Военно-морские силы (ВМС) Украины сформировали новый дивизион надводных сил в Азовском море. Об этом сообщает издание «Украинский милитаристский портал» со ссылкой на заявление командующего ВМС Игоря Воронченко.
Соответствующее объявление Воронченко сделал во время торжественных мероприятий, посвященных представлению малого бронекатера «Костополь». По его словам, новый дивизион будет базироваться в портах Бердянска и Мариуполя.
На данный момент в военно-морское формирование входят поисково-спасательное судно «Донбасс», морской буксир «Корец» и два малых бронированных артиллерийских катера — «Лубны» и «Кременчуг». При этом ожидается, что состав дивизиона будет расширяться за счет введения в эксплуатацию новых кораблей.
Также допускается присоединение к дивизиону катеров «Бердянск» и «Никополь» и буксира «Яны Капу», которые Россия вернула Украине в ноябре 2019 года.
Фото: Василий Батанов / РИА Новости
Флагман украинского флота. В последние пять лет регулярно участвует в международных учениях. Заложен в 1990 году в Керчи, изначально планировалось, что он будет служить в погранвойсках КГБ. В распоряжение независимой Украины фрегат поступил летом 1992-го, к тому моменту его не успели достроить, и корабль смог вступить в строй только весной следующего года.
«Гетман Сагайдачный» — сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник». Стандартное водоизмещение — 3274 тонны, длина — 123 метра, ширина — 14,2 метра. Его вооружение составляют зенитно-ракетный комплекс «Оса-МА2», реактивные бомбовые установки РБУ-6000 «Смерч-2», 533-миллиметровые торпедные аппараты, артиллерийская установка. На борту несет службу вертолет Ка-27ПС. Также оснащен радиолокационной системой (РЛС) «Фрегат-МА» общего обнаружения, РЛС радиоэлектронной борьбы «Старт-С», станцией обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110КМ и другой радиоаппаратурой.
В мае 2017 года вокруг «Гетмана Сагайдачного» разгорелся громкий скандал: его двигатель сломался сразу после ремонта, который стоил 14,5 миллиона гривен (около 550 тысяч долларов). Выяснилось, что дизельную установку не удалось отремонтировать из-за санкций в отношении России, которые сама же Украина и ввела. Необходимая деталь была изготовлена в 1996 году на заводе «Звезда» в Санкт-Петербурге, но Киев не закупает продукцию для оборонной сферы у соседнего государства. К тому же журналисты узнали, что тендер на ремонт фрегата выиграл завод «Кузница на Рыбальском», принадлежащий тогдашнему украинскому президенту Петру Порошенко.
В итоге «Сагайдачного» пришлось снова отправить в ремонт, который обошелся бюджету государства в 91 миллион гривен. Корабль вернулся в строй летом 2018 года, как раз к украино-американским учениям Sea Breeze.
Фото: Василий Батанов / РИА Новости
Катер проекта 206МР поступил в распоряжение Черноморского флота СССР в 1980 году. Перешел в собственность Украины в 1996-м, тогда же получил название «Прилуки». Стандартное водоизмещение — 233 тонны, длина — 39,5 метра, ширина — 7,6 метра. На вооружении имеет пусковые установки ПКР «Термит», переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела-3», артиллерийские установки, а также радиолокационные системы — например, систему управления стрельбой «Вымпел-А».
До 2014 года в составе ВМС Украины был также ракетный корвет «Приднепровье», однако его команда осталась в Крыму, а корвет находится на хранении в Севастополе.
Фото: Алексей Павлишак / ТАСС
Минный тральщик проекта 1258 «Корунд» был спущен на воду в 1985 году. Перешел под юрисдикцию Украины в 1996 году в ходе раздела Черноморского флота, тогда же получил свое название. Стандартное водоизмещение — 91 тонна, длина — 26,1 метра, ширина — 5,4 метра. На вооружении имеет артиллерийскую установку и тралы.
Известен тем, что был заблокирован в бухте озера Донузлав (Крым) после государственного переворота 2014 года в Киеве вместе с еще несколькими кораблями. Их экипажи намеревались продолжить служить в ВМС Украины, но до последнего ждали приказа командования и в итоге остались в Крыму уже после его присоединения к России. «Геническ» провел там под охраной ЧФ России несколько месяцев и даже отметился попыткой прорыва 23 марта. На его пути встал российский буксир, который преградил тральщику дорогу и создал водно-воздушную завесу с помощью брандспойтов. В мае того же года «Геническ» вывели из Донузлава и отправили в расположение украинского флота своим ходом.
Фото: Алексей Павлишак / ТАСС
Большой десантный корабль «Константин Ольшанский» вместе с «Геническом» и еще двумя тральщиками был заблокирован в бухте Донузлав. 24 марта, на следующий день после неудачного прорыва «Геническа» команда БДК спустила украинский флаг и подняла российский. Однако прежде чем сдаться, моряки успели засыпать узлы двигателя песком и расколотить большую часть навигационных приборов и систем управления огнем. Корабль требует серьезного ремонта.
Тральщик «Черкассы» продержался дольше «Ольшанского». За время стоянки в Донузлаве он неоднократно устраивал гонки с российскими катерами, его экипаж предпринял две попытки прорыва в открытое море. Вторая окончилась крайне неудачно: при попытке пройти между кораблями, которые российские военные затопили у входа в бухту, тральщик получил удар от российского катера и сел на мель. 25 марта оставшиеся на борту члены экипажа сдались и были отправлены на родину. На Украине их считают героями и собираются посвятить им фильм.
Еще один из заблокированных в Донузлаве украинский тральщик «Чернигов» в итоге без сопротивления поднял российский флаг. Сейчас два тральщика и БДК находятся на хранении в Севастополе.
Фото: ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» / Wikipedia
Корабль Д-305 проекта 1176 «Акула» был спущен на воду в 1979 году. Данные о том, когда он перешел в собственность Украины, разнятся. Свое нынешнее название получил в 1998 году. Стандартное водоизмещение — 90 тонн, длина — 24 метра, ширина — 6 метров. Может перевозить танк Т-72. Из вооружения оснащен навигационной РЛС.
В 2015 году катер ушел на капитальный ремонт. Сейчас он числится как сухогрузная баржа. В 2019-м стало известно, что на «Сватово» заменят 93 процента конструкций корпуса и наружной обшивки, из дока он должен выйти в 2020 году.
Фото: Минобороны Украины
Средний десантный корабль СДК-137 был заложен в 1970 году на Гданьской верфи в Польше, вступил в строй в 1971-м. Перешел в собственность Украины в 1994 году и тогда же получил название «Кировоград». Стандартное водоизмещение — 920 тонн, длина — 81,3 метра, ширина — 9,3 метра. Может перевозить шесть единиц бронетанковой техники весом до 35 тонн и 180 десантников. На вооружении имеет установки для неуправляемых реактивных снарядов типа М-14-ОФ и переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела-3».
Корабль также находился в бухте Донузлав в начале 2014 года, в апреле его передали украинской стороне. Свое нынешнее название получил в 2016 году в честь погибшего под Мариуполем командира 73-го Морского центра спецназначения Юрия Олефиренко. В августе 2019-го корабль отправился в ремонт, ему предстоит модернизация главных двигателей и вспомогательных генераторов. Стоимость работ засекретили.
Фото: Wikipedia
Пограничный корабль проекта 1124П для нужд КГБ СССР был спущен на воду в 1976 году. Изначально носил название «Днепр». Перешел в собственность Украины в 1996 году, тогда же получил нынешнее имя. Стандартное водоизмещение — 880 тонн, длина — 71,2 метра, ширина — 10,17 метра. На вооружении имеет реактивные бомбовые установки «Смерч-2», два бомбосбрасывателя для глубинных снарядов, торпедные аппараты, артиллерийские установки. Также оснащен радиолокационными средствами борьбы.
В 2007 году корабль серьезно пострадал во время шторма в Севастополе, в 2013 году его планировали списать. «Винница» отправилась в ремонт только в 2017 году. Изначально на восстановительные работы собирались потратить 270 миллионов гривен, но когда корабль оказался в доке, смета выросла до полумиллиарда гривен (около 1,3 миллиарда рублей). При этом члены экипажа рассказывали, что на собственные средства красят и латают его корпус. В августе 2018-го корвет вышел из дока, однако его боеспособность так и не восстановили: на корабле не работает радиолокационное оборудование, гидроакустические станции, другие узлы и агрегаты.
Раньше у ВМС Украины было еще три корвета — «Луцк», «Тернополь» и «Приднестровье». В 2014 году они остались в Крыму.
Фото: George Chernilevsky
Катер АК-327 проекта 1400М был спущен на воду в 1990 году, находится в собственности Украины с 1992-го. Сначала его назвали «Гайдамака», но потом переименовали. Стандартное водоизмещение — 35,9 тонны, длина — 23,8 метра, ширина — пять метров. Вооружен пулеметом «Утес-2М». «Скадовск» — артиллерийский катер в составе ВМС Украины.
Фото: пресс-центр ВМФ Украины
21 октября в порт Одессы прибыл американский грузовой корабль «Ocean Freedom», который доставил два бывших патрульных катера Службы береговой охраны США типа Island — «Славянск» и «Старобельск».
Катера класса Island строились в течение 1980-90-х годов. В базовой комплектации имеют водоизмещение 168 тонн, длину 34 метра, ширину 6,4 метра. Развивают скорость до 29,5 узла. Из вооружения у катера есть 25-миллиметровая пушка и два пулемета. Катера оснащены РЛС общего обнаружения AN/SPS-73 и досмотровой лодкой Zodiak Hurricane 540.
«Славянск» и «Старобельск» были списаны в 2017 году. По сообщению Службы береговой охраны США, общая стоимость катеров, их первоначальной модернизации и обучения украинских моряков уже составила около 10 миллионов долларов. Во сколько обошлась Украине их доставка — неизвестно. Катера пришлось везти на транспортном судне, потому что в марте 2019 года выяснилось, что они не в состоянии пересечь океан и нуждаются в более серьезной подготовке.
Кадр: ЦОС ФСБ РФ / РИА Новости
Боевые корабли, ставшие предметом международного скандала после инцидента в Керченском проливе в 2018 году, относятся к классу речных бронекатеров проекта 58150 «Гюрза-М». Разрабатывались на Украине. Стандартное водоизмещение — 20 тонн, длина — 20,7 метра, ширина — 4,85 метра. На вооружении имеют два боевых модуля артиллерийской системы «Катран-М» и управляемые ракеты типа «Барьер» с лазерной системой наведения и переносные зенитно-ракетные системы.
Первые катера серии были заложены на предприятии Порошенко — заводе «Кузница на Рыбальском» в 2004 году, они создавались для береговой охраны Узбекистана при финансировании США. Корабли для ВМС Украины начали строить только в 2012 году, однако в декабре 2013-го работы заморозили почти на полгода из-за недостатка финансирования. Изначально проект «Гюрза-М» хотели ввести в строй в 2016 году, однако катера провалили испытания. Первый катер был готов в 2017 году. Сейчас украинские военные располагают шестью подобными кораблями, к 2020 году их количество планируется увеличить до 18.
Однако заместитель начальника штаба ВМС Украины по евроинтеграции, капитан первого ранга Андрей Рыженко считает, что катера «Гюрза-М» не удовлетворяют требованиям флота: их можно применять только на реках и в акватории Азовского моря, причем при волнении не сильнее трех баллов. Броня же только увеличивает стоимость и вес кораблей, но в условиях морского боя будет бесполезна.
Фото: Wikipedia
Крейсер «Украина» заложили летом 1984 года и спустили на воду 11 августа 1990 года — тогда еще под названием «Адмирал флота Лобов». Это корабль стандартного для своего класса водоизмещения 11,5 тысячи тонн и длиной 186,5 метра, рассчитанный минимум на 500 человек экипажа. Может нести ракетное, противолодочное и минно-торпедное вооружение, зенитную установку и вертолет Ка-27. Крейсер того же проекта «Атлант» под названием «Москва» сейчас является флагманом Черноморского флота РФ. «Украину» постигла гораздо более печальная участь.
Корабль вывели из состава российского флота и передали в собственность соседнему государству 1 октября 1993 года. Его должны были достроить в 1994 году, но процесс постоянно останавливался из-за перебоев с финансированием, пока в начале 2000-х, когда готовность корабля составляла 95 процентов, работы не заморозили окончательно. На конец 1980-го стоимость крейсера оценивали в 135,3 миллиона советских рублей (225,5 миллиона долларов по курсу Госбанка СССР). По данным на 2010 год стоимость крейсера оценивалась в 50 миллиардов рублей (1,6 миллиарда долларов по актуальному на тот момент курсу). До 1992 года только в его строительство вложили 171 миллион долларов, с 1992-го по 2003 год — еще 24 миллиона долларов. И это расходы только на строительство — корабль необходимо было еще и содержать. Бывший глава Николаевской области Николай Романчук в марте 2014 года потребовал, чтобы долгострой как можно скорее продали, потому что его стоянка обходится бюджету в шесть миллионов гривен (почти 225 тысяч долларов) ежемесячно, а у государства нет таких денег.
Украинская власть осознала необходимость этих мер только в 2019 году, после прихода к власти Владимира Зеленского. 20 сентября глава «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус поддержал предложение Минобороны продать корабль, объяснив это тем, что у страны «нет потребности в крейсере такого масштаба», поэтому будут строиться новые единицы флота поменьше. Однако еще в 2017 году госконцерн называл совершенно иные причины того, что «Украина» до сих пор ржавеет на Николаевском судостроительном заводе. Работа предприятия оказалась заблокированной из-за того, что правительство с февраля 2015 года отказалось возмещать средства на содержание крейсера. Счета завода арестованы, задолженность по зарплате превышает 58 миллионов гривен (2,1 миллиона долларов).
После возвращения кораблей украинская сторона обвинила Россию в том, что они находятся в ужасном состоянии, с них пропали унитазы и мелкие предметы интерьера вроде плафонов. Между тем, в ФСБ опровергли эти заявления и показали видеозапись с борта кораблей, сделанную незадолго до их передачи. Видео свидетельствует, что даже личные вещи были возвращены в целости.
Комментируя передачу кораблей, депутат Верховной Рады Украины от партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Илья Кива назвал их консервными банками, указав на то, что Россия отдала их «за ненадобностью».