Украинский политолог и телеведущий Тарас Березовец извинился за пост о парижском соборе Нотр-Дам де Пари, в котором он связал пожар в здании с приездом в столицу Франции кандидата в президенты Украины Владимира Зеленского. Он объяснил шутку на своей странице в Facebook.
Речь идет об уже удаленной записи, которую Березовец разместил вечером 15 апреля. «Вообще, Макрону очень повезло, что после приезда Зеленского сгорел всего лишь собор Парижской Богоматери. А ведь мог бы и Елисейский дворец полыхнуть», — написал телеведущий.
Пост вызвал много негативных комментариев, в том числе со стороны посла Франции на Украине Изабель Дюмон, которая в Twitter назвала слова Березовца «позором». Политолог ответил, что не имел намерения оскорбить чьи-то чувства, а собор был неудачной метафорой.
Березовец намекнул на двойные стандарты тех, кто его критикует, вспомнив о Charlie Hebdo. «Скандально известное французское издательство Charlie Hebdo несколько лет назад стало мишенью террористической атаки из-за своих неоднозначных публикаций. Тем не менее, никто не поставил под сомнение право журналистов на свое субъективное мнение. У меня простой вопрос. чем мое право как украинского журналиста отличается от прав моих французских коллег?» — поинтересовался телеведущий.
Политолог считает, что хотя его шутка и была неоднозначной, она мало чем отличается от шуток студии «Квартал 95», автором которых во многих случаях выступал Зеленский. «Тем не менее президент Франции и посол в Украине сочли возможным сесть за один стол с человеком, который является автором многих шуток, за которые в Европе он давно бы оказался без работы», — написал Березовец.
1 / 15
Фото: Shutterstock
Западный фасад — пожалуй, самый известный вид на Собор. Он разделен на три яруса, нижний представлен тремя стрельчатыми арками-порталами. Каждый имеет свое евангелическое название: портал Страшного суда с фигурой Иисуса Христа (центральный), портал Богоматери (левый) и портал Святой Анны (правый).
2 / 15
Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images
У подножия третьего яруса западного фасада — двух башен высотой 69 метров — размещались скульптуры химер, огнедышащих чудовищ с головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом, и фигуры гаргулий, демоноподобных существ. Существует поверье, что если долго смотреть на химер в темноте, они оживут. Обрушение статуй химер, которые появились на фасаде в XIX веке по инициативе Эжена Виолле-ле-Дюка, стало одной из причин начала реставрации, на которую было выделено около ста миллионов евро.
3 / 15
Фото: Shutterstock
Тяжелые колонны поддерживали свод, под которым проходили важнейшие события в жизни французского королевства, а затем империи. Как многие готические соборы, Нотр-Дам де Пари не был расписан изнутри фресками: его украшали скульптуры, светильники-паникадила, витражи и памятники над захоронениями. Первыми в соборе Нотр-Дам де Пари, строительство которого еще продолжалось, были похоронены герцог Бретани Жоффрей и королева Изабелла де Эно.
Полную галерею можно посмотреть в отдельном репортаже
В 1954 году, когда был сделан этот снимок, Нотр-Дам де Пари, как и в наши дни, был обязательной для посещения достопримечательностью, к которой стремилось множество туристов. Они огибали остров Сите в речном трамвайчике, идущем по Сене, фотографировали его с набережной и просто любовались древним собором.
5 / 15
Фото: Philippe Wojazer / Reuters
Статуя Пьеты — снятия с креста и оплакивания Христа — традиционный мотив всех католических храмов.
6 / 15
Фото: Philippe Wojazer / Reuters
Семь арок над центральным порталом Страшного суда поддерживают 14 статуй святых. В центре под арками — Христос-Судия. Внизу по его правую руку стоят праведники, заслужившие спасение, по левую — грешники, обреченные на вечные муки. Под ними изображены мертвецы, восставшие из могил. Среди них король Франции, Папа Римский, воины и женщины, символизирующие все человечество, обреченное на Страшный суд.
7 / 15
Фото: Shutterstock
Второй ярус собора украшает Галерея Королей — 28 статуй правителей древнего Иудейского царства. Во времена Французской революции Конвент приказал уничтожить статуи, чтобы изображения королей не красовались на главном храме Парижа. Еще один горельеф изображает архангела Михаила, взвешивающего на весах грехи и добродетели. Души праведников благолепно шествуют со Страшного суда, грешные души со стенаниями отправляются в ад. Горельефы западного фасада восстановили в XIX столетии.
8 / 15
Фото: Philippe Wojazer / Reuters
Скульптуры ангелов и разрушающаяся малая башенка, декорированная в характерном стиле пламенеющей готики. Принимая решение о реставрации в 2017 году, французские власти не подозревали, какой трагедией она закончится.
9 / 15
Фото: Philippe Wojazer / Reuters
Центральную розу над входом в собор украсили витражами в 1230 году. На них символически изобразили пороки и добродетели, знаки зодиака и сцены сезонных крестьянских работ. В середине — Богоматерь с младенцем. Диаметр центральной розы составлял 9,5 метра. Помимо нее — с северной и южной сторон собора — располагались еще две розы диаметром 13 метров, самые большие в Европе.
10 / 15
Фото: Shutterstock
С внешней стороны центральную розу украшала статуя Богоматери в венце, с младенцем-Христом на руках и двумя предстоящими ангелами.
11 / 15
Фото: Diomedia
Своды потолка под крышей, которая первой стала жертвой разрушительного пожара. Совершенные пропорции демонстрируют таланты и мастерство средневековых архитекторов и строителей.
12 / 15
Фото: Charles Platiau / Reuters
Великолепное зрелище подсвеченных стен, шпиля и западного фасада собора останется в памяти у всех, кому довелось его увидеть. Если власти Франции решат восстановить сгоревший храм, это займет не один год.
13 / 15
Фото: Christian Hartmann / Reuters
Туристы со всего мира, отдыхающие на парижской набережной, надолго (остается надеяться, что не навсегда) лишились прекраснейшего вида на собор и остров Сите.
14 / 15
Фото: Ian Langsdon / EPA
Пожарным удалось потушить огонь в соборе лишь к утру 16 апреля. Он уничтожил две трети кровли, шпиль и знаменитые часы собора.
15 / 15
Фото: Philippe Wojazer / Reuters
Некоторые реликвии, находящиеся внутри, удалось спасти: в частности, терновый венец, тунику святого Людвига и несколько картин.
Пожар в Нотр-Даме окончательно потушили утром во вторник. Огонь уничтожил большую часть кровли, шпиль и часы. Reuters опубликовало фотографии изнутри собора, на которых виден масштаб разрушений.
Что происходит в России и в мире? Объясняем на нашем YouTube-канале. Подпишись!
Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности