Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Эксперты рассказали об умении россиян распознавать фейки в интернете

Фото: Дмитрий Ермаков / «Лента.ру»

Табак: более половины россиян сталкиваются с фейками в сети раз в неделю

На сегодняшний день 64 процента жителей России сталкиваются с недостоверной информацией в интернете хотя бы раз в неделю. При этом количество людей, которые знают о фактчекинге, увеличивается. Об этом рассказал в рамках пресс-конференции «Противодействие фейкам в 2024 году» в ТАСС генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак.

Он также сообщил, что 46 процентов респондентов знают или что-то слышали о фактчекинге, а 18 процентов знают об этом поверхностно.

«Аудитория преувеличивает собственные способности к анализу информации. При этом 45 процентов опрошенных считают, что имеющихся мер противодействия дезинформации недостаточно. Основной запрос — это запрос на привлечение лиц, распространяющих фейки, к ответственности и блокировку источников. Однако его зачастую трудно удовлетворить», — пояснил Табак.

По его словам, в рунете наблюдается снижение числа копий фейков, при том, что их уникальное количество остается на сопоставимом уровне. До 6 августа 2024 года снижалось количество фейков, связанных с темой СВО. С января по март средняя доля просмотров фейковых новостей в этой категории составляла 69 процентов. В июле количество просмотров снизилось до 35 процентов, а в августе, после атаки на Курскую область, стремительно выросло и достигло 81 процента.

«Мы предполагали, что к концу года будет порядка 15 миллионов копий фейков. Сейчас мы прогнозируем, что их будет около восьми миллионов. Уникальных фейков сегодня примерно столько же, сколько их было в прошлом году. При этом мы наблюдаем снижение интереса аудитории к СВО-повестке и усталости от информационного шума, который начал фиксироваться еще в 2023 году. Кроме того, мы видим, что фейки становятся более региональными. Если в начале СВО они распространялись на федеральном уровне, то сейчас мы наблюдаем смещение в сторону конкретных регионов и ситуаций, связанных с конкретными людьми», — добавил Владимир Табак.

По мнению директора департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Екатерины Лариной, для эффективной борьбы с дезинформацией важно, чтобы участие в ней принимали не только профессионалы, но и пользователи интернета.

«Кроме того, необходимо знакомить аудиторию с правилами информационной гигиены. Почему эта проблема в наше время так обострилась? Раньше мы видели официальные источники информации, а сейчас любой человек с выходом в интернет получает доступ к массовой аудитории и воспринимается пользователями как источник. Поэтому важно понимать, как отличать верифицированные источники и достоверную информацию», — констатировала она.

В то же время зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин отметил, что на сегодняшний день наиболее актуальным и обсуждаемым остается вопрос необходимости законодательной базы для эффективной борьбы с дезинформацией. Сейчас в российском законодательстве отсутствует понятие дипфейка, при этом есть утвержденное определение фейковой новости.

«Данные говорят о том, что сегодня ситуация лучше, чем год и два назад. Часть аудитории уже не реагирует на дезинформацию, если ведомства и платформы делают свою работу. В таком случае мы видим, что фейки у нас долго не живут. Законодательство у нас отстроено, потому что производителей дипфейков наказать можно уже сегодня, главное — их поймать», — объяснил парламентарий.

В свою очередь политтехнолог, доброволец СВО Платон Маматов сказал, что сегодня фейки являются одним из главных оружий в информационной войне, а в опровержении дезинформации, которая распространяется оппонентами в рамках информационных атак, приводится доказательная база.

«Большая часть подобных фейков — короткоживущие. Особенность такой дезинформации состоит в том, что она призвана затапливать информационное пространство противника за счет своего количества», — добавил эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше