Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Счастливо оставаться Мердок сворачивает рекламный бизнес в России

Миллиардер Руперт Мердок продает свой крупнейший актив в России. С молотка пойдет News Outdoor – российский оператор наружной рекламы. С этой сделкой американский медиамагнат, разочаровавшийся в инвестициях в Россию, опоздал на несколько лет. С 2008 года бизнес News Outdoor подешевел в несколько раз.

Медиахолдинг News Corporation Руперта Мердока в феврале готовится объявить о продаже News Outdoor, крупнейшего в России оператора наружной рекламы. По данным газеты "Коммерсант", компанию за 300-400 миллионов долларов выкупает пул инвесторов, в который входят "ВТБ Капитал", Alfa Capital Partners, а также гендиректор группы "Видео Интернешнл" Сергей Васильев и основатель телеканала СТС Питер Герви. Последние двое действуют через фонд Russian Media Ventures, который уже владеет рекламными конструкциями внутри помещений бизнес-центров.

Впервые Руперт Мердок заявил о намерении продать News Outdoor еще в 2007 году, а в 2008 году неожиданно резко пояснил, почему хочет выйти из бизнеса в России. В интервью The Financial Times медиамагнат констатировал, что инвестиционный климат в России резко ухудшился. "Чем больше я читаю про инвестиции в Россию, тем меньше мне хочется делать их, - заявил Мердок. - Чем успешнее будет наш бизнес, тем выше вероятность того, что он будет у нас украден. Лучше нам продать его сейчас". Что конкретно он собрался продавать в России, Мердок не уточнил, однако и так было понятно, что речь, в основном, идет о News Outdoor.

Сегодня News Outdoor Russia является крупнейшим игроком на рынке наружной рекламы в России. На июнь 2010 года News Outdoor владела в России 36,5 тысячи рекламных конструкций, а также работала на Украине, в Чехии и Румынии. News Corporation принадлежит 79 процентов оператора, а топ-менеджменту во главе с управляющим директором Максимом Ткачевым - 21 процент акций News Outdoor.

Но Мердок, проработавший в России более 10 лет, больше не желает владеть компанией, хотя время для ее продажи сейчас не самое лучшее.

В начале 2010 года News Media, еще одна российская "дочка" News Corporation, продала принадлежащие ей радиостанции "Наше радио", Best FM и Ultra бывшему совладельцу "Русской Медиагруппы", сенатору Виталию Богданову.

News Outdoor была создана на базе компании APR-City, которая в 1995 году начала свою деятельность в Москве с 200 щитов. Через пять лет компания располагала 8500 щитами и другими рекламными конструкциями в 75 городах России, став лидером рынка. Владельцы APR-City начали искать инвестора.

Вскоре им удалось выйти на Руперта Мердока, который уже работал в России (создал совместно с Борисом Березовским "Наше радио" и рекламное агентство). Бизнесмен одобрил идею заняться наружной рекламой и выделил на покупки в Восточной Европе 100 миллионов долларов. Под этот проект и была создана компания News Outdoor, контрольный пакет в которой получила News Corporation.

С тех пор News Outdoor довольно успешно развивала свой бизнес, не стесняясь нанимать на работу как близких к чиновникам людей, так и самих бывших чиновников. Еще в конце 1990-х, когда наружную рекламу в правительстве Москвы курировал Владислав Котов, в будущей News Outdoor работала его дочь. Журнал Forbes писал, что в Нижнем Новгороде News Outdoor закрепилась благодаря поддержке со стороны бывшего зама главного архитектора города Татьяны Шмаковой. Позднее сама Шмакова возглавляла нижегородское представительство News Outdoor. Налаживая контакты с мэриями городов, News Outdoor традиционно выделяла часть носителей под социальную рекламу.

В начале 2000-х, писал журнал Smart Money, в обмен на обязательства поддерживать объект в приличном виде власти передавали операторам наружной рекламы все, что можно было использовать как рекламоноситель. Российские города запестрели гигантскими рекламными щитами и лентами перетяжек. Бизнес стремительно криминализировался, и в 2002-2003 годах, когда начался его передел, по рынку прокатилась волна заказных убийств либо неудавшихся попыток их совершить. Покушались и на главу News Outdoor Максима Ткачева.

Лучше поздно, чем никогда

К концу 2003 года News Outdoor, благодаря взрывному росту, вошла в десятку мировых операторов наружной рекламы. На тот момент компании принадлежало 24 тысячи рекламных носителей в России. Большой объем бизнеса привлекал много не нужного фирме внимания. Власти вменяли News Outdoor в вину недоплату денег в московский бюджет за рекламные конструкции, офисы компании обыскивали, на компанию постоянно писали кляузы конкуренты, обвиняя ее то в монополизме, то в каких-то еще грехах. Параллельно власти российских городов стали сокращать объемы "наружки" на улицах.

News Corporation скандалы, сопровождавшие работу News Outdoor, вероятно раздражали, но и наличие в акционерах медиамагната Мердока стало тяготить российских акционеров самой News Outdoor. В результате, как рассказывал Ткачев в интервью Forbes, менеджмент News Outdoor нашел способ подстраховаться, заодно избежав политических рисков. Мердоку был дан совет найти партнера в России. Для этого компанией даже были наняты банкиры из Goldman Sachs. Но Мердок упустил представившуюся ему возможность выйти из бизнеса.

News Outdoor приступила к поиску стратегического инвестора в России летом 2007 года. При этом не сообщалось ни количество акций, с которым согласна расстаться News Corp, ни потенциальный покупатель. Журнал Smart Money писал, что переговоры о покупке с News Outdoor вел "Газпром". Позднее в качестве покупателя компании назывался американский фонд TPG, затем - французская группа JCDecaux. С последней News Corporation почти договорилась, но сделка сорвалась: в разгар мирового финансового кризиса стороны сочли более разумным прекратить контакты.

В 2008 году TPG оценивал весь News Outdoor примерно в 1,65 миллиарда долларов, но с того момента бизнес компании подешевел в несколько раз. По подсчетам Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), за первые девять месяцев 2010 года российский рекламный рынок вырос на 14 процентов - до 160 миллиардов рублей. При этом на наружную рекламу расходы увеличились на 18 процентов и составили 23,1-23,3 миллиарда рублей. Рост, впрочем, оказался недостаточно быстрым, чтобы компенсировать более чем 40-процентное падение рынка в 2009-м году.

Руперт Мердок. Фото <a href=http://lenta.ru/info/afp.htm>(c)AFP</a>

Руперт Мердок. Фото (c)AFP

Lenta.ru

В прошлом году News Outdoor столкнулась и с другими трудностями. В ноябре 2010 года ООО "Ньюс Аутдор", структура News Outdoor, выплатила налоговикам 1,34 миллиарда рублей долга. Для выплаты долга компания продала подразделение в Польше, один из самых прибыльных своих активов. Спор сторон был трагикомичным. В 2005-2006 годах News Outdoor платила налоги как оператор наружной рекламы, но налоговики сочли, что платить она должна была по другой схеме, поскольку занималась не размещением наружной рекламы, а некими другими видами деятельности. Доказать свою правоту News Outdoor не смогла: документы, подтверждающие ее деятельность в качестве оператора наружной рекламы в 2005-2006 годах, были изъяты налоговиками при предыдущей проверке, а затем налоговиками же утеряны.

Вскоре News Outdoor предстоит новое испытание. Газета "Ведомости" утверждает, что Комитет по рекламе Москвы предлагает за два года полностью очистить город от рекламных перетяжек. Очищать город от перетяжек будут постепенно, по мере истечения договоров на их размещение. Крупнейшим оператором в этом сегменте (почти половина от всех перетяжек в столице) является "Мосгорреклама", акционером которой является News Outdoor.

Большинство договоров "Мосгоррекламы" на размещение перетяжек, которые приносят компании около 80 процентов дохода, истекают в конце 2012 года. Впрочем, полное закрытие компании не грозит: летом 2010 года суд разрешил "Мосгоррекламе" продлить контракт на установку и использование 8 тысяч рекламных конструкций в столице, хотя Комитет рекламы Москвы и аннулировал договор с оператором.

Газета "Коммерсант" пишет, что помимо падения финансовых показателей бизнес операторов "наружки" обесценивает отсутствие в России отраслевого техрегламента, поскольку это ставит под сомнение законность установки подавляющего числа конструкций. Наконец, по закону "О рекламе" с июля 2008 года места под рекламоносители должны распределяться исключительно по результатам конкурсов или аукционов.

Большинство действующих сейчас договоров у операторов закончатся в 2012-2013 годах, после чего практически вся наружная реклама будет выставлена на торги. И не факт, что News Outdoor удастся вернуть себе рынок. В любом случае, Мердока эти проблемы News Outdoor уже не должны будут волновать.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15