Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Разделяющее объединение Генпрокурор предложил создать Единый следственный комитет

В пятницу, 28 марта, Юрий Чайка выступил с докладом в Совете Федерации. Рассказав сенаторам о ситуации с преступностью и работе правоохранительных структур, Генпрокурор упомянул и о реформе следственных органов. А именно, официально высказался за создание Единого следственного комитета. Против формирования этого органа выступает глава СКП Александр Бастрыкин.

Под Единым следственным комитетом подразумевается орган, который объединит следственные отделы различных силовых ведомств - прокуратуры, МВД, ФСБ, Госнаркоконтроля. Идея создания подобного органа не нова и принадлежит, в общем-то, не Юрию Чайке. Еще в 2000-2001 годах тогдашний замглавы президентской администрации Дмитрий Козак, отвечавший за судебную реформу, продвигал идею создания Федеральной службы расследований (по сути тот же Единый следственный комитет).

К этой идее периодически возвращались, однако у нее всегда находились влиятельные противники, и реформа оставалась на уровне разговоров.

Первым реальным шагом в этом направлении стало создание Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ. Закон о создании этого органа был принят в мае 2007 года, а в сентябре он начал свою работу. Хотя СКП, как следует из его названия, работает "при прокуратуре", на самом деле это самостоятельная структура.

В декабре 2007 года, через три месяца после начала работы Следственного комитета, Генпрокуратура инициировала проверку работы этого ведомства. Дальнейшие сведения, поступавшие об этом мероприятии, противоречивы. Сначала появились сообщения, что проверка отложена до весны 2008 года, затем - что она все-таки проведена. В марте в прессу просочилась информация о письме Бастрыкина Чайке. Глава СКП якобы назвал проверку в своем ведомстве провокацией Генпрокуратуры, которая нацелена на поиск компромата.

Более того, Следственному комитету были отданы полномочия по осуществлению уголовного преследования (возбуждение и прекращение уголовных дел), которые ранее принадлежали прокуратуре. Собственно, СКП и создавался для того, чтобы изменить несколько странную ситуацию, при которой прокуратура осуществляла и следствие, и надзор, то есть присматривала сама за собой и была фактически никому неподконтрольна.

В идеале взаимодействие Следственного комитета и прокуратуры должно было выглядеть так: первый возбуждает уголовное дело и расследует его, а вторая осуществляет надзор, то есть следит, чтобы следователи не нарушали закон и работали, как положено. В реальности их взаимоотношения свелись к перетягиванию одеяла: каждое из ведомств пытается получить побольше полномочий.

Тем не менее, второй шаг к созданию единого следственного органа ожидается летом 2008 года. В прессу просочилась информация, что СКП планируется объединить со следственными структурами МВД.

Генпрокурор Чайка, как следует из его заявлений, является сторонником создания объединенной структуры. В ходе своего пятничного выступления Чайка подтвердил, что он обеими руками за разделение следствия и надзора над следствием, и назвал создание Следственного комитета очень правильным шагом.

Казалось бы, Генпрокурор должен быть доволен направлением, в котором реформируется правоохранительная система. Но нет. Чайка считает, что у прокуратуры при нынешнем положении дел недостаточно полномочий, чтобы полноценно надзирать за следственным органом. Генпрокурор указывает на то, что прокуратура может воздействовать на нарушающих закон следователей только через суд. Проще говоря, следователи не обязаны слушаться прокурора - у них теперь есть свое руководство.

В настоящее время у прокуратуры, помимо суда, есть два рычага воздействия на следствие. Это, во-первых, органы дознания, у которых есть право возбуждать и закрывать уголовные дела и которые остаются в распоряжении прокуратуры. И во-вторых, именно в прокуратуре утверждают обвинительное заключение перед тем, как дело будет направлено в суд.

28 марта в "Московском Комсомольце" появилась статья известного журналиста Александра Хинштейна, в которой он утверждает что ряд руководителей Главного следственного управления (ГСУ, одно из подразделений СКП) отстранены от своих должностей по подозрению в злоупотреблении полномочиями и коррупции. В числе уволенных якобы оказался и глава подразделения Дмитрий Довгий. Поводом для внутреннего расследования, по данным Хинштейна, стало заявление двух следователей ГСУ. Истинную причину произошедшего автор статьи видит в конфликте между Бастрыкиным и Довгием. В Следственном комитете информацию об отставках не комментируют.

В рамках расширения своих полномочий Генпрокуратура хочет, чтобы расследование дел небольшой и средней тяжести были переданы упомянутым органам дознания (выступая в Совете Федерации, Чайка упомянул, что подозреваемых по таким делам сейчас слишком часто отправляют в предварительное заключение, что нецелесообразно). Объем дел небольшой и средней тяжести составляет около 60 процентов от общего количества уголовных дел.

Ну и главным пожеланием Генпрокуратуры остается возвращение полномочий по возбуждению и прекращению уголовных дел. Каким образом это сочетается с принципом разделения следствия и надзора - одному Чайке известно.

Что касается позиции Следственного комитета, который со времени его создания возглавляет первый заместитель Генпрокурора и бывший однокурсник президента Владимира Путина Александр Бастрыкин, то он также добивается расширения своих полномочий. В феврале 2008 года в Госдуму был внесен законопроект, по которому СКП должен получить право на проведение предварительного следствия, которое сейчас остается за Генпрокуратурой.

Этот же законопроект наделяет следователей иммунитетом к уголовному преследованию. То есть, если закон будет принят, сотрудники СКП получат такую же неприкосновенность, как судьи или прокуроры.

Отношение Бастрыкина к объединению следственных органов различных ведомств также противоположно позиции Чайки. В частности, в ходе пресс-конференции 25 марта глава СКП высказался против создания единого следственного органа. По мнению Бастрыкина, это осложнит работу следствия. "Если мы соберем 120 тысяч следователей, то обеспечить их эффективную деятельность будет сложнее, чем когда их 20 тысяч", - заявил глава СКП.

Кроме того, подобное объединение, по мнению Бастрыкина, принесет государству новые расходы. Дело в том, что зарплата сотрудника СКП в несколько раз выше зарплаты следователя из МВД и Госнаркоконтроля. Следуя логике Бастрыкина, в случае создание единого органа, всем следователям придется платить одинаково.

В поддержку своей позиции глава СКП заявил, что ныне существующая "конструкция" и так "неплохая". И вообще, по словам Бастрыкина, никакой информации о создании Единого следственного комитета в его ведомство не поступало.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15