Экономика
12:42, 3 мая 2023

Доля готовых тратить деньги россиян превысила долю экономящих

NielsenIQ: индекс потребительского оптимизма в России вырос на 4% в первом квартале
Фото: Пелагия Тихонова / Коммерсантъ

В первом квартале 2023 года в России доля потребителей, готовых тратить деньги, превысила долю экономящих. Об этом пишет РИА Новости со ссылкой на материалы исследовательской компании NielsenIQ.

Узнайте больше в полной версии ➞

За первые три месяца текущего года индекса потребительского оптимизма NielsenIQ увеличился на 4 процента по сравнению с прошлым кварталом, до 104 пунктов. В первом квартале 2022 года его значение, напротив, снизилось на 10 процентов на фоне роста тревожных настроений покупателей. Данный индекс варьируется в пределах от 0 до 200 пунктов. Превышение отметки в 100 пунктов говорит о преобладании оптимистичных настроений потребителей по вопросам их материального положения, перспектив трудоустройства и готовности к тратам.

В NielsenIQ считают, что такая тенденция позволяет сделать «осторожные прогнозы» о восстановлении спроса на товары повседневного спроса (FMCG), так как индекс оптимизма потребителей «не просто стабилизировался, а задал противоположный тренд». По данным исследования, рост позитивных оценок опрошенных наблюдается во всех трех ключевых компонентах — на 6 процентных пунктов в рабочих перспективах (61 процент респондентов посчитали их отличными и хорошими), на 5 процентных пунктов — в материальном положении (61 процент) и на 3 процентных пункта — в готовности к покупкам (46 процентов).

Одновременно существенно уменьшилась доля тех, кто считает, что экономика страны находится в кризисе. Если в четвертом квартале 2021 года с этим согласились 75 процентов респондентов, то к началу текущего года их число упало до 55 процентов. При этом каждый пятый (21 процент) потребитель думает, что в ближайший год экономическое положение в России улучшится.

Однако, несмотря на возросшую уверенность потребителей и их готовность к расходам, 67 процентов считают необходимым тщательно управлять бюджетом, при этом главными статьями для экономии стали покупка новой одежды и расходы на развлечения и питание вне дома. При этом в NielsenIQ отметили, что в долгосрочной перспективе покупатели планируют тратить немного больше, чем в прошлом квартале, при условии улучшения экономической ситуации.

Председатель президиума Ассоциации компании розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев согласен с результатами исследования. По его словам, с начала года действительно наблюдается некоторое оживление потребительского спроса, в первую очередь в сегменте FMCG. Потребители приспосабливаются к сложившейся экономической обстановке, а отсутствие резких колебаний реальных доходов способствует их готовности к покупкам. Караваев отметил и некоторое восстановление спроса на бытовую технику и электронику — в апреле в этом секторе была зафиксирована положительная динамика в годовом выражении. Однако тренд на экономию сохраняется, а предпочтения покупателей сменяются с премиального сегмента товаров на средний и низкий, добавил он.

В исследовании компании NielsenIQ приняли участие 1000 россиян из городов с населением более 1 миллиона человек.

Ранее Центробанк России со ссылкой на опрос «инФОМ» сообщал, что в марте 2023 года доля россиян, предпочитающих откладывать свободные деньги, а не тратить их на покупку дорогостоящих товаров, оказалась максимальной за последние два года. Переход россиян к экономии наметился в октябре 2022 года, и с тех пор этот тренд только усиливался.

Влада Горячева

< Назад в рубрику