Внук режиссера Владимира Меньшова Андрей Гордин, сын Игоря Гордина и Юлии Меньшовой, стал единственным членом семьи скончавшегося, произнесшим речь на его похоронах. Об этом пишет портал NEWS.ru.
«Я буду говорить от лица семьи. Мы решили, что никто из семьи больше не будет высказываться, только я», — объяснил Гордин.
Он рассказал, что в семье Меньшова не называли дедушкой: «Мы всегда говорили "дед". Это человек, который настаивал на моем поступлении в Школу-студию МХАТ. Он считал, что эта школа в первую очередь воспитывает людей».
«Что бы я ни делал в творческом плане или по жизни, я всегда думаю и буду думать, что бы об этом сказал дед», — добавил Гордин. Он показал собравшимся видеоролик из кадров фильмов, в которых снялся Меньшов.
Кадр: фильм «Счастливый Кукушкин»
Актерским дебютом Меньшова стала главная роль в короткометражной комедии «Счастливый Кукушкин» 1970 года режиссера Александра Павловского. В ней он сыграл молодого рабочего, который влюбляется в дочку хозяина одесского трактира. Меньшов не только сыграл в фильме главную роль, но и совместно с Павловским написал к нему сценарий по мотивам рассказа «Ножи» Валентина Катаева.
Кадр: фильм «Человек на своем месте» / РИА Новости
Благодаря роли Кукушкина Меньшова заметили на «Мосфильме», где предложили главную роль в драме «Человек на своем месте» Алексея Сахарова. Там он сыграл инициативного председателя колхоза, усилиями которого в его родной деревне появляется крупный животноводческий комплекс. «Человек на своем месте» открыл для Меньшова путь в большой кинематограф — никому неизвестный актер появился в кадре с советскими звездами Анастасией Вертинской и Арменом Джигарханяном.
Кадр: фильм «Розыгрыш»
В качестве режиссера Меньшов впервые попробовал себя в 1968-м, сняв короткометражку «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы», а первый полнометражный дебют его вышел только восемь лет спустя. Школьную драму «Розыгрыш» с Евгенией Ханаевой, Дмитрием Харатьяном, Андреем Гусевым и Натальей Вавиловой Меньшов снял в возрасте 37 лет. Картина о противостоянии двух школьников (а на деле — двух кардинально различных взглядов на жизнь) имела в СССР оглушительный успех. Роль в «Розыгрыше» принесла всесоюзную популярность Харатьяну, который, по его словам, оказался попросту не готов к такой известности: «Я, ни о чем не подозревая, выхожу из дома, а люди как-то странно смотрят на меня, говорят: "О, это же тот самый парень из «Розыгрыша»". Успех у картины был ошеломляющий».
Меньшов рассказывал, что полнометражный дебют для него оказался самым сложным фильмом: «У меня ведь еще не было опыта режиссуры. А пришлось иметь дело с непрофессионалами. И это было решение серьезное, потому что приходили мальчишки, совершенно не имевшие никакого опыта, даже в самодеятельности. [...] Я прыгал перед ними, изображая всех, играя, потом смотрел, как они это делали, поправлял. Слава богу, у меня было актерское образование, оно мне немножко помогло».
Свой непрофессионализм Меньшов ловко компенсировал дерзостью — к примеру, отказываясь от монтажных склеек между эпизодами фильма и внедряя вступительную песню в титрах в сюжет картины.
Кадр: фильм «Москва слезам не верит»
«Москва слезам не верит» — главный успех не только Меньшова как режиссера, но и советского кинематографа в принципе. Картина, вышедшая в 1979 году, получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Режиссер на вручение награды не явился — в те времена он был «невыездным», никакой речи о поездке в Лос-Анджелес и быть не могло. Меньшов о своей победе на «Оскаре» узнал из передачи «Время», поначалу посчитав это розыгрышем: об итогах церемонии, прошедшей 31 марта, в советских новостях объявили 1 апреля. «Москва слезам не верит» стала самой кассовой в СССР картиной (позже этот рекорд побили «Пираты XX века»), а его звезды Алексей Баталов и Вера Алентова — ни много ни мало знаменитостями с мировыми именами. К Алентовой, с которой Меньшов обручился еще в 1962 году, режиссер относился на съемках чрезвычайно требовательно — опасался, что его обвинят в «протаскивании» супруги в картину по блату.
Оглушительному успеху предшествовала масса критики: «Москву...» называли дешевкой и халтурой, спекулирующей на пошлых, избитых темах. Меньшов эту критику принимал очень близко к сердцу, однако народный успех картины расставил все на свои места: «Говорили, что это халтура, дешевка, мол, каждый из нас может снять такую картину, но нам не позволяет хороший вкус. А этот, надо же, рискнул, пошел против общепринятого вкуса, снял индийское кино, и за это его зритель полюбил!»
Кадр: фильм «Любовь и голуби»
Второй культовый фильм Меньшова «Любовь и голуби» — экранизация хитовой в те времена пьесы Владимира Гуркина. Выход картины сопровождался трудностями: в 1980-е в СССР разворачивалась борьба с пьянством, и персонаж фильма дядя Митя в исполнении Сергея Юрского, не упускавший возможности выпить, худсовету не понравился. Меньшов все же отстоял свою картину — помогли предыдущие заслуги и то, что война с алкоголизмом в Союзе быстро сошла на нет. Режиссер позже сожалел, что из-за задержки с премьерой «Любовь и голуби» не получили номинации в различных кинопремиях и упустили шанс завоевать «Оскар».
Кадр: фильм «Где находится нофелет?»
В комедию Геральда Бежанова «Где находится нофелет?» Меньшов попал совсем уж случайно, — на него в буфете Дома кино натолкнулся сценарист фильма Анатолий Эйрамджан. Кинематографисты тогда искали актера на главную роль инженера Павла, однако поиски были безуспешными. Меньшов, заметив пристальный взгляд Эйрамджана, смутился и уронил эклер в кофе. Тогда сценарист понял, что именно такой образ необходим для его комедии.
Кадр: фильм «Ширли-мырли»
После выхода «Любовь и голуби» Меньшов на целых десять лет отошел от кинорежиссуры — не мог найти подходящего сценария. Когда сценаристы Андрей Самсонов и Виталий Москаленко попросили его отредактировать фарс-комедию о братьях-близнецах, Меньшова так затянул этот процесс, что он понял: фильм должен снять он. Именно «Ширли-мырли» режиссер впоследствии называл своей главной сценаристской удачей, а также «очень смелой акцией».
Кадр: фильм «Ночной дозор»
В 2000-е одной из самых ярких и запоминающихся, хоть и второстепенных ролей Меньшова стал светлый маг Гесер в хитовой дилогии Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Меньшов признавался, что съемки в фантастических блокбастерах заставили его думать об окончательном уходе из режиссуры — по его словам, он попросту не понимал, как придумывались и создавались спецэффекты в этих картинах.
Кадр: фильм «Зависть богов»
«Зависть богов» стала последней завершенной киноработой Меньшова, которую он называл своим «лучшим фильмом с точки зрения профессионального владения мастерством». Фильм, впрочем, не был успешен ни в прокате, ни на фестивалях, что Меньшова, по его признанию, сильно задело.
Кадр: фильм «Легенда №17»
Последним высокобюджетным фильмом с участием Меньшова стала спортивная драма «Легенда №17». В нем артист сыграл аппаратчика-интригана из ЦК КПСС, который плетет интриги вокруг тренера Тарасова. С годами Меньшов все чаще появлялся в кино в образе консервативного чиновника или начальника из силовых структур — способствовали этому и возраст, и, возможно, его активное участие в политической жизни России. Меньшов выступал доверенным лицом «Единой России» и Владимира Путина на выборах, был председателем Общественного совета при ФСИН России и даже собирался баллотироваться в Госдуму.
Церемония прощания с Меньшовым началась 8 июля в Доме кино Союза кинематографистов в Москве. Его похоронят на Новодевичьем кладбище.
Народный артист РСФСР Владимир Меньшов умер в возрасте 81 года 5 июля из-за последствий коронавирусной инфекции. Он снял такие фильмы, как «Ширли-мырли», «Розыгрыш», «Любовь и голуби» и «Москва слезам не верит». Последняя лента была удостоена премии «Оскар».