Вводная картинка

Музыкальный критик объяснил популярность песни Шуфутинского «Третье сентября»

Культура
Музыкальный критик Бабичев рассказал, что песня «Третье сентября» будет всегда популярна

Волна популярности трека певца Михаила Шуфутинского «Третье сентября» будет только нарастать с развитием социальных сетей. Такое мнение в разговоре с «Лентой.ру» высказал музыкальный критик Евгений Бабичев. Он также добавил, что конкретная дата в композиции подбиралась исходя из рифмы, но именно эта событийность стала одной из причин популярности песни.

Российский певец Михаил Шуфутинский признался, что каждое 3 сентября дает около 30 интервью про одноименную песню. «В этот день у меня примерно 27 или 30 интервью на одну и ту же тему, поэтому этот день знаковый... В этот день я ее пою, и не только в этот. Поскольку песня любима на протяжении почти 30 лет всей страной, то я пою ее на каждом концерте. Люди умеют чувствовать и понимать друг друга, поэтому эта песня о том, что наверняка происходило в жизни каждого человека, потому что у каждого из нас бывали расставания, встречи, разочарования, любовь, поэтому песня всем нужна и важна», — поделился артист.

Парадоксальная популярность

Бабичев считает, что популярностью композиция во многом обязана своей событийности — слушателям нравится привязка к конкретной дате, делающая день более значимым и интересным, чем прочие.

«Вообще, я считаю, что чем активнее будут развиваться социальные сети, тем дольше будут жить мемы о Шуфутинском, — считает критик. — Так что надо уже привыкать к тому, что 3 сентября превратилось для нас в такой праздник имени исполнителя. Для Михаила Захаровича это, кстати, тоже большая радость. Есть артисты, которые за свою карьеру не создали ни одного хита, который бы так массово ушел в народ. Конечно, может, в глубине души ему это уже и надоело, тяжело ассоциироваться только с одной песней, с другой стороны — каждый год он, по сути, получает бесплатную рекламу, что заметно сказывается на гонорарах».

Критик предположил, что в преддверии знаменательной даты ценник на выступление артиста взлетает в несколько раз. Способствует этому и внимание СМИ, каждое из которых хочет «ухватить немного Шуфутинского».

Парадокс популярности композиции, как заметил Бабичев, заключается в том, что несмотря на всю свою красоту, она довольно обычна, не хуже и не лучше произведений ряда других талантливых исполнителей, но почему-то именно «Третье сентября» вызывает у слушателей такой восторг.

«Возможно, причина здесь в предпочтениях нашей загадочной русской души. У меня эта песня Шуфутинского ассоциируется с "Рюмкой водки на столе" Григория Лепса. Почему она так ушла в народ? Почему она актуальна? Видимо, потому что мы очень любим такие минорные мелодии, медленные и задумчивые композиции, под которые можно махнуть рюмочку. У Шуфутинского же это история любви, которая была так близка вчера и так трагично разрушилась сегодня. Это нам близко, мы любим трагедии», — заметил Бабичев.

Критик напомнил историю создания песни: по его словам, дату 3 сентября взяли просто для рифмы, никто не предполагал, что она так отзовется в сердцах публики.

«Очень может быть, что сыграло именно это. Стоит упомянуть в песне какую-то конкретную дату — будьте уверены, что ее разнесут и придумают с ней какие-то мемы», — заверил собеседник «Ленты.ру».

Впервые Шуфутинский исполнил песню в 1993 году, но настоящим хитом она стала в 1994-м, тогда же композиция вошла в сольный альбом исполнителя «Гуляй, душа». С тех пор состоятельные россияне устраивают корпоративы именно в эту дату и борются за то, чтобы пригласить на праздник Шуфутинского.