Российский и советский актер Валентин Гафт умер на 86-м году жизни. Об этом сообщает ТАСС.
Информацию о смерти артиста подтвердила его супруга Ольга Остроумова. По ее словам, причиной смерти стал инсульт, после которого актер восстанавливался несколько лет.
Гафта похоронят 15 декабря на Троекуровском кладбище на аллее актеров.
Валентин Гафт родился в Москве в 1935 году. В 22 года он окончил Школу-студию МХАТ, после чего работал в Театре имени Моссовета, «Ленкоме», Московском драматическом театре и Театре сатиры. С 1969 года Гафт служил в «Современнике». В 1984-м получил звание народного артиста РСФСР.
Фото: ТАСС
Культовому роману Булгакова не то чтобы везло с экранизациями — но совершенно точно можно утверждать, что лучшим из киновоплощений Воланда стал именно Гафт в снятом в 1990-х, но увидевшем свет только на рубеже 2010-х фильме Юрия Кары. Фирменная язвительность, внутренняя ранимость, благородство присутствия в кадре — все эти присущие каждому актерскому перформансу Гафта черты идеально легли на образ затесавшегося в довоенной Москве демонического искусителя.
Фото: Михаила Строков / ТАСС
Театральная карьера Гафта набрала ход после работы со знаменитым режиссером Анатолием Эфросом в «Ленкоме» — но свой настоящий дом актер обрел в театре «Современник», куда перешел в 1969-м и где быстро стал одним из ведущих артистов в труппе. Приглашение служить в «Современнике» Гафту сделал создатель театра Олег Ефремов, дар актера ценивший особенно высоко.
Кадр: фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!»
В кино Гафт вплоть до середины 1970-х играл почти исключительно эпизодические роли — негероическая внешность мешала режиссерам разглядеть в нем потенциал для главных персонажей. Впрочем, и в эпизодах актер был нередко по-настоящему гениален: так небольшой, но запоминающийся выход в роли пьющего лакея Брассета из ставшего народным телефильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» сделал его узнаваемым по всей стране.
Фото: Владимир Яцин / ТАСС
«Я лично болен Гафтом еще с юности. Когда увидел его в спектаклях у Эфроса. Потом в "Сатире". Потом опять у Эфроса. Потом в "Современнике"… Потом он меня уже преследовал всюду. Когда я вижу его на сцене, у меня начинает стучать сердце, слезятся глаза, мурашки бегут по коже. От общения с ним кружится голова, всякий разговор — шаг в безумие», — говорил о даровании Гафта друживший с ним писатель и драматург Григорий Горин.
Фото: Б. Кречетов / РИА Новости
Некоторым актерам, чтобы по-настоящему раскрыться на киноэкране, оказывается необходимо найти своего режиссера. Для Гафта таким постановщиком стал Эльдар Рязанов — это именно он более-менее по стечению обстоятельств взял до этого обходившегося в кино персонажами второго плана (несмотря на уже очень солидную репутацию в театре) артиста на центральную роль в «Гараже». После этого Гафт появлялся почти во всех последующих рязановских фильмах — например, в остросоциальной трагикомедии времен распада СССР «Небеса обетованные».
Кадр: фильм «Забытая мелодия для флейты» / Legion-media.ru
«В актере чудовищно развито чувство самооценки. Он всегда недоволен собой, считает, что сыграл отвратительно. Просит снять еще дубль, в котором он "все сделает замечательно". И после нового дубля опять нет в Гафте чувства удовлетворения. Самоедство, по-моему, просто сжигает его. Почти не помню, чтобы Гафт был доволен собой», — говорил о характере Гафта и его перфекционизме Эльдар Рязанов.
Фото: Александр Яковлев / ТАСС
Славу Гафту создали не только роли в театре и кино, но и абсолютно феерическое, неповторимое чувство юмора. Его он реализовывал в многочисленных стихотворных эпиграммах, которые посвящал своим знакомым артистам, режиссерам и писателям и с большим успехом исполнял на капустниках и творческих вечерах. «Все знают Мишу Козакова — всегда отца, всегда вдовца. Начала много в нем мужского, но нет мужского в нем конца», — так, например, Гафт по-дружески съязвил о коллеге по ремеслу Михаиле Козакове.
Кадр: фильм «О бедном гусаре замолвите слово»
Пожалуй, самую пронзительную свою роль в кино Гафт сыграл, конечно, тоже у Рязанова — причем ее режиссер и автор сценария Григорий Горин писали именно под него. Казалось бы, образ бравого гусара с печалью во взгляде не вполне увязывался с фирменным, скорее сатирическим амплуа Гафта — но, как вспоминал тот же Рязанов, за напускной язвительностью и колкостью у артиста скрывались ранимая душа и стальная сила воли. Именно эти его качества в «О бедном гусаре замолвите слово» наконец и выходят на первый план.
Кадр: фильм «Гараж»
Гротескный, во многом балаганный персонаж председателя гаражного кооператива Сидорина оживает в «Гараже» Рязанова именно благодаря естественности, органике существования в объективе камеры Гафта — актер взял карикатурный по своей природе образ и добавил ему реализма, сделав мгновенно узнаваемым типажом эпохи брежневского застоя. Нет ничего удивительного, что именно после этой роли Гафт стал настоящей звездой.
Фото: Олег Иванов / ТАСС
«Он как талантливый человек, как человек, у которого кроме ума очень развита интуиция, очень точно видит и неожиданно вскрывает какие-то вещи, которые, может быть, кому-то видны, а кому-то не видно их вообще. В другом человеке, в людях, в предметах или в явлении», — говорил о таланте Гафта его коллега по труппе «Современника» Игорь Кваша.
Кадр: фильм «12»
Гафт продолжал играть вплоть до конца 2010-х, когда у него начались проблемы со здоровьем. Но свои, пожалуй, самые заметные роли последних двух десятилетий на большом экране он сыграл у Никиты Михалкова — в «Утомленных солнцем 2» и особенно в «12», где изобразил, наверное, мудрейшего из двенадцати разгневанных мужчин-присяжных — еврея-интеллигента, отец которого прошел концлагерь.