Главное
18:31, 18 июня 2024

Фонд Росконгресс и МГИМО оценили перспективы транспортного коридора «Север-Юг»

В фонде Росконгресс и МГИМО объяснили перспективы развития МТК «Север-Юг»

Фонд Росконгресс совместно с экспертами МГИМО подготовил информационно-аналитический дайджест «Коридор „Север-Юг“: новые возможности для внешней торговли России». В нем говорится о роли международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» в новой внешнеторговой реальности России.

МТК «Север-Юг» — масштабный международный проект по созданию мультимодального транспортного коридора, включающего железнодорожные, автомобильные, морские и речные пути, общей протяженностью 7200 километров: от крупнейшего порта севера России — Санкт-Петербурга — до крупнейшего порта ИндииМумбаи. Уже сегодня МТК связывает север Европы со странами Персидского залива и Индийского океана через Россию, Кавказ и Центральную Азию и представляет собой набор различных исторических маршрутов, соединяющих части данного региона.

Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, а также Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, МТК «Север-Юг» является одним из приоритетных направлений развития и важнейшим элементом внешнеторговой стратегии России.

Коридор представляет собой альтернативный маршрут перевозки — без задействования инфраструктуры Суэцкого канала. Несмотря на существующие «узкие места», он имеет ряд неоспоримых преимуществ. Инициатива его создания имеет долгую историю, однако обострение международно-политической конкуренции и санкционная эскалация последних лет добавляют аргументов в пользу ускорения существующих проектов вдоль пути и запуска новых.

На сегодня МТК имеет три признанных ветви: западная — по западному берегу Каспия, восточная — по восточному берегу Каспия, а также транскаспийская — через Каспийское море. Главной проблемой всех трех веток МТК выступает недостаточная степень развития инфраструктуры. Вместе с тем завершение текущих инфраструктурных проектов по расшивке «узких мест» и инвестиции в развитие железнодорожной сети Ирана будут способствовать утверждению конкурентных преимуществ коридора и дальнейшему перетягиванию грузов с альтернативных маршрутов.

В перспективе коридор «Север-Юг» станет важнейшей частью транспортного каркаса Евразии. Соединяясь с большинством широтных евразийских транспортных маршрутов по направлению Восток-Запад (Китай-ЕС), в частности с евразийским транзитным маршрутом через Казахстан, Россию и Белоруссию, меридианный МТК «Север-Юг» может сыграть существенную роль в формировании «новой логистики» и восстановлении международных транспортно-логистических цепочек после шоков, вызванных разрывом традиционных цепочек поставок в 2022–2023 годах. Это обеспечит дальнейший рост взаимной торговли и укрепление отношений между Россией, Индией, Ираном, странами Центральной Азии и Ближнего Востока.