Вводная картинка

ФАС продолжит рассматривать дело о поисковой выдаче «Яндекса»

Экономика

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России продлила рассмотрение дела о поисковой выдаче «Яндекса». Об этом сообщила пресс-служба ведомства.

В ведомстве напомнили, что «Яндекс» не исполнил «предупреждение службы о необходимости обеспечить равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы, в так называемых колдунщиках, и не предпринял мер по прекращению предоставления преимуществ в поиске для сервисов, входящих в группу «Яндекс».

При этом в ФАС также завили, что от «Яндекса» не поступало информации о предлагаемых и обсуждаемых условиях предоставления равных возможностей по продвижению в поиске для всех участников.

Ранее в ФАС России поступили жалобы на злоупотребление «Яндексом» доминирующим положением на рынке поиска. В числе заявителей ЦИАН, «Авито», «Дром», «2ГИС», IVI и другие компании.

«Раньше, когда "Яндекс" добавил возможность размещения рекламы на страницах с результатами поиска, было в целом понятно: хочешь попасть в блок с рекламой — плати деньги и твое объявление покажут. В целом у всех были равные условия: в результатах поиска показывались сайты которые алгоритмы Яндекса посчитали наиболее релевантными поисковому запросу, а в блоку с рекламой — тот кто заплатил больше денег,- рассказывает один из авторов письма в ФАС Максим Николаев, руководитель сети салонов OLA. — Не так давно Яндекс добавил на страницы результатов поиска все свои сервисы: Яндекс.Дзен, Яндекс.Услуги, Яндекс.Карты и другие. Их показывают пользователям как бы «вне конкурса»: это и не реклама, и не результаты поиска. (В Яндексе назвали это «колдунщики») Возможность такого вывода информации Яндекс предоставил только своим сервисам, другие компании/сайты он в этих блоках не размещает. Причем эти блоки настолько большие, что могут занимать весь экран, а на телефоне — даже несколько экранов подряд».

Также, по словам Максима Николаева, кроме размещения «вне конкурса» в блоках с колдунщиками, сайты «Яндекса» показываются и в блоках с рекламой и в результатах поиска. Бывает и так, что «Яндекс» ставит свой сервис, к примеру, «Яндекс.Услуги» несколько раз подряд: один раз как рекламное объявление, второй — как «колдунщик», который занимает несколько экранов, третий — в результатах поиска, отмечает Максим Николаев. По его словам, результаты поиска превратились в каталог сервисов «Яндекса».

В результате таких действий в сфере индустрии красоты, к примеру, падает выручка, рынок монополизируется Яндексом, который «делает так, чтобы не выпустить пользователя за пределы своих сайтов». «Изначально пользователь задает поисковый запрос в надежде найти ответ, а по факту застревает в лабиринте сервисов "Яндекса". Сайтам, на которых действительно содержится ответ на запрос пользователя, нет никаких шансов быть увиденными: скорее палец устанет листать бесконечный список из колдунщиков и рекламы», — говорит Максим Николаев.

По его словам, чтобы исправить ситуацию, необходимо, во-первых, ограничить место на экране устройства, которое занимают колдунщики и реклама, во-вторых, если оставлять колдунщики, то выводить там не только сервисы «Яндекса», но и другие.