Вводная картинка

Сбер представил на ПМЭФ исследование о потребительских настроениях россиян

Экономика

Сбер в рамках Петербургского международного экономического форума представил исследование, отражающее актуальные настроения и предпочтения потребителей в пяти быстро растущих индустриях: финтехе, e-commerce, entertainment, health и девайсах. Об этом говорится в сообщении Сбера.

Исследование показало, что пандемия и снижение доходов подстегнули интерес потребителей по всему миру к контролю расходов и управлению финансами. В России только 21 процент респондентов используют сервисы оптимизации расходов, 26 процентов имели опыт таких сервисов в прошлом. В то же время только 44 процента опрошенных заявили, что обладают достаточной финансовой грамотностью и могут эффективно распоряжаться своими деньгами, а 80 процентов респондентов отметили, что стараются научить этому своих детей.

Большая часть опрошенных — 70 процентов — рассказали, что получают все либо большую часть банковских услуг онлайн. Главными бенефициарами пандемии стали онлайн-ретейлеры и маркетплейсы. В России всего 24 процента потребителей готовы покупать одежду онлайн, 37 процентам все еще необходимо личное общение в магазине. Кроме того, 20 процентов онлайн-покупателей самым удобным каналом покупки назвали сайт, 24 процента предпочитают мобильное приложение. Мессенджеры пока непопулярны у любителей шопинга — лишь 2 процента россиян используют соцсети и 3 процента — мессенджеры.

Как показало исследование, пандемия изменила индустрию развлечений — игры превратились в новые социальные сети. Внутри игр продвигаются бренды, выступают звезды, проводятся мероприятия. Больше половины (55 процентов) геймеров играют в игры, чтобы общаться с друзьями.

Потенциал развития игрового направления, по мнению авторов исследования, в России высокий: 48 процентов россиян играют в видеоигры, 72 процента заявляют, что играют лично или играет кто-то из членов семьи. Также 43 процента россиян используют развлекательные сервисы (соцсети, видеостриминги и другое), и 67 процентов используют соцсети каждый или почти каждый день.

Согласно опросам Сбера, в России доля пользователей, которые применяют гаджеты для мониторинга показателей здоровья, составляет 15‒20 процентов, при этом 73 процента респондентов заявили, что положительно воспринимают идею об отслеживании устройством их эмоционального состояния. Фитнес-гаджетами в России пользуется 52 процента людей: наиболее популярными функциями у них являются умные часы (23 процента), фитнес-трекер (18 процентов), умные весы (15 процентов, приложения для фитнес- тренировок (14 процентов) и отслеживание потребления калорий (12 процентов). Ставшие популярными в пандемию онлайн-тренировки лишь 17 процентов россиян считают достойной альтернативой занятиям в спортзале.

Телемедицина перестала быть в России экзотической услугой — знанием о ней обладает 67 процентов россиян, при этом только 11процентов пользовались данным сервисом. В будущем онлайн-консультациями готово воспользоваться только 19 процентов респондентов.

На фоне карантинов в 2020 году удаленная работа стала «новой нормой»: виртуальное присутствие — вместо офиса, видеоконференции — вместо совещаний и деловых поездок (многие компании частично сохранили такой режим и после того, как ограничения были сняты). Большую роль в трансформации рабочих пространств играют VR-/AR-устройства. Опыт работы с виртуальной или дополненной реальностью есть у 11 процентов российских пользователей. Однако 44 процента россиян готовы пользоваться этими технологиями, если они станут более распространенными, и 19 процентов не готовы.

«Цель нашего исследования — экстраполяция мировых трендов на российский рынок и определение рыночных ниш, обладающих высоким потенциалом роста, — отметил старший вице-президент, директор Департамента маркетинга и коммуникаций Сбербанка Владислав Крейнин. — Как мы видим из результатов опросов, в ряде отраслей (например, банковские услуги, умные девайсы) россияне являются продвинутыми пользователями, а преимущества других новых технологий (например, VR/AR, телемедицина) российским компаниям еще предстоит донести до потребителей».