В столице Австрии прошла ярмарка современного искусства viennacontemporary, которая с 2012 года принадлежит российскому бизнесмену и коллекционеру Дмитрию Аксенову. В этом году в мероприятии приняли участие 118 галерей из 27 стран и около 400 художников.
Поскольку дела на российском рынке современного искусства не столь хороши, на нынешнюю viennacontemporary приехали всего три отечественных галереи: петербургская Anna Nova Gallery, московские pop/off/art gallery и Ovcharenko gallery. Однако нельзя забывать про впервые выехавшую в Вену галерею «Пальто», которая эффектно появилась в оригинальном наряде. Эта галерея представлена в лице художника Александра Петрелли, появившегося в одеянии, на подкладку которого подвешены небольшие произведения — чаще всего картины или графика. Корреспондент «Ленты.ру» побывала на viennacontemporary и выбрала самые запоминающиеся экспонаты.
![Московская галерея «Пальто» впервые выехала на венскую ярмарку, местным задумка понравилась. Теперь будем ждать австрийских клонов. Автор и исполнитель идеи Александр Петрелли приходит на вернисажи коллег и недорого продает картинки с подкладки. В Москве его можно поймать и с графикой за 1000 рублей, но в Вене, конечно, можно было продать и подороже — от 300 до 2000 евро.
«Пальто», начинавшееся как перформанс, работает уже больше 20 лет — а первой экспозицией была выставка «Художники за секс» в 1996 году.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/09/28/13/20180928130456329/preview_b964399ddf194f82a16cbae820ac973f.jpg)
Alexander Petrelli, The Overcoat Gallery, 2018
Фото: предоставлено организаторами viennacontemporary
Московская галерея «Пальто» впервые выехала на венскую ярмарку, местным задумка понравилась. Теперь будем ждать австрийских клонов. Автор и исполнитель идеи Александр Петрелли приходит на вернисажи коллег и недорого продает картинки с подкладки. В Москве его можно поймать и с графикой за 1000 рублей, но в Вене, конечно, можно было продать и подороже — от 300 до 2000 евро.
«Пальто», начинавшееся как перформанс, работает уже больше 20 лет — а первой экспозицией была выставка «Художники за секс» в 1996 году.
![Художник Том Паки (Thom Puckey) изобразил ползущую мраморную женщину. Даже известно, кто это — его коллега художница Изабель Шильц. Ползала она по стенду бельгийской галереи Annie Gentils.
«На создание макета скульптуры у меня обычно уходит от двух месяцев до года, потом еще месяц на подготовку материалов, а работа с мрамором отнимает три-четыре месяца», — рассказывает Паки.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/09/28/13/20180928130448449/preview_1e5166d55839f3e9d4255ee62775d883.jpg)
Isabelle Schiltz as crawling figure, 2010
Фото: предоставлено организаторами viennacontemporary
Художник Том Паки (Thom Puckey) изобразил ползущую мраморную женщину. Даже известно, кто это — его коллега художница Изабель Шильц. Ползала она по стенду бельгийской галереи Annie Gentils.
«На создание макета скульптуры у меня обычно уходит от двух месяцев до года, потом еще месяц на подготовку материалов, а работа с мрамором отнимает три-четыре месяца», — рассказывает Паки.
![Художница Катарина Бонд упражнялась с идеями женского и куриного, примеряя на себя роль курицы. Галерея Reinthaler продавала ее скульптуры недорого — за пять тысяч евро.
«Моя работа связана с привычными паттернами восприятия, особенно меня волнуют нормы или то, что ими названо в обществе, а еще больше — иерархии и вопрос, кто кому подчиняется и по какой причине», — объясняет Катарина появление куриной темы.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/09/28/13/20180928130522218/preview_97af5735a11f389bc21819f7b99b32ee.jpg)
Catharina Bond, They stand alone (Inhale), 2018
Фото: предоставлено организаторами viennacontemporary
Художница Катарина Бонд упражнялась с идеями женского и куриного, примеряя на себя роль курицы. Галерея Reinthaler продавала ее скульптуры недорого — за пять тысяч евро.
«Моя работа связана с привычными паттернами восприятия, особенно меня волнуют нормы или то, что ими названо в обществе, а еще больше — иерархии и вопрос, кто кому подчиняется и по какой причине», — объясняет Катарина появление куриной темы.
![Работы украинской художницы Марии Куликовской приобрел Deutsche Telecom, у корпоративной коллекции которого был свой отдельный стенд. Куликовскую называют одной из самых вдумчивых и разноплановых украинских художниц. По образованию она архитектор, и многие ее произведения — работа с пространством.
«Неважно, обращаюсь я при этом к твердому материалу или к собственному телу. Я хочу понять, кто я и где я в этом пространстве», — говорит художница.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/09/28/13/20180928132210560/preview_14876f2abb716a3fd1c980d62fef70f6.jpg)
Maria Kulikovska, Homo Bulla, 2015
Фото: предоставлено организаторами viennacontemporary
Работы украинской художницы Марии Куликовской приобрел Deutsche Telecom, у корпоративной коллекции которого был свой отдельный стенд. Куликовскую называют одной из самых вдумчивых и разноплановых украинских художниц. По образованию она архитектор, и многие ее произведения — работа с пространством.
«Неважно, обращаюсь я при этом к твердому материалу или к собственному телу. Я хочу понять, кто я и где я в этом пространстве», — говорит художница.
![Университет прикладного искусства демонстрировал на стенде щупальца осьминогов, произведенные его учениками.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/09/28/13/20180928132205126/preview_f88bd3db0e7b1ecac7f8f4ff01c8ed45.jpg)
Universität für angewandte Kunst
Фото: предоставлено организаторами viennacontemporary
Университет прикладного искусства демонстрировал на стенде щупальца осьминогов, произведенные его учениками.
![Осьминоги вообще были популярным мотивом на viennacontemporary 2018.
Австрийская галерея Meyer Kainer торговала осьминогами Вольфганга Гантнера — одного из художников местной довольно известной арт-группы «Желатин», которые как команда больше прославились провокационными перформансами (например, участники занимались любовью с глиной), но каждый автор по отдельности имеет право на живопись. В этом случае — что-то среднее между живописью и скульптурой.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/09/28/13/20180928130511762/preview_dcdaa1814a6d1a068518587c7b1867d0.jpg)
Wolfgang Gantner
Фото: предоставлено организаторами viennacontemporary
Осьминоги вообще были популярным мотивом на viennacontemporary 2018.
Австрийская галерея Meyer Kainer торговала осьминогами Вольфганга Гантнера — одного из художников местной довольно известной арт-группы «Желатин», которые как команда больше прославились провокационными перформансами (например, участники занимались любовью с глиной), но каждый автор по отдельности имеет право на живопись. В этом случае — что-то среднее между живописью и скульптурой.
![Немецкая галерея Michael Schultz привезла голову гигантского младенца авторства скульптора из Гамбурга Марко Пионо. Дети — постоянная тема его работ, особенно часто в раннем творчестве он изображал свою дочь. Его «Мать Земля» выполнена из алюминия и достигает метра в высоту.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/09/28/13/20180928130507573/preview_eb84bbe371556b091d94c47ffd72b32b.jpg)
Marco Piono, TERRA MADRE, 1997
Фото: предоставлено организаторами viennacontemporary
Немецкая галерея Michael Schultz привезла голову гигантского младенца авторства скульптора из Гамбурга Марко Пионо. Дети — постоянная тема его работ, особенно часто в раннем творчестве он изображал свою дочь. Его «Мать Земля» выполнена из алюминия и достигает метра в высоту.
![Инсталляция «Комедия» за 50 тысяч евро на стенде бельгийской галереи Nadja Vilenne от художницы Маен Флорин. На комедию работы госпожи Флорин похожи меньше всего. Она рассуждает о поверхностности на светских мероприятиях. Если задуматься о том, как мы себя ведем в обществе, и сравнить с нами настоящими — комедия перерастет в драму.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/09/28/13/20180928130517109/preview_d283a3c6b094b8d0dfe69efde008f23b.jpg)
Maen Florin, Commedia, 2017
Фото: предоставлено организаторами viennacontemporary
Инсталляция «Комедия» за 50 тысяч евро на стенде бельгийской галереи Nadja Vilenne от художницы Маен Флорин. На комедию работы госпожи Флорин похожи меньше всего. Она рассуждает о поверхностности на светских мероприятиях. Если задуматься о том, как мы себя ведем в обществе, и сравнить с нами настоящими — комедия перерастет в драму.
![С детьми на ярмарку пускали, но трогать им все равно ничего было нельзя — даже на превью, которое состоялось 26 сентября. Владелец ярмарки Дмитрий Аксенов заверил гостей, что в ближайшие 10 лет даты и место проведения ярмарки зафиксированы. Это будет конец сентября в Marx Halle.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/09/28/13/20180928132216479/preview_592cad20cdb08a0182da7936c6ce9b62.jpg)
viennacontemporary 2018
Фото: предоставлено организаторами viennacontemporary
С детьми на ярмарку пускали, но трогать им все равно ничего было нельзя — даже на превью, которое состоялось 26 сентября. Владелец ярмарки Дмитрий Аксенов заверил гостей, что в ближайшие 10 лет даты и место проведения ярмарки зафиксированы. Это будет конец сентября в Marx Halle.
![Чешский скульптор Михал Кимала так представляет себе молодого Николу Теслу. Работы можно было посмотреть на стенде галереи Trafo — обладательницы необычно большого для галереи 200-метрового пространства в центре Праги.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/09/28/13/20180928132159977/preview_bbf844a3c892cd13e07a863abf5c1daf.jpg)
Michal Cimala, Young Nikola Tesla, 2017
Фото: предоставлено организаторами viennacontemporary
Чешский скульптор Михал Кимала так представляет себе молодого Николу Теслу. Работы можно было посмотреть на стенде галереи Trafo — обладательницы необычно большого для галереи 200-метрового пространства в центре Праги.
![Венская галерея Michaela Stock порадовала зрителей интерактивной скульптурой Александра Вишио, который с ее помощью показывал шесть способов найти себе занятие на всю неделю. Скульптуру можно перекатывать с места на место и бесчисленным количеством способов ползать на ней и внутри нее. Обычно Александр делает свои скульптуры поменьше, но для ярмарки было решено не ограничивать себя.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/09/28/13/20180928130459807/preview_c3503e5216fccbeb950651ccd502c7ac.jpg)
Alexander Viscio, Six ways from Sunday makes for a full week / installation view, 2018
Фото: предоставлено организаторами viennacontemporary
Венская галерея Michaela Stock порадовала зрителей интерактивной скульптурой Александра Вишио, который с ее помощью показывал шесть способов найти себе занятие на всю неделю. Скульптуру можно перекатывать с места на место и бесчисленным количеством способов ползать на ней и внутри нее. Обычно Александр делает свои скульптуры поменьше, но для ярмарки было решено не ограничивать себя.
![Болгарская галерея SARIEV Contemporary привезла эффектную инсталляцию Лучезара Бояджиева из книг и колосков под названием «Отверстие Алисы, или болото марксистско-ленинской эстетики, 1991». Здесь речь о том, как иногда, побежав за кроликом, можно оказаться вовсе не там, куда собирался. И как важно сохранять свой разум, сколько бы книг на тебя ни повлияли.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/09/28/13/20180928132221138/preview_b8015b5c8dcc34597fa29a04b4f25dda.jpg)
Luchezar Boyadjiev, Alice’s Hole or the swamp of Marx-Leninist Aesthetics, 1991
Фото: предоставлено организаторами viennacontemporary
Болгарская галерея SARIEV Contemporary привезла эффектную инсталляцию Лучезара Бояджиева из книг и колосков под названием «Отверстие Алисы, или болото марксистско-ленинской эстетики, 1991». Здесь речь о том, как иногда, побежав за кроликом, можно оказаться вовсе не там, куда собирался. И как важно сохранять свой разум, сколько бы книг на тебя ни повлияли.
![Вход на ярмарку, расположенную в Marx Halle — на бывшем скотном рынке.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/09/28/13/20180928130504271/preview_af5266a97e939e74ccc375a7b3eeb42f.jpg)
viennacontemporary 2018
Фото: предоставлено организаторами viennacontemporary
Вход на ярмарку, расположенную в Marx Halle — на бывшем скотном рынке.