Станислав Садальский назвал «позором» прощание с Валентином Гафтом. Об этом он написал в своем Instagram.
Актера расстроило то, что зал «Современника», где проходила траурная церемония, был пуст. «Из молодых, узнаваемых актеров театра, — практически никого». Также, отметил он, проститься с актером не пришел и художественный руководитель «Современника» Виктор Рыжаков — тот сослался на болезнь. Среди пришедших были певцы Александр Розенбаум и Григорий Лепс.
Фото: ТАСС
Культовому роману Булгакова не то чтобы везло с экранизациями — но совершенно точно можно утверждать, что лучшим из киновоплощений Воланда стал именно Гафт в снятом в 1990-х, но увидевшем свет только на рубеже 2010-х фильме Юрия Кары. Фирменная язвительность, внутренняя ранимость, благородство присутствия в кадре — все эти присущие каждому актерскому перформансу Гафта черты идеально легли на образ затесавшегося в довоенной Москве демонического искусителя.
Фото: Михаила Строков / ТАСС
Театральная карьера Гафта набрала ход после работы со знаменитым режиссером Анатолием Эфросом в «Ленкоме» — но свой настоящий дом актер обрел в театре «Современник», куда перешел в 1969-м и где быстро стал одним из ведущих артистов в труппе. Приглашение служить в «Современнике» Гафту сделал создатель театра Олег Ефремов, дар актера ценивший особенно высоко.
Кадр: фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!»
В кино Гафт вплоть до середины 1970-х играл почти исключительно эпизодические роли — негероическая внешность мешала режиссерам разглядеть в нем потенциал для главных персонажей. Впрочем, и в эпизодах актер был нередко по-настоящему гениален: так небольшой, но запоминающийся выход в роли пьющего лакея Брассета из ставшего народным телефильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» сделал его узнаваемым по всей стране.
Фото: Владимир Яцин / ТАСС
«Я лично болен Гафтом еще с юности. Когда увидел его в спектаклях у Эфроса. Потом в "Сатире". Потом опять у Эфроса. Потом в "Современнике"… Потом он меня уже преследовал всюду. Когда я вижу его на сцене, у меня начинает стучать сердце, слезятся глаза, мурашки бегут по коже. От общения с ним кружится голова, всякий разговор — шаг в безумие», — говорил о даровании Гафта друживший с ним писатель и драматург Григорий Горин.
Фото: Б. Кречетов / РИА Новости
Некоторым актерам, чтобы по-настоящему раскрыться на киноэкране, оказывается необходимо найти своего режиссера. Для Гафта таким постановщиком стал Эльдар Рязанов — это именно он более-менее по стечению обстоятельств взял до этого обходившегося в кино персонажами второго плана (несмотря на уже очень солидную репутацию в театре) артиста на центральную роль в «Гараже». После этого Гафт появлялся почти во всех последующих рязановских фильмах — например, в остросоциальной трагикомедии времен распада СССР «Небеса обетованные».
Кадр: фильм «Забытая мелодия для флейты» / Legion-media.ru
«В актере чудовищно развито чувство самооценки. Он всегда недоволен собой, считает, что сыграл отвратительно. Просит снять еще дубль, в котором он "все сделает замечательно". И после нового дубля опять нет в Гафте чувства удовлетворения. Самоедство, по-моему, просто сжигает его. Почти не помню, чтобы Гафт был доволен собой», — говорил о характере Гафта и его перфекционизме Эльдар Рязанов.
Фото: Александр Яковлев / ТАСС
Славу Гафту создали не только роли в театре и кино, но и абсолютно феерическое, неповторимое чувство юмора. Его он реализовывал в многочисленных стихотворных эпиграммах, которые посвящал своим знакомым артистам, режиссерам и писателям и с большим успехом исполнял на капустниках и творческих вечерах. «Все знают Мишу Козакова — всегда отца, всегда вдовца. Начала много в нем мужского, но нет мужского в нем конца», — так, например, Гафт по-дружески съязвил о коллеге по ремеслу Михаиле Козакове.
Кадр: фильм «О бедном гусаре замолвите слово»
Пожалуй, самую пронзительную свою роль в кино Гафт сыграл, конечно, тоже у Рязанова — причем ее режиссер и автор сценария Григорий Горин писали именно под него. Казалось бы, образ бравого гусара с печалью во взгляде не вполне увязывался с фирменным, скорее сатирическим амплуа Гафта — но, как вспоминал тот же Рязанов, за напускной язвительностью и колкостью у артиста скрывались ранимая душа и стальная сила воли. Именно эти его качества в «О бедном гусаре замолвите слово» наконец и выходят на первый план.
Кадр: фильм «Гараж»
Гротескный, во многом балаганный персонаж председателя гаражного кооператива Сидорина оживает в «Гараже» Рязанова именно благодаря естественности, органике существования в объективе камеры Гафта — актер взял карикатурный по своей природе образ и добавил ему реализма, сделав мгновенно узнаваемым типажом эпохи брежневского застоя. Нет ничего удивительного, что именно после этой роли Гафт стал настоящей звездой.
Фото: Олег Иванов / ТАСС
«Он как талантливый человек, как человек, у которого кроме ума очень развита интуиция, очень точно видит и неожиданно вскрывает какие-то вещи, которые, может быть, кому-то видны, а кому-то не видно их вообще. В другом человеке, в людях, в предметах или в явлении», — говорил о таланте Гафта его коллега по труппе «Современника» Игорь Кваша.
Кадр: фильм «12»
Гафт продолжал играть вплоть до конца 2010-х, когда у него начались проблемы со здоровьем. Но свои, пожалуй, самые заметные роли последних двух десятилетий на большом экране он сыграл у Никиты Михалкова — в «Утомленных солнцем 2» и особенно в «12», где изобразил, наверное, мудрейшего из двенадцати разгневанных мужчин-присяжных — еврея-интеллигента, отец которого прошел концлагерь.
Гафта похоронили 15 декабря на центральной аллее актеров Троекуровского кладбища рядом с исполнителями Сергеем Юрским, Алексеем Булдаковым и режиссером Дмитрием Брусникиным.
Валентин Гафт скончался 12 декабря в возрасте 85 лет. Он служил в Театре имени Моссовета, «Ленкоме», Московском драматическом театре и Театре сатиры, с 1969 года — в «Современнике». В 1984-м получил звание народного артиста РСФСР.