Мультимедиа Арт Музей впервые покажет выставку документального фотографа Александра Стринадко про эпоху перестройки. Об этом сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Ленты.ру».
Экспозиция будет доступна до 28 марта. Она включает работы Стринадко 1983 — 1984 годов: на снимках его родной Донецк, Запорожье, Одесса. 22-летний фотограф, обладая удивительно точным чувством времени, создал хронику советской жизни накануне переломного момента в ее истории.
До 30 апреля в музее также будет работать выставка звездной американской художницы и фотографа Сэнди Скогланд «Между воображением и реальностью». Еще в 1970-е годы, задолго до появления программы Photoshop, Сэнди Скогланд представила миру снимки своих невероятных сюрреалистических инсталляций и буквально проснулась знаменитой. Работы Скогланд, которые она печатает очень небольшим тиражом, как правило, не больше 30 экземпляров, находятся в собраниях крупнейших музеев мира, а создание ее инсталляции в среднем занимает несколько месяцев.
Один из самых известных снимков Скогланд, «Радиоактивные кошки», изображает постапокалиптическую сцену жизни американской семьи после ядерной катастрофы. В основе этой (и большинства других) работы лежат tableaux vivants, так называемые «живые картины» — художница создает красочные, тщательно проработанные сюрреалистические пространства (порой этот процесс занимает целые месяцы), после чего помещает в них живых моделей для фотосъемки. «Радиоактивные кошки» стали не только знаковой работой Скогланд, но и одной из самых известных tableaux vivants в мире.
Эти работы, при всей их китчевой искусственности, создавались без использования компьютерной графики — скульптуры с инсталляций собственноручно вылеплены художницей из глины или собраны из проволоки и штукатурки. Впоследствии элементы ее фоторабот стали отдельными экспонатами выставок. Животные в масштабных инсталляциях Скогланд становятся символом взаимодействия человека с природой, влияния людей на окружающую среду.
В «Мести золотой рыбки», еще одной знаковой работе Скогланд, искусственно выведенный человеком китайский карась, ставший одной из самых популярных аквариумных рыб в мире, оккупирует человеческое жилище, обитатели которого будто сами оказываются в аквариуме. «Моя работа напоминает об истории Франкенштейна, в которой люди создали нечто, что вышло из-под контроля и поглотило их», — объясняет художница.
Полную галерею можно посмотреть в отдельном репортаже
Скогланд, изучавшая в 1960-х изобразительное искусство и авангардный кинематограф, в 1970-х увлеклась созданием концептуальных произведений. Тогда же она решила документировать свои работы при помощи фотографии. В 1977-м художница, проживавшая на тот момент в трейлере на ферме, вдохновилась на создание серии «Размышления в доме на колесах» — в ней Скогланд восстановила кукольный интерьер дома, имитирующий богатое убранство.
5 / 10
«Розовая раковина». Из серии «Размышления в доме на колесах», 1977 год
Ключевой темой фотоинсталляций художницы является тема восприятия реальности, которая радикально трансформируется с наступлением глобализма и масскульта. Человечество столетиями стремилось поместить себя в мир максимально искусственный (оглянитесь вокруг, нам вполне это удалось), в котором царят свои стандарты красоты и понятия прекрасного. Скогланд предлагает взглянуть на этот мир глазами чужака или, как она сама выражается, инопланетянина.
Стерильные рекламные интерьеры с богатым убранством — это осмысление культуры потребления, символизирующей для Скогланд американскую мечту с билбордов, из глянцевых журналов и телевидения.
7 / 10
«Горох на тарелке». Из серии «Натюрморт», 1978 год
Более тщательно тему манипулирования рекламой сознанием потребителя художница исследует в серии «Натюрморты». В них Скогланд буквально фетишизирует обычные продукты питания на манер рекламных изображений, подчеркивая их неестественность. Овощи и фрукты на этих снимках становятся еще одним элементом декора, повторяя паттерны собственного фона и становясь похожими на оптические иллюзии.
8 / 10
«Апельсин на коробке». Из серии «Натюрморт», 1978 год
Произведения, связанные с едой, Скогланд считает универсальным искусством по той причине, что «едят все» — поэтому эти образы близки и понятны каждому. При этом яркие паттерны и геометрические фигуры в разных измерениях, создающие фон привычной пище, скорее призваны вызвать у наблюдателя замешательство.
Еще одна тема работ Скогланд — тревога, неотъемлемое, преследующее человека в самых разных ситуациях чувство. Художница пытается воссоздать это ощущение волнения и неясного беспокойства в инсталляциях, которые, к слову, визуально весьма похожи на работы еще одного мастера саспенса, американского режиссера Дэвида Линча. При этом напряженной атмосфере инсталляций противопоставляется красочная обстановка изображения — воображаемое контрастирует с реальным.
В изображении этого «реального» Скогланд чуть ли не ввергается в темы диалектического материализма — в ее работах субъективная реальность показана не только с позиции людей, но и других живых существ, будь то животные или даже микробы. Огромная и непостижимая разница в восприятии окружающего мира его обитателями натолкнула художницу на мысль, что реальность для нас — хаос, проявляющийся за счет ограниченности нашего видения.
В настоящее время Мультимедиа Арт Музей представляет выставку концептуального художника Валерия Чтака «Могло бы быть гораздо хуже», созданную специально для музея. Многие работы художник создавал на протяжении нескольких дней непосредственно в МАММ. Увидеть их можно до 28 марта.
До 28 марта также можно будет увидеть выставку знаменитого французского фотографа-документалиста Паскаля Мэтра. Многие работы Паскаля Мэтра напоминают живописные полотна. При этом фотограф никогда не делал постановочных кадров, каждая его фотография — документ. Мэтр работал в самых горячих точках планеты, рассказывая зрителям о жизни, культуре и традициях разных нардов, раскрывая причины кровопролитных войн и суть международных политических конфликтов. Паскаль Мэтр принципиально не использует цифровую камеру. За фоторепортаж, посвященный участникам мексиканской революции, в 1987 году Мэтр был удостоен премии World Press Photo.
1 / 4
Нигер, 2007 год
Фото: Pascal Maitre
2 / 4
Нигер, 2018 год
Фото: Pascal Maitre
3 / 4
Аксессуары, 1979 год
Фото: Sandy Skoglund
4 / 4
Райское собрание, 1991 год
Фото: Sandy Skoglund
Среди других экспозиций — выставка Паруйра Давтяна «Откровение чудесного пруда», название которой взято из письма Клода Моне, много лет ухаживавшего за садом вокруг легендарного пруда с кувшинками, запечатленного на сотнях его картин. Давтян в своей персональной выставке продолжает открывать в живописных шедеврах прошлого новые зоны роста для актуального искусства. Выставка, которая будет работать до 28 марта, состоит из трех частей и воспроизводит своим устройством сад Моне с прудом в качестве композиционного центра.
Быстрая доставка новостей — в «Ленте дня» в Telegram