Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

В Татарстане через сервис «Мои субсидии» выдано 300 миллионов рублей

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Сервис «Мои субсидии» в Татарстане: оформление финансирования онлайн для предпринимателей

К концу 2021 года через сервис «Мои субсидии» прошло более 54 тысяч заявок, а предприниматели получили более 300 миллионов рублей финансирования. Сервис разработан правительством Татарстана и специалистами Сбера, и позволяет предпринимателям оформлять документы на субсидии онлайн, без визита в ведомство.

Согласно исследованию KDMA (есть в распоряжении редакции) цифровизация бизнес-процессов, работа с данными и управление клиентским опытом — это одни из главных приоритетных направлений цифровой трансформации российских компаний. Однако они находят отражение не только в бизнесе, но и в государственном управлении, что и демонстрирует сервис «Мои субсидии».

В России действуют сотни, если не тысячи программ, по которым малый и средний бизнес может получить субсидии от различных ведомств. Однако, вне зависимости от региона и министерства, предприниматели сталкиваются с одними и теми же проблемами. Так о мерах государственной поддержки сложно узнать. Паспорта программ, требования и условия обычно размещаются на сайтах ведомств, однако нет единого места, где можно узнать обо всех доступных субсидиях. Из-за этого предприниматели часто посещали профильные ведомства просто для того, что узнать, какие программы доступны.

Кроме того, приходится собирать документы для участия в госпрограмме вручную. А, как правило, документы нужны из разных ведомств — Росреестра, ПФР, налоговой, профильных министерств. К тому же подавать документы нужно оффлайн. А это снова лишний визит к чиновникам, при этом не факт что один, потому что в бумагах могут быть ошибки.

Чтобы улучшить опыт взаимодействия предпринимателей с государством, в Минцифре Татарстана решили агрегировать все доступные меры поддержки на одной площадке и оцифровать процесс получения субсидий. Проектирование сервиса началось весной 2020 года, летом стартовало обучение разработчиков работе на платформе Сбера. В качестве технологической базы использовалась инновационная цифровая платформа Сбера — Platform V, которая объединяет готовую среду разработку, облачные хранилища, а также различные инструменты и компоненты, которые обеспечивают необходимый уровень безопасности.

Для апробации платформы Сбера были взяты субсидии по поддержке личного подсобного хозяйства — на них был наибольший спрос в республике. В ноябре 2020 команда презентовала сервис президенту Республики Татарстан Рустаму Минниханову и президенту, председателю правления Сбербанка Герману Грефу, и было принято решение масштабировать проект.

К концу 2021 года в «Мои субсидии» доступны 59 мер поддержки предпринимателей из разных отраслей: от сельского хозяйства и производства до образования и туризма.

Сервис «Мои субсидии» похож на маркетплейс мер поддержки — все они собраны на одной площадке. Предпринимателям больше не нужно лишний раз приходить в ведомство только для того, чтобы узнать, под какую программу он может попасть. На сайте subsidiya.tatarstan.ru и в одноименных мобильных приложениях собрана вся актуальная информация: от сроков подачи заявления до нормативной базы. При этом зарегистрированные пользователи получают персонализированные предложения на основе введенных данных.

Предприниматель может подать заявку онлайн и отслеживать статус рассмотрения заявки. Особенно это актуально для жителей отдаленных сельских поселений: раньше они подавали заявления либо в районном центре, либо вовсе в Казани.

Сервис построен на принципах датацентричности, то есть максимально использует те данные, которые уже есть у государства. В частности, это информация из Госуслуг, электронной похозяйственной книги, Арбитражного суда, Росреестра, налоговой и других ведомств. Предпринимателю не нужно самому собирать и оформлять документы о земле, банкротстве, долгах, количестве поголовья — все они уже есть в системе.

Все операции в системе проходят онлайн, это дает равные шансы на получение субсидии как жителям крупных городов, так и предпринимателям из сельских поселений. Кроме того, все документы загружаются в цифровом виде и проходят онлайн-скоринг. Таким образом, сервис минимизирует коррупционные риски.

Если предпринимателям сервис облегчает и ускоряет подачу заявлений на получение субсидий, то чиновникам он помогает сократить количество личных встреч и рутинную работу с документами.

Сейчас большая часть нагрузки перешла на саму систему: чиновникам больше не нужно делать межведомственные запросы, общаться с кандидатами лично и рассматривать нерелевантные заявки — сервис сам соберет реестр заявок, проверит наличие нужных документов и ответит на большинство вопросов пользователей. Также у них появилась прозрачная система отчетности, которая улучшает эффективность субсидирования.

Однако многим чиновникам перейти на совершенно новую модель работы было не так просто, поэтому еще во время разработки сервиса в каждом ведомстве был назначен CDTO. Они прошли специальный курс в университете Сбера и затем передали опыт коллегам. На обучении сотрудникам рассказали о том, что такое цифровая трансформация, как внедрять ее принципы в работу и на чем будет базироваться работа будущего сервиса. Курсовыми работами студентов как раз стали работы по описанию и оптимизации процессов по субсидированию в своих ведомствах.

В дальнейшем сервис планирует расширять функции и для предпринимателей (к примеру, онлайн-запись на прием и получение консультаций), и для чиновников (формирование аналога CRM, системы управления взаимоотношениями с гражданами). Сейчас идет работа по расширению доступных мер поддержки, в том числе и самых долгожданных — субсидирование процентных ставок по кредитам и микрозаймы, которые планируют запустить уже в 2022 году. Более того, планируется, сервис «Мои субсидии» станет часть федеральной платформы Корпорации МСП, которая объединит все меры поддержки по всей стране.

Однако уже сейчас сервис «Мои субсидии» — это один из самых успешных проектов в области цифровизации государственных услуг в Татарстане, реализованный при поддержке крупного федерального партнера. Радикальное сокращение времени подачи заявки, десятки тысяч активных пользователей и объемы выданных субсидий подтверждают, в республике есть все необходимые ресурсы для создания полезных и современных сервисов, призванных улучшить жизнь предпринимателей и самих чиновников.

Разработка привлекла внимание и других регионов: интерес к внедрению аналогичного решения оказывали несколько центральных и южных регионов, а также представители одной из стран СНГ.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15