Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Отставка быстрого реагирования Начальник космодрома "Плесецк" отстранен о должности в связи с дедовщиной на космодроме

Исполняющий обязанности начальника космодрома "Плесецк" генерал-майор Константин Чмаров отстранен от должности в связи с делом рядового Сергея Сиконена, избитого старшими по званию с ночь на 15 августа, а затем умершего в больнице. Решается вопрос об увольнении Чмарова из вооруженных сил. Армейское начальство продемонстрировало жесткость и быструю реакцию на очередной скандал, связанный с неуставными отношениями.

Сергей Синконен служил в батальоне аэродромно-технического обеспечения космодрома. Во время дежурства в ночь с 14 на 15 августа он, со своими сослуживцами рядовыми Дзгоевым и Ишмухаметовым, пошел проверять работу водонасосной станции. По пути рядовые встретили командира роты охраны Виктора Баля и комвзвода роты прапорщика Вадима Калинина.

Старшие по званию возвращались из бани, где отмечали свадьбу сослуживца и, как водится, выпили. Они заподозрили солдат в самовольной отлучке из казармы и принялись избивать Дзгоева и Синконена ногами и бляхами от поясов. После Баль и Калинин отволокли рядовых в вольер для собак и отправились спать. О третьем солдате ничего не сообщается.

Дзгоева и Сиконена обнаружили только утром. К ним вызвали бригаду скорой помощи, которая доставила избитых солдат в военный госпиталь Плесецка. Дзгоев избежал серьезных увечий, его вскоре выписали. А вот Сергей Синконен получил тяжелую черепно-мозговую травму, которая привела к коме. В понедельник 27 августа, несмотря на все усилия врачей, Синконен скончался, не приходя в сознание.

Интересно отметить, что младший брат погибшего Владимир Синконен также проходит срочную службу на космодроме. Мать братьев Синконенов отказалась от перевода сына в другою часть.

Военная прокуратура плесецкого гарнизона уже заключила под стражу одного из подозреваемых - прапорщика Вадима Калинина. Виктор Баль в настоящее время находится на обследовании в психоневрологическом отделении местного госпиталя. Как пишет "Коммерсант", со ссылкой на близкий к следствию источник, "с ним случился припадок, всего трясло".

Пока обоим военным инкриминируют причинение тяжкого вреда здоровью и превышение должностных полномочий. Не исключено, что в связи со смертью Синконена обвинение будет переквалифицировано в более тяжкое: умышленное причинение тяжкого вреда, повлекшее смерть потерпевшего (статья 111 часть 4 УК РФ). Если это случится, то Калинину и Балю грозит до 15 лет лишения свободы.

29 августа стало известно, что министр обороны РФ Анатолий Сердюков в связи с этим инцидентом отстранил от должности исполняющего обязанности начальника космодрома "Плесецк" генерал-майора Константина Чмарова. Более того, в настоящее время обсуждается вопрос о его увольнении из вооруженных сил. По данным "Коммерсанта" та же участь может постигнуть и Юрия Козика, командира батальона, в котором служил погибший солдат.

Кроме того, издание сообщает, что министр намерен обеспечить максимальную прозрачность процесса по делу и суровое наказание виновных.

Отставки в Плесецке не затронули начальника космодрома Анатолия Башлакова. Он получил повышение еще до инцидента, а 15 августа находился в отпуске. Его обязанности исполнял отстраненный Константин Чмаров. Сообщается, что Башлаков займет пост начальника Главного военного управления по воспитательной работе Минобороны, а на его место уже назначен Олег Остапенко, бывший первый замначальника штаба космических войск.

За последние полтора года это третий громкий скандал связанный с дедовщиной в российской армии. Большой резонанс в обществе вызвали дела рядовых Сычева и Рудакова, оказавшихся в больнице по вине старших по званию.

Инцидент в роте обеспечения учебного процесса Челябинского танкового института произошел в канун нового 2006 года. Пьяный младший сержант Александр Сивяков заставлял рядового Андрея Сычева, страдающего варикозным расширением вен, в течение трех часов стоять на полусогнутых ногах, при этом нанося по ним удары, и подвергал рядового другим издевательствам.

В результате у Сычева возникло позиционное сдавливание нижних конечностей и половых органов, что привело к развитию гангрены. В течение нескольких дней после инцидента, несмотря на жалобы Сычева, ему не оказывали медицинской помощи. Когда рядовой не смог выйти на построение, его, наконец, госпитализировали. В больнице Сычеву пришлось ампутировать обе ноги и половые органы.

Это дело получило широкую огласку. Военное начальство с некоторым опозданием сделало громкие заявления о том, что, как вершившие насилие сослуживцы, так и преступно бездействовавшие офицеры не избегнут наказания. В результате, младший сержант Сивяков получил четыре года колонии общего режима за превышение должностных полномочий.

В свою очередь, в отношении троих офицеров батальона, которых обвиняли в халатности, уголовные дела были прекращены. В прокуратуре пояснили, что "следствие не смогло установить причинно-следственной связи между бездействием командиров и наступившими у их подчиненного последствиями". В то время как младший сержант издевался над рядовым Сычевым, эти офицеры, по версии следствия, исполняли свои обязанности по проверке караула и дежурных по парку учебно-боевых машин.

В деле рядового Романа Рудакова офицеры вообще не фигурируют. В сентябре 2006 года он был госпитализирован с острым венозным тромбозом. Рядовому сделали операцию по удалению тонкого кишечника. В ходе разбирательств выяснилось, что рядового Рудакова несколько раз избивал ефрейтор Максим Ломонин.

Дело получило огласку благодаря правозащитным организациям. Ломонину предъявили обвинения в превышении должностных полномочий. Более того, ефрейтор признал свою вину и выплатил матери пострадавшего сумму в 10 тысяч рублей по гражданскому иску.

Суд, однако, не нашел связи между заболеванием Рудакова и действиями ефрейтора. Сообщалось, что госпитализация рядового была вызвана наследственным заболеванием, а не побоями. Однако, учитывая признание Ломонина, суд все-таки вынес обвинительный приговор, осудив ефрейтора на три года условно, с испытательным сроком в два года.

Сравнивая дело Сергея Синконена с предшествующими армейскими скандалами, можно отметить, что действия военных властей в отношении подозреваемых стали куда оперативнее и жестче. Скорее всего, сказывается опыт разбирательств по предыдущим делам, вызвавшим в обществе столь широкий резонанс.

Елена Кореневская

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15