Стартующий 26 мая Beat Film Festival растет с каждым годом — его география уже не ограничивается Москвой и Петербургом, а тематический охват — музыкой. Теперь здесь показывают документальные фильмы об искусстве, политике, спорте — всем том пласте современной жизни, который попадает под определение «новая культура». Среди героев программы 2016 года — Боуи и Джоплин, японские панки и африканские электронщики, Стамбул Памука и Афганистан после американского вторжения. «Лента.ру» выбрала 10 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить. Об остальных, среди которых тоже хватает интересного, можно узнать на официальном сайте киносмотра.
Шестнадцать Beat Боуи, Джоплин, Daft Punk на фестивале документального кино Beat Film Festival
08:52, 26 мая 2016Кадр из фильма «Зигги Стардаст и пауки с Марса»
Главное ностальгическое зрелище в программе фестиваля — снятый в 1973-м классиком музыкального кино Д.А. Пеннебейкером фильм-концерт недавно умершего Дэвида Боуи. Дух смерти и прощания с героем удивительным образом пронизывает и саму эту картину сорокалетней давности: Пеннебейкер запечатлевает последний концерт Боуи в образе Зигги Стардаста, высшую точку и одновременно эпитафию глэм-року.
Кадр из фильма «Дженис: Маленькая девочка грустит»
Одна из первых членов «Клуба 27» Дженис Джоплин сейчас больше известна не музыкой, а гибелью от передозировки — то есть смертью, а не жизнью. Документалка Эми Берг исправляет положение: не спекулирует на трагедии, но всматривается в феномен Джоплин, причем с разнообразных ракурсов, задействуя хронику и концертные съемки, разговаривая с родными и коллегами. Певица Cat Power зачитывает письма Дженис, так и не победившей детских травм и внутренних демонов.
Кадр из фильма «Холодный мир Hot Sugar»
Скрип конфет, растворяющихся в девичьем рту, и скрежет черепов о кости, разносящийся эхом по парижским катакомбам, — скрывающийся за псевдонимом Hot Sugar электронщик Ник Кениг создает свои треки из причудливых, эксцентричных звуков реальной жизни. Границы самой этой жизни, впрочем, для Кенига — образцового современного хипстера — крайне зыбки, что снимающий фильм о Hot Sugar режиссер Адам Бала Лоу передает, размывая рамки между вымыслом и документалистикой, то и дело забираясь в этом портрете героя нашего времени на территорию чуть ли не Хармони Корина.
Кадр из фильма «Горькое озеро»
Режиссер Адам Кертис называет себя журналистом, который работает с кино так, как другие его коллеги обращаются с печатным словом, — то есть прежде всего стремится раскопать правду. Смонтированное из тысяч часов охватывающего несколько десятилетий телематериала «Горькое озеро» пытается найти корень многолетнего афганского кризиса — и обнаруживает его в глупости и недальновидности зарубежных стран, борющихся за влияние в регионе. Касаются горькие наблюдения Кертиса, конечно, и американской политической экспансии, и советских интернационалистов.
Кадр из фильма «Фонко»
Швед Горан Хуго Ольссон — автор двух передовых, подлинно просветительских документалок The Black Power Mixtape 1967-1975 (о музыкальной базе американского Движения за права) и «О насилии» (о кровавой сути постколониализма в Африке). Ольссон умеет перерабатывать пласты информации в эффектное, энергичное кино и прекрасно разбирается в музыке: его новая работа открывает глаза на то, как прямо сейчас в Африке зарождается из столкновения культур уникальная, пропитанная одновременно новейшими западными веяниями и местной традицией электронная сцена.
Кадр из фильма «Невинность воспоминаний»
В древних городах достопримечательности чаще исчезают, чем появляются, — тем удивительнее история переполненного сором будней и артефактами персональных биографий Музея невинности Орхана Памука, который вырос из одноименного романа живого турецкого классика. Снимавший фильмы о Radiohead и U2 Грант Джи в своей картине об этом феноменальном (и очень сентиментальном) явлении пытается уловить саму его магию и практически вступает на территорию кино как сновидения, воспоминания, ускользающего сквозь пальцы времени.
Кадр из фильма «Джунун»
Гитарист и творец звука Radiohead Джонни Гринвуд неоднократно помогал кинорежиссеру Полу Томасу Андерсону: именно нервическими симфониями Гринвуда озвучены его фильмы «Нефть» и «Мастер». В «Джунуне» культовый лос-анджелесский режиссер возвращает должок — и в выразительном монохроме запечатлевает одиссею Гринвуда в Индию, ради совместного проекта с местными легендами суфийской музыки.
Кадр из фильма «Мы — X Japan»
За любой историей успеха в музыке, и шире — в искусстве, скрываются слои персональных человеческих, а не мифологических биографий. Успех японской глэм-метал-группы X Japan бесспорен, легитимизирован культовой славой на родине и за ее пределами, аншлагом при воссоединении в Madison Square Garden. Бесспорна и душевная тяжесть, насыщенность судеб ее участников, которые эта лента с помощью самих музыкантов дотошно пересказывает, добиваясь редкой в жанре откровенности.
Кадр из фильма «Собачье сердце»
Легенда нью-йоркского андеграунда — Лори Андерсон, вдова Лу Рида, уже несколько десятилетий пробующая на прочность границы между разными видами искусств (музыкой и поэзией, перформансом и видеоартом), в «Собачьем сердце» дебютирует в режиссуре — и это один из самых необычных фильмов, что вы можете увидеть в своей жизни. Видеодневник, посвященный памяти любимого покойного терьера Лолабель, на деле повествует об уклончивой, парадоксальной природе памяти вообще, которую Андерсон пытается уловить, скрещивая самые разнообразные дисциплины и техники.
Кадр из фильма «Daft Punk освобожденные»
Beat Film Festival откроется премьерой документальной картины о, возможно, самых влиятельных фигурах современной музыкальной сцены — французах из Daft Punk, творцах не столько треков, сколько современных мифов (к чему иначе все эти шлемы и светодиоды?). Фильм Эрве Мартина-Дельпьерра срывает покровы с этого мифотворчества, рассматривая за ним прагматиков, всю двадцатилетнюю карьеру верных своему методу. Идеальный фильм-компаньон для прошлогоднего игрового «Эдема», поэтизировавшего парижскую хаус-сцену, которая Daft Punk окружала и питала.