Главное
16:32, 5 октября 2023

Россияне стали чаще открывать бизнес в сфере образования

Сфера образования стала одним из лидеров по приросту регистраций бизнеса

Сфера образования стала одним из лидеров по приросту регистраций бизнеса в 2023 году: в ней появилось на 28 процентов больше новых ИП и ООО, чем за аналогичный период 2022 года.

В преддверии Дня учителя медиахолдинг Rambler&Co и компания «Деловая среда» провели исследование, посвященное бизнесу в сфере образования. Согласно полученным данным, каждый пятый россиянин считает образование перспективной сферой для открытия бизнеса. К основным её плюсам респонденты отнесли универсальность продукта, когда один курс могут прослушать тысячи (46 процентов), и небольшие вложения на старте (21 процент), а также отметили популярность ниши (14 процентов).

Данные получены по результатам опроса, в котором приняли участие почти 90 тысяч пользователей ресурсов медиахолдинга Rambler&Co, а также по итогам анализа свыше 100 000 компаний, открытых через сервис «Деловой среды» (дочерняя компания Сбера) с января по сентябрь 2023 года

Для открытия бизнеса в первую очередь нужны профильные знания в выбранной сфере образования — так считают 49 процентов респондентов. Еще 13 процентов отметили, что необходимы компетенции ведения бизнеса, 12 процентов указали на стартовый капитал, а 5 процентов думают, что главное — это надежные партнеры. При этом 21 процент уверен, что ничего специального для открытия образовательного бизнеса не требуется.

Отвечая на вопрос «Какие, на ваш взгляд, форматы в сфере онлайн-образования наиболее востребованы?», респонденты поставили на первое место видеокурсы (43 процента), на второе – статьи, исследования, аналитические материалы (16 процентов), далее расположились пошаговые инструкции (15 процентов), вебинары (14 процентов), занятия в приложениях в игровой форме (9 процентов) и чек-листы, шаблоны (3 процента).

Среди форматов офлайн-образования самыми востребованными, по мнению россиян, являются краткосрочные курсы повышения квалификации (35 процентов), далее следуют частные школы (23 процента), долгосрочная переподготовка (16 процентов), единичные мастер-классы, лекции (13 процентов), частные университеты (4 процента).

По информации «Деловой среды», сфера образования стала одним из лидеров по приросту регистраций бизнеса в 2023 году: в ней появилось на 28 процентов больше новых ИП и ООО, чем за аналогичный период 2022 года. Причем подавляющее большинство (71 процент) было открыто женщинами.

Предприниматели, открывшие дело в образовательной сфере, чаще выбирали ИП, а не ООО: 94 процента и 6 процентов соответственно. В свою очередь, наибольший прирост субъектов малого бизнеса был зарегистрирован в Свердловской области (+32 процента), Санкт-Петербурге (+27 процентов) и Московской области (+26 процентов). Для исключения эффекта низкой базы включены регионы, в которых количество бизнесов в сфере образования с начала года составило более 60.

«Данные нашего сервиса регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета показывают, что в этом году сфера образования набирает популярность. Здесь появилось почти на треть больше новых субъектов малого бизнеса. При этом, как и в прошлом году, эта ниша остается молодежной: большинство предпринимателей здесь — это молодые люди в возрасте до 35 лет, их доля составила 51 процент. В том числе 15 процентов из них — те, кто зарегистрировал такой бизнес до 25 лет», — отметил исполняющий обязанности генерального директора «Деловой среды» Алексей Грищенко.

Респонденты отметили, что бизнес в сфере образования лучше открывать в 26–35 лет (31 процент), либо в 36–45 лет (33 процента), еще 11 процентов выбрали вариант – после 46 лет, 7 процентов отдали предпочтение самой молодой группе – 18-25 лет, а 18 процентов сказали, что возраст не имеет значения.

Кроме того, большинство опрошенных признались, что предпочли бы открыть такой бизнес в столице (35 процентов), на втором месте оказался Санкт-Петербург (8 процентов), на третьем – Новосибирск и Казань (по 3 процента). Еще 24 процента отметили, что город неважен.

У большинства опрошенных (77 процентов) не было опыта покупки образовательных продуктов в интернете, у 11 процентов был удачный опыт, у 12 процентов – неудачный.

В ходе опроса пятая часть (22 процентов) россиян отметили, что они сами являются предпринимателями.