Народный артист Михаил Кокшенов, по предварительным данным, скончался из-за осложнений, вызванных коронавирусом. Об этом сообщает Telegram-канал Baza в пятницу, 5 июня.
Отмечается, что артист перед смертью находился в больнице с подозрением на COVID-19.
Первой о смерти актера сообщила поэтесса Любовь Воропаева. Жена Кокшенова Наталья Лепехина позже подтвердила эту информацию, отметив, что он умер в больнице 4 июня.
![Свою первую большую роль Кокшенов сыграл в военной трагикомедии Владимира Мотыля по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!» Как потом рассказывал актер, Мотыль взял его на роль простоватого, жадного и ревнивого ефрейтора Захара за фактурную внешность и со словами: «Цивилизация прошла мимо». Одобрил кастинг и сам Окуджава, оценивший некоторое несоответствие облика артиста и его характера: в отличие от персонажа-деревенщины, Кокшенов вырос в Москве и по своей природе был интеллигентным.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/06/05/14/20200605144730960/preview_2b8a363349ab876288e7d4db9ff3d8f3.jpg)
«Женя, Женечка и "катюша"», 1967, режиссер Владимир Мотыль
Кадр: фильм «Женя, Женечка и "катюша"»
Свою первую большую роль Кокшенов сыграл в военной трагикомедии Владимира Мотыля по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!» Как потом рассказывал актер, Мотыль взял его на роль простоватого, жадного и ревнивого ефрейтора Захара за фактурную внешность и со словами: «Цивилизация прошла мимо». Одобрил кастинг и сам Окуджава, оценивший некоторое несоответствие облика артиста и его характера: в отличие от персонажа-деревенщины, Кокшенов вырос в Москве и по своей природе был интеллигентным.
![Пожалуй, самое плодотворное сотрудничество у Кокшенова сложилось с классиком отечественной комедии Леонидом Гайдаем — тот брал его на роли в семи своих картинах (если считать также альманах «По улицам комод водили», на котором Гайдай выступал худруком), включая и последнюю в карьере криминальную фантасмагорию «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». В ней Кокшенов исполнил роль мафиозо Кравчука, заправляющего постсоветским криминальным интернационалом в эмигрантском сообществе Нью-Йорка.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/06/05/13/20200605134437046/preview_67c9a161c12212808a2a8395f5a47ba5.png)
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», 1992, режиссер Леонид Гайдай
Кадр: фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»
Пожалуй, самое плодотворное сотрудничество у Кокшенова сложилось с классиком отечественной комедии Леонидом Гайдаем — тот брал его на роли в семи своих картинах (если считать также альманах «По улицам комод водили», на котором Гайдай выступал худруком), включая и последнюю в карьере криминальную фантасмагорию «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». В ней Кокшенов исполнил роль мафиозо Кравчука, заправляющего постсоветским криминальным интернационалом в эмигрантском сообществе Нью-Йорка.
![В одном из самых популярных советских фильмов середины 1980-х Кокшенов выступает в своем фирменном на тот момент амплуа — простого парня, насколько незатейливого, настолько же по своему духу и лирического: увы, неромантическая внешность, впрочем, означает, что в своих поисках любви героиня Ирины Муравьевой предпочтет ему кого-то другого.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/06/05/13/20200605134835965/preview_4cfc35e4e19226d2927d6b5af4823ad1.png)
«Самая обаятельная и привлекательная», 1985, режиссер Геральд Бежанов
Кадр: фильм «Самая обаятельная и привлекательная»
В одном из самых популярных советских фильмов середины 1980-х Кокшенов выступает в своем фирменном на тот момент амплуа — простого парня, насколько незатейливого, настолько же по своему духу и лирического: увы, неромантическая внешность, впрочем, означает, что в своих поисках любви героиня Ирины Муравьевой предпочтет ему кого-то другого.
![Если в своих предыдущих, да и последующих фильмах Гайдай будет задействовать Кокшенова преимущественно в эпизодах или на втором плане, то «Спортлото-82» можно считать настоящим бенефисом актера. В паре с Михаилом Пуговкиным в ролях двоих спекулянтов-неудачников Кокшенов раскрывается, как мастер ситуативной комедии и выразительной работы с собственной фактурой. Произнесенная же его персонажем фраза «Кому апельсинчики, кому витаминчики...» уйдет в народ и станет крылатой.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/06/05/13/20200605134857522/preview_033a4fc75f376d5e5b3bbdad0a3bc88d.png)
«Спортлото-82», 1982, режиссер Леонид Гайдай
Кадр: фильм «Спортлото-82»
Если в своих предыдущих, да и последующих фильмах Гайдай будет задействовать Кокшенова преимущественно в эпизодах или на втором плане, то «Спортлото-82» можно считать настоящим бенефисом актера. В паре с Михаилом Пуговкиным в ролях двоих спекулянтов-неудачников Кокшенов раскрывается, как мастер ситуативной комедии и выразительной работы с собственной фактурой. Произнесенная же его персонажем фраза «Кому апельсинчики, кому витаминчики...» уйдет в народ и станет крылатой.
![Любопытно, что до знакомства с Гайдаем Кокшенов пользовался спросом прежде всего, как актер, хорошо подходящий на социальные роли — крестьян, трактористов, работяг, то есть, проще говоря, людей из народа. Вот и в приключенческом детективе Владимира Назарова еще молодой актер играет сплавщика леса, который берет на себя вину за кражу в магазине — не будучи при этом в ней виновным. Партнер по фильму Владимир Высоцкий с Кокшеновым на съемках сдружился — и как потом любил вспоминать актер, уже в Москве не раз подвозил Кокшенова на своем «Мерседесе».](https://icdn.lenta.ru/images/2020/06/05/13/20200605135151916/preview_ae5f308effdff827eb6cf043bcc82df5.jpg)
«Хозяин тайги», 1968, режиссер Владимир Назаров
Кадр: фильм «Хозяин тайги»
Любопытно, что до знакомства с Гайдаем Кокшенов пользовался спросом прежде всего, как актер, хорошо подходящий на социальные роли — крестьян, трактористов, работяг, то есть, проще говоря, людей из народа. Вот и в приключенческом детективе Владимира Назарова еще молодой актер играет сплавщика леса, который берет на себя вину за кражу в магазине — не будучи при этом в ней виновным. Партнер по фильму Владимир Высоцкий с Кокшеновым на съемках сдружился — и как потом любил вспоминать актер, уже в Москве не раз подвозил Кокшенова на своем «Мерседесе».
![С распадом СССР — и крахом советской киноиндустрии — Кокшенов с головой ушел в так называемое кооперативное кино: недорогое в производстве, незамысловатое по сюжетам, но на каком-то уровне довольно точно транслирующее всю парадоксальность эпохи перемен. Взялся Кокшенов и за режиссуру — в частности, начав карьеру постановщика комедией «Русский бизнес», посвященной специфической смекалке постсоветского человека, решающего зарабатывать на жаждущих русской охоты иностранцах. С помощью дрессированного медведя.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/06/05/13/20200605135213959/preview_11253edcc1fef698481a1b6a676e604a.png)
«Русский бизнес», 1993, режиссер Михаил Кокшенов
Кадр: фильм «Русский бизнес»
С распадом СССР — и крахом советской киноиндустрии — Кокшенов с головой ушел в так называемое кооперативное кино: недорогое в производстве, незамысловатое по сюжетам, но на каком-то уровне довольно точно транслирующее всю парадоксальность эпохи перемен. Взялся Кокшенов и за режиссуру — в частности, начав карьеру постановщика комедией «Русский бизнес», посвященной специфической смекалке постсоветского человека, решающего зарабатывать на жаждущих русской охоты иностранцах. С помощью дрессированного медведя.
![Хит советского телевидения конца шестидесятых «Адъютант его превосходительства» пользовался некоторой оттепелью, чтобы многограннее, чем в предыдущих картинах о Гражданской войне, представить конфликтующие стороны. Кокшенову в этом пятисерийном эпосе достается роль бандита из казачьего формирования, противостоящего и красным, и белым.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/06/05/13/20200605135537082/preview_ba49f32a573f720cd689d7c7d55912d3.jpg)
«Адъютант его превосходительства», 1969, режиссер Евгений Ташков
Кадр: фильм «Адъютант его превосходительства»
Хит советского телевидения конца шестидесятых «Адъютант его превосходительства» пользовался некоторой оттепелью, чтобы многограннее, чем в предыдущих картинах о Гражданской войне, представить конфликтующие стороны. Кокшенову в этом пятисерийном эпосе достается роль бандита из казачьего формирования, противостоящего и красным, и белым.
![Культовый абсурдистский фарс Владимира Меньшова — в котором русская жизнь середины девяностых отражена через беззастенчиво идиотическую аферу с алмазами, цыганами, антисемитами и близнецами — без Кокшенова обойтись, конечно, не мог. Более того, артисту досталась роль в неполиткорректном блэкфейсе — он сыграл кретина-охранника американского посла.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/06/05/13/20200605135616242/preview_686d70544a6e73d2d7880cc392dca45d.png)
«Ширли-Мырли», 1995, режиссер Владимир Меньшов
Кадр: фильм «Ширли-Мырли»
Культовый абсурдистский фарс Владимира Меньшова — в котором русская жизнь середины девяностых отражена через беззастенчиво идиотическую аферу с алмазами, цыганами, антисемитами и близнецами — без Кокшенова обойтись, конечно, не мог. Более того, артисту досталась роль в неполиткорректном блэкфейсе — он сыграл кретина-охранника американского посла.
![Главным проводником Кокшенова в мире кооперативного кино был легендарный постановщик русского комедийного сексплотэйшна Анатолий Эйрамджан — в фильмах которого актер неизменно изображал простого русского мужика эпохи перестройки, обязательно обретающегося под каблуком предприимчивой супруги и не унывающего, несмотря на разворачивающийся вокруг него социальный коллапс.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/06/05/14/20200605140014702/preview_8a4dc19d4ec1be509496892c159b5e50.png)
«Импотент», 1996, режиссер Анатолий Эйрамджан
Кадр: фильм «Импотент»
Главным проводником Кокшенова в мире кооперативного кино был легендарный постановщик русского комедийного сексплотэйшна Анатолий Эйрамджан — в фильмах которого актер неизменно изображал простого русского мужика эпохи перестройки, обязательно обретающегося под каблуком предприимчивой супруги и не унывающего, несмотря на разворачивающийся вокруг него социальный коллапс.
![Первый опыт работы Кокшенова с Гайдаем собственно и определил направление всей дальнейшей карьеры актера: впервые попробовав себя в комедии, затем он остался верен этому жанру и, как сам не раз говорил, считал его самым в кинематографе сложным — но и при этом самым живучим, долгоиграющим, неподвластным никаким переменам моды и общества.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/06/05/14/20200605140835144/preview_0e77f081e51be7768babf9c692486958.png)
«Не может быть!», 1975, режиссер Леонид Гайдай
Кадр: фильм «Не может быть!»
Первый опыт работы Кокшенова с Гайдаем собственно и определил направление всей дальнейшей карьеры актера: впервые попробовав себя в комедии, затем он остался верен этому жанру и, как сам не раз говорил, считал его самым в кинематографе сложным — но и при этом самым живучим, долгоиграющим, неподвластным никаким переменам моды и общества.
Кокшенову было 83 года. Он наиболее известен по кинолентам «Спортлото-82», «На Дерибасовской хорошая погода», «Женя, Женечка и "катюша"» и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».