Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

В космосе обнаружили идеальную сферу

Изображение: Mark A. Garlick

Группа астрофизиков под руководством Лорана Жизона (Laurent Gizon) из Института Макса Планка в Германии обнаружила самый круглый объект из известных во Вселенной. Им оказалась звезда KIC 11145123, расположенная в пяти тысячах световых лет от Земли. Кратко об открытии рассказывает издание Gizmodo.

Известно, что большинство звезд (как и планет) не являются идеально сферическими, поскольку они сплющиваются из-за вращения вокруг оси и действия собственных полоидальных (проходящих через полюса) магнитных полей. Для определения формы космических объектов учеными обычно используется оптическая интерферометрия, однако ее низкая разрешающая способность позволяла изучать только близкие к Солнечной системе быстро вращающиеся звезды.

В ходе нынешнего исследования астрофизики обратились к астросейсмологическому методу. Используя данные, полученные с помощью телескопа Kepler, они измерили частоту периодических пульсаций белой звезды KIC 11145123. Поскольку этот параметр зависит от геометрии космического объекта, ученые смогли определить степень его деформации.

Выяснилось, что экваториальный радиус звезды лишь на три километра больше полярного. Такое маленькое сжатие объясняется не только чрезвычайно медленным вращением (в три раза медленнее, чем у Солнца), но и действием магнитных полей, которые препятствуют сплющиванию KIC 11145123.

Учитывая, что средний радиус звезды составляет 1,5 миллиона километров, этот объект может считаться почти идеальной сферой. У других космических тел, например у Солнца, разница между экваториальными и полярными радиусами составляет 10 километров, а у Земли — 21 километр.

Исследователи намерены применить астросейсмологический метод для исследования других звезд, наблюдаемых телескопом Kepler. Подход поможет изучить особенности их магнитных полей, а также то, как скорость вращения и другие характеристики влияют на форму космических объектов.