Народный артист РСФСР Андрей Мягков умер от сердечного приступа. Об этом сообщает «Московский комсомолец» со ссылкой на источники.
По информации издания, на домашний адрес актера вызывали скорую помощь, однако он скончался до приезда врачей. Ранее артисту была сделана операция на сердце — шунтирование — для восстановления кровотока в мышце.
В субботу, 20 февраля, в Московском художественном театре имени Чехова состоялась церемония прощания с актером. Проститься с ним пришли коллеги и почитатели. Установленный на сцене гроб был окружен цветами и венками, в том числе от президента России Владимира Путина, главы Министерства культуры России Ольги Любимовой, «Мосфильма» и столичных театров.
О смерти Мягкова стало известно 18 февраля. Артисту было 82 года, он прославился ролями в таких классических лентах, как «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Жестокий романс».
Кадр: фильм «Похождения зубного врача»
К актерской профессии Андрей Мягков тянулся с детства — но парадоксальным образом пришел в нее, только отучившись в технологическом институте и даже получив распределение в НИИ пластических масс. Зато взлет на новом поприще оказался стремительным — уже в середине 1960-х Мягков играл заметные роли в театре «Современник» и в кино. Правда, первый фильм с участием артиста — ироничные «Похождения зубного врача» Элема Климова, в котором Мягков играет стоматолога с редким даром удалять зубы, не причиняя пациентам никакой боли, — надолго лег на полку: цензоры сочли, что комедия пародирует советскую жизнь.
Фото: Legion-media.ru
Горящий взгляд, белые кудри на черной монашеской рясе, сквозящая в каждом жесте и каждой реплике любовь к ближнему, постепенно обращающаяся настоящей святостью, — таким Мягков сыграл в экранизации «Братьев Карамазовых» Алешу, пожалуй, ключевую фигуру в замысле Достоевского. Снявший фильм классик советского кино Иван Пырьев, впрочем, скорее увел Алешу на второй план — что не помешало Мягкову получить первую подлинную славу.
Фото: Б. Чевелев / РИА Новости
Одну из самых любопытных — и при этом преступно малоизвестных — своих ролей Мягков сыграл в «Гроссмейстере» Сергея Микаэляна, проникновенной и неглупой мелодраме о гениальном, но мало приспособленном для быта и повседневности шахматисте. Вот он, «Ход королевы» здорового советского человека!
Фото: Globallookpress.com
Сыгранный Мягковым в «Служебном романе» Эльдара Рязанова статистик Анатолий Новосельцев стал не просто одним из самых любимых россиянами персонажей советского кино, рассеянным и робким романтиком с сильным внутренним стержнем, — но и, возможно, самым точным отображением в кино типичного советского человека эпохи брежневского застоя.
Кадр: фильм «Ирония судьбы, или С легким паром»
Что сказать об «Иронии судьбы» того, что о фильме, без которого не обходится ни один новогодний телеэфир, было бы еще не сказано? Сам Мягков роль Жени Лукашина, сходившего с друзьями в баню, а оказавшегося в Ленинграде, считал более-менее проходной — и славы, которая на него после выхода «Иронии судьбы» свалилась, скорее стеснялся. Но зато рязановскую комедию даже упоминал в одной из речей Брежнев — требуя от советских архитекторов большего разнообразия застройки.
Кадр: фильм «Дни Турбиных»
За исключением фильмов Эльдара Рязанова, Мягков тяготел в кино скорее к драматическим, чем комедийным ролям — и справлялся с ними блестяще. Например, в «Днях Турбиных» Владимира Басова по пьесе Булгакова, где Мягков показывает Алексея Турбина настоящим патриотом, которого перемалывает своими жерновами большая история.
Фото: Globallookpress.com
Пожалуй, самый образцовый свой комедийный перформанс Мягков исполнил еще в одном фильме Рязанова, трагикомедии «Гараж», где он сыграл лаборанта Хвостова, жертву сразу двух напастей — несправедливого отношения коллег по гаражному кооперативу и простуды, лишившей его голоса. Вынужденный играть лишь лицом и жестами, Мягков выходит почти на чаплинский уровень комедии.
Фото: Globallookpress.com
Если в «Иронии судьбы» и «Служебном романе» Мягков изображал советских людей, которым эпоха застоя позволяет счастливо заниматься бытом, работой, личной жизнью, то в «Летаргии» Валерия Лонского его персонаж, плывущий по течению ученый, уже олицетворяет намечающийся в стране упадок.
Фото: Legion-media.ru
Мягков, как мало кто в отечественном кино, умел играть персонажей жалких — но своей посредственности до последнего момента не замечающих. Образцовый пример — роль упрямо ухлестывающего за главной героиней «Жестокого романса» чиновника Карандышева. Широко известна история, как на съемках картины Рязанова Мягков чуть не погиб — лодку с ним засосало лопастями парохода, но артисту удалось выплыть на берег.
Фото: Юрий Сомов / РИА Новости
Первую часть своей театральной карьеры Мягков служил в театре «Современник», в труппу которого поступил сразу по окончании учебы в театральном. Тем не менее в конце 1970-х актер перешел во МХАТ вслед за занявшим должность главного режиссера театра Олегом Ефремовым — именно его Мягков неоднократно называл своим главным учителем и ориентиром в профессии.
Фото: Legion-media.ru
В замечательной картине Марлена Хуциева Мягков сыграл научного работника, труды которого над диссертацией прерывает неожиданный приезд пожилого тестя. Хуциеву удалось снять убедительную драму о диалоге двух поколений — а Мягкову изобразить постепенное преображение своего погрязшего в бытовых заботах и зацикленного на себе персонажа.
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Мягков выходил на театральную сцену вплоть до 2010-х — а вот в фильмах в последние два десятилетия жизни практически не снимался: его категорически не устраивал уровень современного российского кинематографа, по мнению артиста, утратившего то лицо, которое было у советского кино.