Адвокат Жан-Поля Бельмондо: актер мирно скончался дома в Париже в возрасте 88 лет
Французский актер Жан-Поль Бельмондо скончался в понедельник, 6 сентября, в возрасте 88 лет. Его адвокат Мишель Годест раскрыл подробности произошедшего, его слова приводит AFP на своей странице в Twitter.
Актер умер в своем доме в Париже.
Он был очень уставший какое-то время. Он скончался мирно
Мишель Годесто смерти Жан-Поля Бельмондо
Национальное достояние
Президент Франции Эммануэль Макронвыразил соболезнования в связи со смертью актера Жан-Поля Бельмондо. Он назвал его национальным достоянием страны, в котором каждый находил себя.
Он был полон смеха, громких речей и ловкости. Он был великим героем и узнаваемой фигурой, неутомимым смельчаком и мастером слова
Эммануэль Макрон о смерти актера Бельмондо
Также на новость о смерти актера отреагировала на своей странице в Twitter мэр Парижа Анн Идальго. Она выразила благодарность за прекрасные воспоминания, которые будут хранить «многие поколения».
Ушел гигант. Ведущий актер «новой волны», популярный герой фильмов Жерара Ури или Жоржа Лотнера, блестящий Сирано в театре. Жан-Поль Бельмондо был всем этим одновременно...
Анн Идальгоо смерти Жан-Поля Бельмондо
Целая эпоха
Российский кинорежиссер, народный артист РСФСР Никита Михалков, в свою очередь, назвал Бельмондо целой эпохой. Он поделился воспоминаниями об актере с «Известиями».
Это целая эпоха, легенда. Особенно после «На последнем дыхании», когда [он] открыл новую страницу. Другой разговор, что, наверное, дальше он очень во многом использовал то, чего он достиг, и, может быть, не расширил своего диапазона. Но и того диапазона хватило, чтобы он был звездой и целой эпохой кино. Очень сожалею. Человек обаяния невероятного, с фантастической аурой
Никита Михалковкомментируя смерть актера Жан-Поля Бельмондо
Французский актер Ален Делон также высказался о смерти коллеги, рассказав о своем подавленном состоянии.
Я абсолютно подавлен... Это была часть моей жизни, мы вместе начинали 60 лет назад
Ален Делоно своих чувствах из-за смерти актера Бельмондо
К дому актера в Париже начали подходить журналисты и его поклонники. Парижане собираются в седьмом округе на улице Сен-Пэр, где, предположительно, располагалась квартира, в которой в последние годы жил Бельмондо. На опубликованных кадрах видно, как репортеры с камерами стоят у дома артиста, на том же месте собираются и почитатели таланта французского актера.
Визит в Россию
Российский актер Александр Панкратов-Черныйрассказал, что Бельмондо приезжал в Россию незадолго до смерти. По его словам, Бельмондо был замечательным артистом мирового масштаба. «Незадолго до кончины, уже тяжело больным, парализованным, он посетил Россию, потому что его предки, оказывается, из Украины. И вот он говорит: "Саша, мне недолго осталось жить, хочу посмотреть на места, откуда пошли мои корни". Самое интересное, что он сказал: я решил познакомиться с тобой, зная тебя как актера не потому, что мы коллеги, а потому, что мне сообщили, что в Белоруссии была снята комедия "Украсть Бельмондо"», — поделился артист.
Отреагировали на новость о смерти великого актера и в МИД России. Официальный представитель ведомства Мария Захарова призналась в любви к Бельмондо и назвала любимую картину с его участием.
Очень любила и люблю фильм «Профессионал». Потому что Бельмондо и музыка Морриконе. Первый раз посмотрела в детстве. И сразу в сердце. Чем больше удивляла меня жизнь, тем сильнее я любила фильм, Его и музыку
Мария Захарова о любимой картине с умершим 6 сентября актером Бельмондо
Карьера
1 / 13
«Безумный Пьеро» (Pierrot le Fou), 1965, режиссер Жан-Люк Годар
Кадр: фильм «Безумный Пьеро»
Бельмондо сыграл в четырех фильмах Годара — и его выход в «Безумном Пьеро» по-своему не уступает роли в «На последнем дыхании». Здесь артист тоже разыгрывает эксцентричный в своей бессмысленности персональный криминальный мятеж — уже буржуа, сбегающего от рутины в мир романтического влечения и преступных проделок, но в этот раз Бельмондо еще и наделяет своего героя пронзительно грустной самоиронией.
2 / 13
«Леон Морен, священник» (Léon Morin, prêtre), 1961, режиссер Жан-Пьер Мельвиль
Кадр: фильм «Леон Морен, священник»
Чаще всего Бельмондо доставались в кино роли авантюристов, гангстеров, хулиганов, но были и блестящие, завораживающие исключения. В первую очередь это «Леон Морен» Мельвиля, где актер так убедительно играет стоически выдерживающего любовный интерес прихожанки священника, что в ключевой сцене, кажется, буквально начинает источать святость. Фантастический образец даже не присутствия в кадре, а растворения артиста в самой материи кино.
3 / 13
«Борсалино» (Borsalino), 1970, режиссер Жак Дере
Кадр: фильм «Борсалино»
Французское кино XX века знало немало прекрасных и популярных у публики артистов, но все-таки по уровню киногении и народной любви никто из них не мог сравниться с двумя звездами-небожителями — Бельмондо и Делоном. К счастью для зрителей, эта парочка не имела ничего против того, чтобы появляться на экране вместе. Самым запоминающимся образом — в костюмной гангстерской драме «Борсалино», где их герои сначала собачатся из-за девушки, чтобы затем стать лучшими друзьями и соратниками по переделу криминального мира. Не худшая метафора для их влияния на мир кино!
Полную галерею можно посмотреть в отдельном репортаже
«Страх над городом» (Peur sur la ville), 1975, режиссер Анри Верней
Кадр: фильм «Страх над городом»
Бельмондо чаще играл персонажей, обитающих по ту сторону закона, но и редкие выходы в качестве полицейских ему удавались. Доказательство — например, триллер Анри Вернея, в котором герой актера ведет охоту не только на терроризирующего Париж убийцу женщин, но и на не менее легендарного гангстера. Бельмондо играет эту полицейскую работу на два фронта как натуральное умопомрачение, изматывающее его персонажа, но не способное его остановить.
5 / 13
«Вор» (Le voleur), 1967, режиссер Луи Маль
Кадр: фильм «Вор»
Парадоксальный талант Бельмондо, которому удавалось в равной степени символизировать на экране и телесность, и интеллект, и иронию, во всей многогранности раскрывается в авантюрной трагикомедии Луи Маля. Здесь актер одинаково эффектно карабкается по стенам обреченных быть обчищенными домов, очаровывает истосковавшихся по подлинной мужественности женщин, а еще отпускает реплики, в которых смешное соседствует с провидческим — кажется, бесцеремонность его персонажа предугадывает восстание против респектабельного мира взрослых, которое потрясет Францию в мае 1968-го.
6 / 13
«Профессионал» (Le professionnel), 1981, режиссер Жорж Лотнер
Кадр: фильм «Профессионал»
В 1970-х Бельмондо решил превратиться в полноценную экшен-звезду — и успешно этот план осуществил, сыграв в нескольких подряд фильмах, балансировавших на грани между боевиком и комедией. Возможно, больше всего зрителям оказался мил его «Профессионал», где уже зрелый актер выдает натурального франкофонного Рэмбо, безжалостного и к чужим, и к предавшим его своим. Вот только у Сильвестра Сталлоне никогда не появлялось на экране такой лукавой, как у Бельмондо, ухмылки.
7 / 13
«Сирена с "Миссисипи"» (La sirène du Mississipi), 1969, режиссер Франсуа Трюффо
Кадр: фильм «Сирена с "Миссисипи"»
Еще один флагман французской «новой волны» Франсуа Трюффо называл Бельмондо «бесспорно лучшим, самым разнообразно одаренным актером поколения». В свете этих слов даже жаль, что они всего лишь раз поработали вместе — на страстной, красочной мелодраме о владельце плантации, на свою голову связавшемся с авантюристкой. Бельмондо здесь не только вполне выдерживает дуэт с не менее магнетической Катрин Денев, но и наделяет классицистские устремления киномана Трюффо дыханием современности.
8 / 13
«На последнем дыхании» (À bout de souffle), 1960, режиссер Жан-Люк Годар
Кадр: фильм «На последнем дыхании»
Годаровский «На последнем дыхании» не был хронологически первым фильмом французской «новой волны», но именно он запустил ее как явление, навсегда изменившее кино. Это было бы, конечно, невозможно без совсем молодого, но уже неотразимого (о, этот фирменный жест с вождением пальцем по губам!) Бельмондо в роли Мишеля Пуакара, одержимого Хэмфри Богартом преступника, которого можно было бы назвать бунтарем без причины, если бы эта причина не была так очевидна. Его бунт — и есть сам кинематограф.
9 / 13
«Стукач» (Le doulos), 1962, режиссер Жан-Пьер Мельвиль
Кадр: фильм «Стукач»
Жан-Пьер Мельвиль для создания легендарного статуса Бельмондо сделал, пожалуй, не меньше Годара. И если «Леон Морен, священник» предоставлял актеру возможность предстать на экране в неожиданном, неочевидном свете, то «Стукач», напротив, возводил в абсолют его фирменное амплуа. Бельмондо здесь — образец криминального шика, воплощенный стиль с темным прошлым и... несправедливая жертва обвинений в сотрудничестве с полицией.
10 / 13
«Человек из Рио» (L'homme de Rio), 1963, режиссер Филипп де Брока
Кадр: фильм «Человек из Рио»
Несмотря на то что первую славу ему принесли совместные работы с режиссерами «новой волны» (и их кумиром Мельвилем), Бельмондо не скрывал своих популистских вкусов в кино. Он любил смотреть боевики, комедии, приключенческие мелодрамы — и обожал в них сниматься. Свой же талант к подобному легкому материалу он впервые продемонстрировал в «Человеке из Рио», искрометной шпионской пародии, о которой сам он говорил, что всегда предпочтет вот такое несерьезное кино «скучным интеллектуальным драмам».
11 / 13
«Обезьяна зимой» (Un singe en hiver), 1962, режиссер Анри Верней
Кадр: фильм «Обезьяна зимой»
Французская пресса 1960-х смело пускалась в сравнения только прославившегося Бельмондо с другим обладателем мгновенно запоминающейся, врожденно киногеничной внешности — Жаном Габеном. Тем логичнее, что один из самых естественных своих перформансов Бельмондо выдал в паре с Габеном — в «Обезьяне зимой», трогательной и бесстыжей одновременно трагикомедии о дружбе двух алкоголиков, пожилого и молодого.
12 / 13
«Великолепный» (Le magnifique), 1973, режиссер Филипп де Брока
Кадр: фильм «Великолепный»
Какая, казалось бы, безделушка: Бельмондо, на пике своего периода увлечения комедийными экшенами всех мастей, теперь эффектно поигрывает мышцами лица (и не только) в двух ролях сразу — неуклюжего и нескладного автора дешевых шпионских романов и могучего, великолепного протагониста этих произведений, каким он видится себе в воображении. Тем удивительнее, насколько Бельмондо этой комичной дихотомии отдается — мгновенно заражая своей любовью к материалу и зрителя.
13 / 13
«Ставиский» (Stavisky), 1974, режиссер Ален Рене
Кадр: фильм «Ставиский»
Миллионер, импресарио, светский лев со связями по всему Парижу и далеко за его пределами — и одновременно запутавшийся в своих махинациях и обманах пройдоха почти бендеровских масштабов. Серж Александр Ставиский, реальный финансист и мошенник, смерть которого в 1930-х привела во Франции к политическому кризису, кажется, жил для того, чтобы когда-то в будущем его однажды сыграл Бельмондо. Тот это впечатляющим в своей амбивалентности образом и сделал — и недооцененность «Ставиского» поэтому кажется почти преступлением.
Бельмондо родился 9 апреля 1933 года. Он дебютировал в кино в 1956 году. После роли в фильме Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» стал иконой кино «новой волны». Играл как в коммерческих, так и артхаусных лентах, исполнил в общей сложности около сотни ролей. С 2001 по 2008 год не снимался из-за последствий перенесенного инсульта, затем вернулся на площадку. В 2015 году заявил об окончании кинокарьеры, но два месяца спустя сообщил, что передумал и готов рассмотреть предложения, если они поступят. Бельмондо становился лауреатом различных кинопремий. В 2016 году он получил «Золотого льва» за вклад в кинематограф.
Среди других наиболее известных работ артиста — «Чочара», «Профессионал», «Чудовище», «Женщина есть женщина» и «Великолепный».