5 / 6
Слева: «Прекрасная Ферроньера»; 1490–1496. Лувр. Справа: копия картины работы неизвестного французского художника. Нынешний владелец неизвестен
Изображение: wikimedia.org
Сейчас практически нет сомнений в том, что «Прекрасная Ферроньера» (слева) принадлежит кисти Леонардо (в частности, анализ показал, что она написана на куске дерева из того же ствола, что и «Дама с горностаем»).
В начале XX века «Ферроньера» стала предметом одной из самых скандальных судебных тяжб вокруг произведений искусства. В 1920-х годах одна из копий картины (справа) попала в руки к супружеской чете по фамилии Хан — американцу Генри и француженке Андре. Уверенные в том, что это оригинал Леонардо, они решили перепродать картину Канзасскому институту искусства. Сделка состоялась бы, если бы один из журналистов, освещавших продажу, не обратился за комментарием к влиятельному арт-дилеру сэру Джозефу Дувину, который заявил, что это копия, а оригинал висит в Лувре. Его слова были напечатаны, и Ханы подали в суд на Дувина, обвинив его в клевете: эксперт якобы хотел вывести картину с рынка и остаться его единоличным повелителем.
В 1929 году дело дошло до Верховного суда Нью-Йорка, а двух «Ферроньер» сравнивали прямо в Лувре. Все козыри были на руках у Дувина, который утверждал, что «Ферроньера» Ханов — это копия даже не эпохи Возрождения, а еще более поздняя. Однако симпатии присяжных, которых специально подбирали из числа людей, не разбирающихся в ренессансной живописи, оказались не на стороне арт-дилера. Американцам не нравилось, что европейские эксперты смотрели на них свысока и апеллировали лишь к своей компетенции, не предъявляя наглядных доказательств. В результате присяжные не смогли прийти к однозначному выводу: девять из них были за Ханов, трое — за Дувина. Дело пришлось улаживать: эксперт был вынужден выплатить истцам 60 тысяч долларов (вместо затребованных 500 тысяч), а также немалые судебные издержки.
Это решение, однако, не повлияло на оценку картины, которую специалисты продолжали считать копией — продать ее так и не удалось. Точно так же исход тяжбы не повлиял на авторитет Дувина. Озлобленный Гарри Хан в 1946 году выпустил книгу «Изнасилование красавицы» — свой взгляд на судебный процесс, классический пример искусствоведческой теории заговора. Он обвинял арт-дилера в упоении властью и ни больше ни меньше мести американской «Ферроньере».
Последний аккорд этой истории прозвучал недавно, на рубеже XX-XXI веков. И искусствоведы, и химический анализ подтвердили, что картина Ханов — французская копия середины XVII века. В 2010 году ее, однако, продали на Sotheby’s за 1,5 миллиона долларов — в несколько раз дороже оценки. Вероятно, дурная слава картины сыграла здесь благую роль.