Христианство было запрещено в Японии на протяжении более 250 лет — власти считали его пагубным западным течением. Однако японцы продолжали верить в Христа, несмотря на гонения и жестокие казни. После легализации они вышли из подполья, но не все приняли западные обряды и сохранили исторически сложившееся смешение христианских, буддийских и синтоистских традиций. Они сберегли веру своих отцов и дедов, но их детям и внукам она уже неинтересна. «Лента.ру» разобралась в истории «подпольных христиан» Японии и узнала, чем живут те немногие, кто остался верен заветам предков.
«Уходит то, за что умирали мои предки» За два века японские христиане создали собственную веру. Почему сегодня она никому не нужна?
00:18, 22 декабря 2019Фото: Issei Kato / Reuters
Какурэ-кириситан, или «подпольные христиане» — особая религиозная группа в Японии. В начале XVI века император полностью запретил христианство, из-за чего японским христианам пришлось отречься от своей веры или исповедовать ее втайне, подвергаясь опасности. Более чем через 250 лет, в 1873 году, ограничения сняли, и большинство верующих влилось в состав католической церкви. Но часть из них сохранила странные для христианства обычаи, принятые в период запрета. Именно эту группу и называют «подпольными христианами».
Фото: Issei Kato / Reuters
«Подпольных христиан» не признает католическая церковь: слишком многое в их обрядах и верованиях изменилось за столетия тайной веры. Однако Папа Римский Франциск с уважением относится к их истории.
«По мнению понтифика, то, что японские христиане сохраняли свою веру два с половиной столетия, несмотря на угнетение, — большой урок для будущего», — рассказал Кагэфуми Уэно, бывший представитель Японии в Ватикане.
Стоит отметить, что христианскую веру проповедовали в стране иезуиты — орден, к которому принадлежит и нынешний глава католической церкви.
Фото: Issei Kato / Reuters
Испанский миссионер и один из основателей ордена иезуитов Франсиско Хавьер был первым католическим проповедником на территории Японии. В XV веке он совершил большое путешествие по Азии, остановившись на японских островах на два года, и уехал после того, как там образовались первые три католических общины. В своих проповедях он старался доносить до японцев веру в доступной для них форме: в том числе использовал буддистские и синтоистские религиозные понятия.
Гонения на христиан активно начались в XVI веке. Окончательно христианство запретили в 1614 году. После этого часть иезуитских проповедников тайно осталась в Японии. Считается, что к тому времени в стране было от 70 тысяч до 300 тысяч христиан.
Фото: Issei Kato / Reuters
Лидеру одной из нынешних групп «подпольных христиан» Синэгори Мураками 69 лет. Он стал седьмым в своей семье главой общины. Это произошло 14 лет назад, когда умер его отец.
«Я еще не выбрал преемника, но уверен, что нам удастся сохранить общину и передать веру потомкам. Я не хочу, чтобы мое поколение предало то, что предки защищали ценой своей жизни», — сказал он журналистам.
Фото: Issei Kato / Reuters
Среди многих групп какурэ-кириситан было принято молиться молча, чтобы не выдать себя. Другие же тайно передавали из поколения в поколение хоралы орашо. Их тексты, написанные на смеси латыни, португальского и японского, имеют в основном символическое значение. По звучанию они очень похожи на буддийские молитвы.
В XVIII веке, когда были созданы эти свитки, написанные в них молитвы подверглись запрету. Сейчас их издают в книжном формате, но все меньше японцев проявляют интерес к вере.
Фото: Issei Kato / Reuters
Один из примеров смешения христианских и местных обычаев у какурэ-кириситан — рисовые пироги, которые выставляют перед домашним алтарем на христианской церемонии в честь Рождества Богоматери. Они символизируют Солнце и Луну.
В то же время известно, что за два столетия устной передачи священного предания «подпольные христиане» многое потеряли. Например, здесь уже не помнят о Святой Троице.
Фото: Issei Kato / Reuters
Адаптировались к буддийско-синтоистской японской среде и священные изображения. Со временем все иконы приняли исключительно японский вид. Статуи Богоматери стали сильно напоминать богиню милосердия Каннон, а двенадцать апостолов — просветленных бодхисаттв (в том числе и в целях конспирации).
Фото: Issei Kato / Reuters
Еще один пример местного синкретизма, то есть слияния религиозных течений — то, как какурэ-кириситан поклоняются умершим предкам. Их обряды в этом сходны с традиционным японским синтоизмом.
Подобно старообрядцам-беспоповцам в России, «подпольные христиане» не имеют священников. В их общинах таинства исповеди, причастия и крещения берут на себя образованные миряне.
Фото: Issei Kato / Reuters
69-летний Масаити Кавасаки до сих пор молится так, как молились его родители, — у домашнего алтаря, посвященного Богоматери.
«Я переживаю, что исчезнет то, что мои предки сохраняли столетиями усердного труда, но таково веяние времени. У меня есть сын, но я даже не надеюсь, что он продолжит традицию. Конечно, грустно думать, что все это исчезнет», — говорит Кавасаки.
Фото: Issei Kato / Reuters
Часовня Карэмацу, где каждый год проходит межконфессиональный праздник католиков, буддистов и «подпольных христиан», построена на месте гибели португальского священника-миссионера. Во времена угнетения христиан его могила была тайным и сакральным местом их собраний. Сейчас выстроенная над ней часовня — одна из трех связанных с христианством святынь в Японии.
Фото: Issei Kato / Reuters
Еще один памятник стоит на острове Икицуки в префектуре Нагасаки. Это крест, возведенный на месте казни японского чиновника-католика Гаспара Ниси и его родных в 1609 году. Его семья и еще 23 человека здесь были убиты за отказ откреститься от христианской веры.
Фото: Issei Kato / Reuters
Японским христианам не очень хорошо известны «традиционные» святые: мучениками для них были их собственные предки, пострадавшие за веру в Христа.
Фото: Issei Kato / Reuters
Остров Наканосима «подпольные христиане» почитают особо: во времена государственного угнетения там казнили их единоверцев.
В 1637 году в княжестве Симабара произошло массовое восстание, в котором в основном участвовали христиане. Годом позже оно было жестоко подавлено — 37 тысяч его участников и сочувствующих обезглавили. Вскоре после этого император взял курс на полную самоизоляцию Японии и порвал отношения с европейцами.
Фото: Issei Kato / Reuters
Во времена угнетения христиан власти Японии ежегодно заставляли заподозренных в христианстве участвовать в церемонии фуми-э, в ходе которой они должны были плевать на христианскую символику и наступать на кресты и иконы.
В том случае, если тайную общину раскрывали, всем ее членам грозила смертная казнь. Несмотря на это японские христиане сохранили свою веру — а теперь, в XXI веке, она исчезает сама собой.
Фото: Issei Kato / Reuters
Число «подпольных христиан» стремительно сокращается. 30 лет назад на острове Икуцуки их было 20 групп, около 2 тысяч человек. Сейчас же осталось всего четыре группы, в сумме насчитывающие около 300 верующих.
«Молодежь не проявляет интереса. Они в целом сейчас отворачиваются от любой религии», — посетовал один из пожилых японцев.