Вводная картинка

«Роснефть» начала строительство нефтеналивного терминала порт «Бухта Север»

Экономика

НК «Роснефть» приступила к реализации проекта по строительству нефтеналивного терминала порт «Бухта Север». Работы ведутся в рамках локомотивного проекта компании «Восток Ойл», говорится в сообщении «Роснефти».

Для организации строительства на полуостров Таймыр прибыла передовая команда специалистов «Объединенной энергостроительной корпорации». Суда ледового класса доставили около 20 тысяч тонн грузов, включая тяжелую строительную технику, вахтовые жилые комплексы, оборудование связи, а также материалы для обустройства вахтовых городков.
Проект порта «Бухта Север», разработанный ведущим проектным институтом страны ЛенморНИИпроект, прошел все необходимые экспертизы. Следующим шагом станет строительство гидротехнических сооружений, объектов хранения материально-технических ресурсов и причальных сооружений на Енисейской губе.

Первый этап строительства порта предусматривает возможность отгрузки нефти до 30-ти миллионов тонн в год. К 2030 году, после реализации второй и третьей очереди строительства, объем нефтеперевалки увеличится до 100 миллионов тонн.
Проект «Восток Ойл» является крупнейшим не только для российской, но и мировой экономики. Ресурсная база превышает 6 миллиардов тонн нефти с высокими качественными характеристиками.

«Для сравнения ресурсная база всей формации Permian (крупнейшего сланцевого региона) в Соединенных Штатах – 6,3 миллиарда тонн, - отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Только следует понимать, что плотность запасов там — 0,1, миллиона баррелей нефтяного эквивалента на квадратный километр. В случае же с проектом «Восток-Ойл этот показатель составляет 17 миллионов б.н.э. на квадратный километр. Неудивительно, что проект сверхпривлекателен для инвесторов. А ведь нефтегазовая отрасль сейчас явно недоинвестирована и реализация данного проекта может в корне изменить ситуацию».

Инвестиции не входящих в ОПЕК стран в 2020 году упали до самого низкого уровня за последние 15 лет, составив 311 миллиардов, свидетельствуют данные, приведенные в майском отчете ОПЕК.

Шесть крупнейших мировых мейджоров — ExxonMobil, BP, Shell, Chevron, Total и Eni, - закончили прошлый год с колоссальными убытками. ExxonMobil потерял 20,1 миллиарда долларов, Eni — 8,5 миллиарда долларов, Total — 7,2 миллиарда долларов, Royal Dutch Shell — 4 миллиарда долларов, BP — 1 миллиард и Chevron — 665 миллионов долларов.

По данным S&P Global Platts Analytics, мировые нефтегазовые операторы сократили капитальные вложения в 2020 году в общей сложности на 106 миллиардов долларов (минус 28 процентов).

«Способность генерировать прибыль в будущем зависит от объемов нефти и газа, которые компании способны продать. Если запасов недостаточно для поддержания добычи на соответствующем уровне, то возникнут проблемы с финансированием проектов перехода к ВИЭ. В результате, реализация планов по производству чистой энергии замедлится», — говорит вице-президент исследовательского подразделения Rystad Energy в области геологоразведки и добычи Парул Чопра.

При этом, как считают эксперты, проект «Роснефти» «Восток Ойл» на севере Красноярского края может удовлетворить потенциальный дефицит на рынке черного золота. Нефть месторождений «Восток Ойл» является легкой, малосернистой (содержит менее 0,05 процента) и по этим характеристикам превосходит сорта Brent и ESPO, не говоря уже об основном российском экспортном сорте Urals, в котором содержание серы достигает 1,8 процента.

«Восток Ойл» это флагманский проект не только для «Роснефти», но и для мировой нефтегазовой отрасли. Прогнозный уровень добычи и обширные конкурентные преимущества, такие как высокое качество нефти, близость к перспективным рынкам, синергия с судостроительным комплексом «Звезда» и другое превращают проект в настоящий магнит для инвесторов», - считает старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов.

Еще одним преимуществом «Восток Ойл» является минимальный углеродный след, составляющий лишь четверть от среднемировых показателей новых крупных проектов. Для энергоснабжения объектов «Восток Ойла» будет использована ветрогенерация и попутный нефтяной газ.

Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов отмечает, что «север Красноярского края — это уникальное место с точки зрения перспектив развития ветрогенерации в РФ». «Он сопоставим с такими регионами как север Англии или север Дании. Использование ветрогенерации может быть экономически эффективно, следовательно - это одно из основных направлений энергоснабжения проекта», — говорит эксперт.

По мнению Валерия Андрианова, «с экологической точки зрения «Восток Ойл» станет проектом нового поколения». «В проекте будут учтены самые жесткие экологические требования. Главным приоритетом реализации «Восток Ойла» является сохранение хрупкой природы региона. В общей сложности, удельная интенсивность выбросов в период работы «Восток Ойл» составит порядка 12 килограммов СО2 на баррель добычи. Это — очень хороший показатель, ведь, по данным WoodMackenzie, данный показатель по новым месторождениям составляет порядка 50 килограммов», — отметил эксперт.

Одним из конкурентных преимуществ проекта эксперты называют близость к Северному морскому пути. Он позволяет поставлять сырье с месторождений «Восток Ойл» сразу в двух направлениях: на европейские и азиатские рынки. Реализация проекта обеспечит выполнение поставленных президентом России задач по увеличению грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году.

«Восток-Ойл — это таймырские месторождения с прямым каналом сбыта по северному морскому пути и колоссальной ресурсной базой, — говорит директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Добыча в рамках Восток Ойл — это не только буровые установки и промысловые объекты, это — морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса — сложная высокотехнологичная инфраструктура. Инфраструктура, которая создаётся с нуля, обеспечит крупными заказами российскую промышленность».

Проект «Восток Ойл» предусматривает создание десятков тысяч дополнительных рабочих мест. Для обустройства месторождения потребуется привлечь более 400 тысяч человек.