Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

НК "ЮКОС" натравила на Кремль тигра Накануне визита главы Госсовета КНР в Россию, НК "ЮКОС" объявила о прекращении поставок нефти в Китай

Нефтяная компания ЮКОС с 28 сентября перестанет поставлять нефть китайской государственной корпорации China National Petroleum Corporation Petroleum (CNPC), которая таким образом не досчитается до конца года миллиона тонн "черного золота". Это связано, как заявили в "ЮКОСе", с тем, что компания в ее нынешнем бедственном положении не может себе позволить оплачивать транспортные расходы и таможенные платежи.

В пресс-релизе компании отмечается, что НК "ЮКОС" не планирует снижать уровень добычи нефти, но в сложившихся условиях перенаправит данные объемы китайского экспорта на другие направления сбыта". Правда, как заверили в "ЮКОСе", нефть продолжит поступать другой компании из Поднебесной - "Sinopec", которая до конца года получит свои 750 тысяч тонн. "ЮКОС" является единственной российской компанией, осуществляющей поставки нефти в Китай. Всего же за прошлый год объем поставок нефти из России в КНР вырос на 78 процентов.

  • Уголь - 70 процентов
  • Нефть - 25 процентов
  • Газ -3 процента
  • Прочие -2 процента

В самом Китае источники разошлись в оценке ситуации. Так, официальный представитель МИД КНР Кун Цюань призвал "ЮКОС" выполнять свои обязательства по отгрузке нефти, а для надежности тут же призвал правительство РФ надавить на нефтяную компанию с целью заставить ее возобновить поставки. Представитель же компании CNPC заявил, что его компания легко обойдется без нефти "ЮКОСа". Впрочем, Пекин еще в августе постарался подстелить соломки и пообещал РЖД, что даже если у "ЮКОСа" возникнут проблемы с оплатой, то китайские власти готовы профинансировать доставку нефти.

Еще в самом начале дела "ЮКОСа" Китай выражал опасения по поводу возможных перебоев с поставками нефти. Но премьер-министр Фрадков успокоил власти Пекина, заявив, что ситуация вокруг "ЮКОСа" не повлияет на обеспечение Китая российской нефтью. Более того, в июне глава "Российских железных дорог" Геннадий Фадеев даже заверил, что "дальнейший график перевозок нефти "ЮКОСом" может быть скорректирован в сторону увеличения". И вот, оказалось, что проблемы российской нефтяной компании все же могут стать проблемами Китая.

На нефтяном поводке

Энергетическая проблема в принципе является для Китая одной из наиболее болезненных. В прошлом году Китай стал вторым в мире потребителем нефти после США. Общий объем потребленной Китаем нефти в 2003 году составил 270 миллионов тонн, из которых на импорт пришлось 100 миллионов, что в три раза больше, чем, например, в 1998 году. Чистым импортером нефти Китай стал в 1993 году. При этом 170 миллионов тонн внутренней добычи - это всего лишь на 20 процентов больше данного показателя в 1992 году. Правда, сами китайцы предпочитают говорить о среднем росте добычи в 13,8 процентов в год, сравнивая цифру 170 миллионов тонн с показателем 1949 года, когда добыча составляла всего 120 тысяч тонн. Если темпы экономического роста Китая не снизятся, то к 2010 году ему потребуется уже 400 миллионов тонн нефти в год. По данным китайских властей, доказанные разрабатываемые запасы нефти в Китае составляют 14-16 миллиардов тонн.

  • Иран 18 проц.
  • Саудовская Аравия 14,6 проц.
  • Оман 13,5 проц.
  • Судан 8,3 проц.
  • Ангола 6,3 проц.
  • Вьетнам 5,6 проц.
  • Индонезия 4,4 проц.
  • Йемен 3,8 проц.
  • Экваториальная Гвинея 3,6 проц.
  • Россия 2,9 проц.
  • Кувейт 2,4 проц.
  • Катар 2,2 проц.

Китай обладает незначительными стратегическими резервами нефти. По сравнению с Японией, резервы которой равны объему импорта за 100 дней, китайских хватит лишь на 7-10 дней. Именно желанием Китая быстро пополнить стратегические резервы, доведя их объем до 50-55 дней к 2005 году, и объясняется во многом нынешний рост цены на нефть.

В Пекине прекрасно понимают, что срыв поставок с Ближнего Востока в результате масштабного теракта или крупного инцидента в Ормузском или Малаккском проливе, через которые идут 60 процентов поставок нефти, может вызвать в стране настоящий энергетический кризис. Пытаясь диверсифицировать поставки нефти с Ближнего Востока, Китай налаживает контакты с Анголой, Азербайджаном, Венесуэлой, Эквадором и Суданом. Контакты с последней страной, а также Ираном, разумеется, совершенно не нравятся США. К тому же Китай в своей политике энергетической безопасности не просто поддерживает хорошие отношения со странами-поставщиками, но пытается взять под контроль зарубежные месторождения. Подобные действия Пекина вызывают сопротивление со стороны Запада. Попытка Китая купить часть казахского нефтяного бизнеса была в прошлом году блокирована западными нефтяными компаниями, которые воспользовались своим правом акционеров на увеличение доли в активах. А в России неудача постигла ту же CNPC в отношении "Славнефти".

Болезненный выбор

В мае 2003 года "ЮКОС" и CNPC подписали соглашение о принципах, на которых должен был базироваться долгосрочный контракт на поставку нефти по трубопроводу Ангарск-Дацин. Сама сделка заключалась на 25 лет и оценивалась в 150 миллиардов долларов. Объем поставок составил бы около 10 процентов от общей потребности Китая в нефти. Общая стоимость строительства нефтепровода на Дацин оценивается в 2,5 миллиарда долларов. Заметим, что альтернативный трубопровод до Находки, нацеленный на Японию и Южную Корею обойдется как минимум в 2 раза дороже. Впрочем, как предупреждают экологи, оба проекта являются экологически опасными, в первую очередь для Байкала, да и "лишней" нефти для этих проектов, прямо скажем, у России немного. Другое дело, что к нефтяному проекту с Китаем можно пристегнуть поставку продукции российского машиностроения.

Из-за замораживания строительства трубопровода Ангарск-Дацин вся нагрузка по доставке нефти в Китай легла на ОАО "РЖД", которое уже объявило о готовности вложить 400 миллионов долларов в модернизацию железной дороги, ведущей в Поднебесную. Но для этого как минимум необходимо получить клятвенные заверения правительства, что нефтепровод никогда не будет построен. Не считая, разумеется, того, что вышеозначенная сумма могла бы быть освоена и в другом регионе России.

Восточная политика "ЮКОСа"

Сомнительно, чтобы отказ "ЮКОСа" поставлять нефть China National Petroleum Corporation совпал с начинающимся визитом в РФ главы Госсовета КНР Вэнь Цзинбао по чистой случайности. Чего таким образом хотели добиться в компании? Будут ли события развиваться по сценарию: "ЮКОС" разбудил Тигра, Тигр развернул агитацию за скорейшее решение проблем "ЮКОСа"? Лучше бы, конечно, чтобы на границе с Россией, миллионы китайцев в лучших традициях "культурной революции" устроили антироссийскую акцию с карикатурами на Путина и требованиями освободить Ходорковского. Вместо цитатников им можно было бы потрясать пустыми канистрами. Впрочем, китайское руководство вряд ли захочет ощутить себя разменной монетой в той борьбе, которую "ЮКОС" ведет с правительством. Да и у самого российского правительства найдутся аргументы, чтобы успокоить китайских коллег. Ведь даже в случае окончательного краха "ЮКОСа" снабжение Китая нефтью не прервется. Только нефть потечет уже не от этой компании, а, скажем, от "Сургутнефтегаза" или "Роснеф…", пардон, "Газпрома".

Перед cвоей поездкой в Москву в интервью "Интерфаксу" премьер Китая заявил следующее: "…мы убеждены, что в будущем, как бы ни проектировался трубопровод, российское правительство и российские предприятия отдадут приоритет строительству трубопровода в Китай, поскольку именно Китай является самым стабильным и устойчивым рынком реализации российской нефти и газа". Оцените стиль "китайских предупреждений". К тем же предупреждениям стоит, видимо, отнести и неожиданно возросшие летом требования Китая к России на переговорах о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию. В частности, Китай проявил солидарность с ЕС в вопросе о выравнивании внутренних российских цен на газ с мировыми. При этом завершение двусторонних переговоров с Россией относительно ее вступления в ВТО намечено именно на нынешний визит китайского премьера. Теперь на предстоящей встрече, судя по всему, главной темой для разговоров вновь окажется вопрос о строительстве нефтепровода. Китаю явно невыгоден дорогой вариант с доставкой нефти по железной дороге.

Реализация "ЮКОСом" "китайского" сценария, который вполне способен ухудшить образ России в глазах зарубежных инвесторов, может свидетельствовать либо о слабых позициях "ЮКОСа" в споре с российскими налоговыми органами, либо о том, что компания готова идти на самые радикальные действия. Даже на те, которые ударят напрямую по экономике и испортят межгосударственные отношения. И оба варианта говорят не в пользу "ЮКОСа".

Андрей Кириллов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15