Россия
20:18, 23 мая 2024

Политолог рассказал о растущих возможностях российской системы образования

Шаповалов: ЕГЭ создал ряд механизмов обеспечения равных возможностей
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Единый государственный экзамен был в свое время введен в России для обеспечения равных возможностей абитуриентам, невзирая на регион или населенный пункт, в котором обучался в школе этот абитуриент. Такое мнение в беседе с «Лентой.ру» высказал политолог, член правления Российской ассоциации политической науки, руководитель проектов ЭИСИ Владимир Шаповалов.

Узнайте больше в полной версии ➞

«Действительно ЕГЭ стал мощным инструментом, очень успешно работающим механизмом для того, чтобы без серьезной финансовой составляющей человек, выпускник школы любой школы нашей страны мог, показав знания предмета, мог поступить в самые лучшие и самые престижные вузы нашей страны в любом российском городе», — говорит эксперт.

Помимо всего прочего, единый государственный экзамен создал еще целый ряд достаточно серьезных механизмов обеспечения равных возможностей, считает Владимир Шаповалов.

«Прежде всего речь идет о том, что для провинциального школьника поступление в столичный вуз это еще и достаточно серьезные траты на проезд и проживание в столице, что не всякая семья, как известно, может себе позволить. ЕГЭ сдается по всей стране, в каждом, в каждой школе, в каждом населенном пункте, и сданный единый государственный экзамен это уже путевка в любой вуз страны важным, чрезвычайно важным в инструментарии обеспечения равных возможностей также является возможность подачи документов в несколько вузов на несколько направлений подготовки. Все это вместе взятое создало ситуацию, буквально переломило ситуацию в стране, создало мощные возможности для умных амбициозных выпускников. Люди, проживающие в любом населенном пункте нашей страны, должны иметь возможность получить качественное образование в лучших вузах России и, конечно, наряду с прочими возможностями это очень серьезный социальный лифт, это шанс для юного гражданина страны получить путевку в жизнь», — говорит эксперт.

По его словам, в настоящее время Россия создает уникальную систему образования, которая сочетает в себе традиции российской отечественной педагогической школы великой педагогической школы, давшей миру Сухомлинского, Выгодского, Макаренко, Ушинского — имена, которые знают везде.

«С одной стороны, это сочетание великих педагогических традиций нашей страны. С другой стороны, это опыт и лучшие практики, которые были созданы, наработаны и в других странах мира. В настоящее время этим отличается наша система образования. Сейчас она очень мобильна, очень адаптивна, постоянно находится в движении, в поиске новых лучших методов инструментов, и в настоящее время, конечно, очень важным является тот факт, что мы возвращаемся к той системе, проверенной временем, успешно зарекомендовавшей себя системе специалитета, которая была еще в советское время и в постсоветский период и показала свою эффективность», — говорит эксперт.

В то же самое время отказ от болонской системы, по его словам, не означает возвращение назад. Это движение вперед, поскольку тот вариант реформирования системы высшего образования, который по инициативе президента страны Владимира Путина в настоящее время реализуется в российской системе высшей школы, предполагает новый вариант, в котором существует вариативность, специалитет.

«В целом, нужно признать, что это приводит к увеличению срока обучения. И, конечно, это дает дополнительные компетенции, дополнительные возможности нашим студентам. Фактически речь идет о том, что наша система высшего образования становится более многогранной, емкой, дает более качественную подготовку», — говорит эксперт.

По его мнению, сегодня можно говорить о том, что российская система образования является самой передовой. «Безусловно, Россия находится в авангарде движения вперед как в системе среднего, так и в системе высшего образования. Свидетельством этого являются постоянные золотые медали, которые получают наши школы, школьники и студенты на всевозможных международных олимпиадах и соревнованиях — это свидетельство качественной подготовки наших учащихся. К этому нужно добавить тот факт, что Россия сохранила фундаментальность образования. В настоящее время приумножает его и в отличие от многих стран Запада, которые утратили эти, так сказать, эти компетенции фундаментального образования. У нас каждый студент высшего учебного заведения получает разнообразные знания как в гуманитарной сфере, так и в сфере естественных наук», — говорит эксперт.

Он также отметил, что в России развиваются и крепнут связи вузов с лучшими предприятиями, создаются лаборатории, создаются кванториумы и технопарки как в вузах, так и в школах страны, что позволяет сформировать практикоориентированный характер образования и давать студентам необходимые знания и навыки, которые понадобятся им в реальной профессиональной деятельности.

Также эксперт напомнил, что в России полным ходом идет процесс переоснащения и школ и вузов, создание современной инфраструктуры, и важным элементом новым элементом этой этого процесса является создание университетских кампусов, строительство университетских кампусов, которые будут сочетать в себе как передовые технические, лабораторные возможности, так и комфортное проживание.

«Это очень важное направление, которое фактически делает российские вузы мировым лидером и в плане качества знаний, и в плане качества жизни, обеспеченности жизненного процесса. Не случайно постоянно год от года увеличивается количество иностранных студентов в наших вузах — представлены практически все континенты, десятки стран, и в настоящее время Россия выходит на рекордные показатели по количеству иностранных студентов, которые обучаются в нашей стране», — отметил эксперт.

Татьяна Романова

< Назад в рубрику