«Я не прибедняюсь. Просто я реалист и мыслю трезво. Мы нищие. Так и напишите», — подчеркнула Мамонова.
Она заявила, что все три автомобиля марки Mercedes, которыми владел артист, не на ходу, и продать их задорого невозможно. Вдова Мамонова отметила, что в последние годы они жили «трудно, тяжело». «Все время под угрозой отключения электричества за неуплату», — вспомнила она.
«Рассказывают про нас всякие глупости: "Петр Мамонов оставил после себя многомиллионное наследство". Где они, эти миллионы? Все, что он накопил, — около 400 тысяч рублей на наши с ним похороны — так и лежат на его карточке», — добавила Мамонова.
По ее словам, в последнее десятилетие артист «давал концерт в месяц за копейки» и не хотел зарабатывать деньги, желая лишь молиться и служить богу, а также мечтал уйти в монастырь. «Он был нищим честным человеком. Не был бы он Мамоновым, если бы был богат», — сказала вдова актера.
Мамонова добавила, что после смерти мужа ей нечем кормить двадцать кошек и трех собак, которых он приютил.
1 / 13
Петр Мамонов, 1987 год
Фото: Игорь Флис / Коммерсантъ
Рок-группу «Звуки Му» Мамонов создал в начале 1980-х, артист к тому времени уже успел поработать кочегаром, грузчиком, лифтером и даже переводчиком. Дебютный альбом, «Простые вещи», у коллектива вышел только к концу десятилетия, в 1988-м, и моментально превратил «Звуки Му» в звезд советского авангарда. Через год Мамонов с товарищами уже выступал на телевидении и в Европе, а в 1990-м коллектив неожиданно распался.
2 / 13
«Звуки Му», Петр Мамонов — слева. 1989 год
Фото: Игорь Михалев / РИА Новости
Сам Мамонов время ранних «Звуков Му» называл своими «скотоподобными годами». «Это было честно: так мы жили, так мы думали и так мы считали нужным. Тогда все было проще. Тогда нужно было разрушить», — говорил он в одном из интервью. На «Простых вещах» эта философия явно отразилась — лирический герой в альбоме злобен, крайне депрессивен и очевидно пьян (о запоях вокалиста, долгое время мешавших музыкантам записать пластинку, вспоминал клавишник Павел Хотин в книге «100 магнитоальбомов советского рока»).
«Звуки Му» впоследствии еще не раз воскреснут в разнообразных формах — то в виде группы из одного человека (в лице Мамонова, музыкальные опыты которого продолжали выходить под этим названием), то в лице всех остальных участников, исключая вокалиста (музыканты изредка дают концерты в рамках коллектива «ОтЗвуки Му»), то в форме «Совершенно новых Звуков Му» — проекта Мамонова, запущенного в 2015-м и существовавшего по сей день.
3 / 13
Фильм «Такси-блюз», 1990 год
Фото: РИА Новости
К моменту первого роспуска «Звуков Му» Мамонов уже был прославленным на весь Союз шоуменом — за плечами у него роль саксофониста-философа в фильме «Такси-блюз» Павла Лунгина и хирурга-драгдилера в культовой «Игле» Рашида Нугманова с Виктором Цоем.
С «Такси-блюза» началось долгое и плодотворное сотрудничество Мамонова с режиссером Павлом Лунгиным; по иронии, их первая совместная работа артисту не нравилась, ее он называл «плохим фильмом, голливудской конфеткой». «Это история Золушки — пьяница, а потом вдруг знаменитость. С Лунгиным я работал потому что мы товарищи, потому что сценарий хороший был», — рассказывал он.
Полную галерею можно посмотреть в отдельном репортаже
Съемки в «Игле» стали для Мамонова настоящим испытанием — алкоголизм актера поставил под угрозу весь рабочий процесс. «Когда фильм снимали, у нас многое не получалось: то я напьюсь, что встать не могу, то еще что-то. Но мы это преодолели, а если бы не это преодоление, то фильм был бы туфтой. Никто бы не поверил», — рассказывал он.
5 / 13
Фильм «Нога», 1991 год
Кадр: фильм «Нога»
В фильме «Нога» Никиты Тягунова, поставленном по мотивам одноименного рассказа Уильяма Фолкнера, Мамонов снимался вместе с Иваном Охлобыстиным, еще одним знаменитым верующим российского кино. В Мамонове Охлобыстин отмечал качество, по его словам, ныне в людях встречаемое крайне редко — искренность.
6 / 13
Фильм «Время печали еще не пришло», 1995 год
Кадр: фильм «Время печали еще не пришло»
В ленте «Время печали еще не пришло» Мамонов исполнил роль называющего себя Землемером изыскателя Мефодия, который, дав жителям русской деревни пророчество о начале новой эпохи, превращается в дуб. Фильм снял режиссер Сергей Сельянов, который говорил, что снимал эту абсурдистскую притчу именно с расчетом на Мамонова: «Исключительного уровня артист». Сельянов знает, о чем говорит: как продюсер он приложил руку к десяткам важных отечественных фильмов, включая почти все работы Алексея Балабанова.
7 / 13
Фильм «Пыль», 2005 год
Кадр: фильм «Пыль»
Для «Пыли» режиссеру Сергею Лобану был необходим «русский Бела Лугоши» — им и стал Петр Мамонов. Тот поначалу от съемок отказывался, но в конечном итоге сдался — нужны были деньги. Оговаривая условия работы, Мамонов наотрез отказался произносить в кадре слово «черт» — его в итоге заменили на «ерунду».
С Лобаном у Мамонова в итоге тоже вышел тесный творческий тандем — он не только снялся в «Пыли» и в еще одной ленте «Шапито-шоу», но и выступил сорежиссером в картине «Мамон-Лобан». Последняя выглядит как документальная и посвящена личности самого Мамонова, точнее, той ее безумной, нарциссической стороне, которую сам актер решил гиперболизировать до шизофренических масштабов.
8 / 13
Фильм «Шапито-шоу», 2011 год
Кадр: фильм «Шапито-шоу»
В «Шапито-шоу» Мамонов сыграл актера и музыканта Петра Николаевича, который отправляется в путешествие по горам с сыном Никитой, с которым не виделся много лет. Роль эту из-за очевидных факторов кинокритики посчитали в чем-то биографичной, однако сам артист это опровергал: «В "Шапито-шоу" речь идет о том, как хорошо, когда есть любовь, и как плохо, когда ее нет. Тема-то вечная. Да она вообще единственная!»
9 / 13
Фильм «Остров», 2006 год
Кадр: фильм «Остров»
Личность Мамонова за десятилетия претерпела, кажется, такие кардинальные трансформации, что биографическими кажутся вообще все его актерские работы. Особенно «Остров», в котором уже давно уверовавший в Бога и перебравшийся в деревню артист играет старца Анатолия. От этой роли в драме Павла Лунгина Мамонов поначалу хотел отказаться — не считал себя достойным роли. Впрочем, некоторую связь со своим героем он все-таки увидел: «Я вспомнил свой период жизни, когда пил, потом тяжелый период восстановления. И понял, что я это все знаю, проходил, понимаю. Ведь хорошо играть можно только то, что ты понимаешь. Я здесь увидел себя — жалкого, смешного, странного».
10 / 13
Фильм «Царь», 2009 год
Кадр: фильм «Царь»
Еще одна лента Лунгина, в которой Мамонов сыграл главную роль — о двух годах из жизни царя Ивана Грозного, его отношениях с митрополитом Филиппом и событиях эпохи опричнины. Но для самого актера этот фильм был не о царе-тиране, а о русской святости. Картина стала последней в фильмографии Олега Янковского, скончавшегося из-за рака в 2009-м. Мамонов говорил, что образ митрополита в исполнении Янковского являлся для фильма ключевым: «Я рад, что поучаствовал в этой картине. И я рад, что образ царя не заслонил эту тему».
11 / 13
Мамонов в спектакле «Дед Петр и зайцы», 2012 год
Фото: Сергей Кузнецов / РИА Новости
В деревню, прочь от цивилизации, Мамонов переехал еще в середине 1990-х. Артист признавался, что к 45 годам оказался в кризисе, потеряв интерес к жизни. Тогда же он пришел к вере, которая, по его словам, «ударила, как обухом»: «Вера — это всегда дар Божий, это не натужишь и поверишь, так не бывает».
12 / 13
Мамонов в спектакле «Дед Петр и зайцы», 2012 год
Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ
В последние годы Мамонов в многочисленных интервью все чаще обращался не только к теме веры, но и пускался в рассуждения о смерти. Вещи эти, впрочем, для артиста были тесно переплетены. Вот как Мамонов рассказывал поклонникам о подготовке к операции на сердце, а точнее — к ее летальному исходу: «У меня несколько приятелей умерли во время операций на сердце. Я тоже готовился к худшему, переживал. А потом думаю — а чего я так боюсь смерти? Я ведь верю в Бога и знаю, что после этой нас ждет другая жизнь».
13 / 13
Мамонов во время интервью, 2017 год
Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости
«Мы подобны младенцу, который лежит в утробе матери. Он находится там девять месяцев, среди кишок и жидкости. И думает — вот это жизнь! Потом он выскакивает оттуда и видит горы, леса, моря... Собаки бегают, лоси, волки... И чудесного отца рядом. Вот это настоящая жизнь! Я думаю, что-то подобное происходит и с нами после смерти. И с радостной мыслью, что увижу, наконец, настоящую жизнь, я пошел на операцию», — вспоминал он.
О смерти Петра Мамонова стало известно 15 июля. Актеру было 70 лет. Медики пытались вывести его из искусственной комы, но сделать это им не удалось. Последние две недели своей жизни артист находился в больнице №40 в Коммунарке из-за осложнений, связанных с коронавирусной инфекцией. Позже сообщалось, что Мамонов оставил после себя трехкомнатную квартиру в Москве и большой особняк в подмосковном городе Верея.