хана Замая, на разговор, потребовав извинений за критику своей персоны в песнях.

Face — Woof

В прошлом году рэпер Фейс объявил войну государству, выпустив социально-протестный альбом «Пути неисповедимы» с такими строчками, как «наш менталитет — от зарплаты до зарплаты» и «все эти церкви стоят больше хлеба в магазине; те, кто служат там, развозят шлюх на лимузинах». Теперь же он решил переключиться на войну с блогерами, которую объявил клипом на трек Woof, сингл из грядущей пластинки Slime. И если враг Ивана Дремина и обмельчал, то об энтузиазме хип-хоп исполнителя такого сказать нельзя. «Я сотру тебя с лица земли, ты будешь кормить моих змей, нет доказательств — нет тела, нет тела — нет дела», — грозит он безымянному оппоненту.

Примерно в ту же степь Фейс отправился с клипом «Мой калашников», в котором посвятил слушателей в мир таинственных «понятий» строчками вроде «Гуф разбил мне сердце, когда он мусорнулся. Ты серьезно веришь, что нельзя сказать “я поскользнулся”?» Впрочем, при всей выпяченной агрессивности с размахиванием стволами, горящими машинами и демонстрацией змей и собак (у гангста-рэперов точно должен быть чек-лист со всем вышеперечисленным, с которым они сверяются при создании «опасного» музыкального видео), «Калашников» и «Вуф» Дремина проигрывают, как ни странно, куда более искреннему клипу «Ауфф» исполнителя из Татарстана Нурминского, будто перекочевавшему в январь 2019-го прямиком из начала нулевых. Там тоже и автоматы, и маски на фоне строчек «не спрашивают, скока вас, а спрашивают, где вы». Хотя наивность «Ауффа» заставляет верить, что нулевые из окружения Нурминского никуда не уходили.

«Один в каное» — «У мене немає дому»

Если агрессия российских рэперов вам не по душе, стоит обратить внимание на сингл «У мене немає дому» украинской группы «Один в каное» (по-украински «е» на конце). Сама запись у коллектива вышла уже давно, зато в январе к ней прибавился клип в духе постапокалиптического фэнтези — который, несмотря на чисто славянский антураж в виде деревянной хаты и казака в традиционном наряде, явно проникнут мотивами постапокалиптического аниме Хаяо Миядзаки.

Луна — «Тропик Козерога»

Еще один размеренный релиз с Украины — клип на песню «Тропик Козерога» певицы Луны. Он, впрочем, привлек внимание фанатов, скорее всего, обнаженкой, нежели каким-то выдающимися видеорядом: выпущенный в 2018-м «Тропик Козерога» уже тогда был не «музыкой на повторе», а музыкой вторичной, и клип в этом ему полностью соответствует, поскольку собран из нарезок хоум-видео, в котором томная голая Луна горько плачет у окна. В целом «Тропик Козерога» обладает куда меньшей атмосферностью, нежели другие произведения артистки, такие как «Бутылочка», Free Love или «Огонек».

The Killers — Land of the Free

В этом релизе глэм-рокеров The Killers интересна, скорее, не сама песня, наполненная уже много раз спетыми и поднадоевшими упоминаниями о насущных проблемах Соединенных Штатов (пенитенциарная система, массовые расстрелы в школах, расизм и ксенофобия), — фронтмен Брэндон Флауэрс уже без метафор перечисляет все грехи современных американцев строчками «у нас проблемы с оружием» и «людей в тюрьмах сидит больше, чем во всех других странах». Доминирующим здесь оказался клип на песню, который режиссер Спайк Ли смонтировал из документальных кадров с границы между Мексикой и США. Солист The Killers и сам признал, что это группа приняла участие в проекте кинематографиста, а не наоборот. Жаль, конечно, что Ли не устроил такой коллаборации с рэпером Joey Bada$$, который обнародовал свой вариант Land of the Free в 2017 году.

< Назад в рубрику
Другие материалы рубрики