25

Умолкшее прошлое

На этой дороге вершилась история России. Фотограф показала ее неприглядную сторону

Екатерина Васильева родилась в центре Петербурга. С 10 лет она переехала на юго-запад города, в район Автово, где еще стоял знаменитый «Красный кабачок», в котором Екатерина II со своей верной спутницей Екатериной Дашковой останавливалась в день, когда был свергнут и убит Петр III. «Красный кабачок» был одним из ключевых пунктов дороги из Петербурга на Петергоф — транспортной артерии, которая, по мнению фотографа, в полной мере воплощает парадоксальность русского пейзажа. Порожденная имперским импульсом дорога в «русский Версаль» была призвана усладить взгляд просвещенного наблюдателя. По обе стороны тракта расположились величественные ансамбли дворянских усадеб и дворцов, при этом уже существующее пространство в расчет не принималось. В результате роскошные убранства как бы затмили расположившиеся за ними деревни и сельскохозяйственные угодья, но их существования это не отменяло. По мнению Васильевой, эти обстоятельства укладывались в общее утопическое колониальное видение императора Петра Первого, который с нуля возводил и Петербург, и Петергоф.

«За последние триста лет территория дороги стала свидетелем многих исторических сдвигов, каждый из которых оставлял на ней свою отметину. Старое разрушалось во имя непонятного нового, но никогда не исчезало до конца — если смотреть пристально, не отводя глаз, то можно обнаружить удивительные, рассказывающие о многом следы», — говорит фотограф. Для нее как для профессионального гида по Петербургу было важно не только оживить умолкшие голоса прошлого, но и определиться с собственной позицией относительно сложившейся городской мифологии, связанной с дорогой на Петергоф.

Васильева изучала материалы по Петергофской дороге во время практики в библиотеке Кировского района, во время обучения на библиотекаря-библиографа. «Так что все указывало на то, правда я этого тогда еще не знала, что я возьму в руки фотоаппарат и займусь собственным расследованием и осмыслением», — говорит фотограф.

Всерьез приступить к визуальным исследованиям этой темы Васильева решила после возвращения из Англии в 2015-м, где она провела два года. Длительное отсутствие кардинально изменило ее восприятие городского пространства. Незамеченное раньше в силу своей обыденности приобрело другое звучание и иные смыслы. Васильева по-новому взглянула на предмет своего изучения и представила свое видение в фотосерии, которая так и называется — «Дорога на Петергоф». Уже скоро эта работа превратится в книгу. Макет издания был высоко оценен профессионалами и вошел в шорт-лист ​KASSEL DUMMY AWARD. С разрешения фотографа «Лента.ру» публикует яркие страницы ее проекта.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности