Российская актриса Вера Глаголева скончалась в США на 62-м году жизни. Об этом в среду, 16 августа, со ссылкой на источник, близкий к семье актрисы, сообщает «Московский комсомолец».
Собеседник журналистов сообщил, что причиной смерти Глаголевой стало онкологическое заболевание.

«В четверг и больше никогда»
Кадр: фильм: «В четверг и больше никогда»
Анатолий Эфрос был так впечатлен органикой совсем юной Глаголевой, игравшей в его картине «В четверг и больше никогда» только вторую свою роль в кино (забеременевшей от заезжего московского врача девушки Вари), что позвал ее в штат своего театра на Малой Бронной. Глаголева, впрочем, по совету своего мужа, режиссера Родиона Нахапетова, отказалась — о чем потом не раз сожалела.

«Не стреляйте в белых лебедей»
Кадр: фильм «Не стреляйте в белых лебедей»
Открывший Глаголеву в ленте «На край света» и почти сразу взявший ее в жены Родион Нахапетов снимал актрису во всех своих последующих фильмах, вплоть до отъезда в США и развода. Главной из этих картин остается «Не стреляйте в белых лебедей» — хит советского телеэкрана 1980-го, драма о противостоянии егеря (Станислав Любшин) и банды браконьеров. Глаголева со своей внешностью девочки-подростка в роли сельской учительницы смотрится созданием не менее хрупким и нуждающимся в защите не меньше, чем заглавные белые лебеди.

«Искренне ваш...»
Кадр: фильм «Искренне ваш...»
В 1980-х стремительно чахнущее советское кино раз за разом задействовало Глаголеву в ролях девушек, при всей внешней независимости и целеустремленности источающих тоску по мужскому плечу. Алла Сурикова в трагикомедии «Искренне ваш...» это амплуа выворачивает наизнанку — втирающийся в доверие ее героине-актрисе ухажер в исполнении Виталия Соломина оказывается проходимцем.

«Зонтик для новобрачных»
Фото: РИА Новости
Еще одна совместная работа Глаголевой и Нахапетова — мелодрама, предугадывающая грядущие и не обещающие ничего хорошего сонному, показательно мещанскому позднесоветскому укладу перемены. Ее невинное, всегда немного удивленное лицо здесь — лицо нового поколения, перед глазами которого разворачивается сеанс разоблачения лицемерия условных взрослых (в лице Алексея Баталова и Нийоле Ожелите).

«Торпедоносцы»
Кадр: фильм: «Торпедоносцы»
Лучшую свою роль Глаголева сыграла у Семена Арановича в «Торпедоносцах» — что неудивительно: эта военная драма по сценарию Светланы Кармалиты и Алексея Германа стала, пожалуй, единственным в карьере актрисы опытом работы не с ремесленниками от режиссуры, а подлинным, большим художником. Аранович сумел избавить «Торпедоносцев» от патриотического пафоса, типичного для позднесоветских военных фильмов, найдя к сюжету повести Юрия Германа стилистический ключ: постановочные кадры постоянно перебиваются хроникой, именно в ней черпая оправдание экранной игре в войнушку. Непривычно душераздирающе в своей вечной невинности смотрится здесь и Глаголева, которую все остальные режиссеры тогда видели девушкой современной, а уж никак не вдовой военного времени.

«Выйти замуж за капитана»
Кадр: фильм: «Выйти замуж за капитана»
Именно за роль в мелодраме Виталия Мельникова Глаголева удостоилась звания лучшей актрисы года по версии читателей журнала «Советский экран», в середине 1980-х служившего мерилом народной любви. Конечно, велик соблазн постфактум увидеть в этом кино последний вздох советского патриархального дискурса: сюжет все-таки настойчиво подталкивает столичную штучку-журналистку в крепкие объятия брутального пограничника. Вот только бронебойного обаяния, с каким Глаголева играет милую непутевость, спорность этой коллизии не отменяет.

«Сошедшие с небес»
Кадр: фильм: «Сошедшие с небес»
Притчу Натальи Трощенко без Глаголевой в главной женской роли было бы просто невозможно представить. Одно дело — Абдулов, в семидесятых и восьмидесятых сыгравший немало неуловимо травмированных красавцев, прячущих неприкаянность за внешностью романтического героя. Другое — бездна, временами неожиданно проступающая во взгляде Глаголевой. На ошеломительную развязку, в которой их герои оказываются, в сущности, призраками былой войны, эти глаза, во всяком случае, намекают куда точнее.

«На край света»
Кадр: фильм: «На край света»
По легенде, восемнадцатилетнюю Глаголеву, случайно зашедшую на «Мосфильм» с подругой, операторы фильма «На край света» присмотрели, когда она стояла в очереди в буфет. Вне зависимости от того, сколько в этих словах правды (будущая актриса уже подрабатывала на студии — занималась кастингом для детских фильмов), назад пути уже не было: на съемках фильма спортсменка, мастер спорта по стрельбе из лука, влюбилась не только в режиссера Родиона Нахапетова, но и в кино.

С Рэйфом Файнсом на съемках «Двух женщин»
Фото: промо к фильму «Две женщины»
Как многие пришедшие в режиссуру актеры, Глаголева в своих фильмах демонстрирует в первую очередь мастерство добиваться от своих артистов психологической правды, даже если самим картинам при этом и не всегда хватает постановочной фантазии. К «Двум женщинам», последнему ее режиссерскому проекту, впрочем, эту претензию предъявлять не хочется — не смутила же традиционность подхода Глаголевой к повести Тургенева «Месяц в деревне» сыгравшего главную роль Рэйфа Файнса.
Актриса и телеведущая Лариса Гузеева, дружившая с Глаголевой, подтвердила информацию о ее кончине агентству РИА Новости.
Глаголева родилась в Москве 31 января 1956 года. В кино дебютировала в 1975 году в картине «На край света...». В 1983 году журнал «Советский экран» признал ее лучшей актрисой СССР за роль в мелодраме «Выйти замуж за капитана». В 1990 году сняла первый фильм в качестве режиссера — мелодраму «Сломанный свет». Ее последней работой стала экранизация пьесы Тургенева «Месяц в деревне» под названием «Две женщины» (2014).